Дело №12-766/2023
25MS0002-01-2023-005051-91
Р Е Ш Е Н И Е
5 сентября 2023 года г. Владивосток
Судья Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края к.з.в.,
с участием защитника Р.Е.В.,
главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> С.М.Б.,
рассмотрев жалобу защитника председателя Совета Октябрьского Р. Р.С.А. - Р.Е.В. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> С.М.Б. от 16 июня 2023 года №-ППР/12-20560-И/75-112 о привлечении председателя Совета Октябрьского РАЙПО Р.С.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
16 июня 2023 года постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае С.М.Б. №-ППР/12-20560-И/75-112 должностное лицо – председатель Совета Октябрьского РАЙПО Р.С.А. был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.
Р.С.А. не согласился с указанным постановлением, его защитником Р.Е.В. была подана жалоба. Согласно доводам заявителя постановление вынесено незаконно и необоснованно, подлежит отмене в связи с отсутствием в действиях Р.С.А. состава административного правонарушения. Кроме того, заявитель полагает, что истек срок привлечения Р.С.А. к административной ответственности за невыполнение предусмотренных трудовым законодательством организационно-распорядительных обязанностей работодателя. В связи с изложенным, защитник просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-ППР/12-20560-И/75-112 отменить; производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении председателя Совета Октябрьского РАЙПОР.С.А.– прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Р.С.А. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступали, направил в суд своего защитника.
Защитник Р.Е.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении жалобы по доводам и основаниям, изложенным в жалобе. Дополнительно пояснила суду, что в настоящее время Первомайским районным судом г.Владивостока рассмотрено гражданское дело по иску Я. Р.В. о восстановлении на работе, аннулировании записи об увольнении, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда; решение суда вступило в законную силу. При этом, в ходе рассмотрения дела Я. Р.В. отказалась от части исковых требований: о восстановлении на работе, аннулировании записи об увольнении, данный отказ был принят судом.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в Приморском крае – главный государственный инспектор труда С.М.Б. возражала относительно доводов жалобы, полагала жалобу необоснованной, просила отказать заявителю в удовлетворении жалобы согласно доводам письменного отзыва на жалобу. Дополнительно пояснила суду, что нарушения трудового законодательства были установлены, подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств; назначенное административное наказание в виде административного штрафа отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Выслушав участников процесса, исследовав доводы жалобы, письменного отзыва на жалобу, изучив и оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации ( далее – ТК РФ), основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Статьей 3 ТК РФ установлено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Как следует из материалов дела, по обращению Я. Р.В. прокуратурой Октябрьского района Приморского края проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в деятельности Октябрьского Р., по результатам которой выявлены нарушения требований действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что согласно заключенному трудовому договору от 12.11.2020 Я. Р.В. принята на должность главного бухгалтера с 12.11.2020 в Октябрьское Районное потребительское общество (Р.).
Место работы Я. Р.В., согласно заключенному трудовому договору от 12.11.2020 определено как: г.Владивосток, ул.2-я Промышленная, д.8 кв.54 (п.1.3 Трудового договора).
04.05.2022 председателем Совета Октябрьского Р. издано распоряжение по аппарату Октябрьского Р. № 17 об отмене режима дистанционной работы с 14.07.2022 в отношении главного бухгалтера Октябрьского Р. Я. Р.В..
В период времени с 15.07.2022 по 27.09.2022 в отношении Я.Р.В. составлялись акты об отсутствии ее на рабочем месте, а на основании данных актов, 27.09.2022 председателем Совета Октябрьского Р. издан приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с главным бухгалтером Я. Р.В. с 27.09.2022, по основанию предусмотренному пп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ, за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей.
Согласно ст. 312.1 ТК РФ на дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Часть 1 ст. 56 ТК РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Обязательными для включения в трудовой договор являются условия в том числе, о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
Изменение такого обязательного условия трудового договора, как условие о месте работы, возможно только в порядке, предусмотренном ст. 72.1 ТК РФ и не может осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника.
Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем, за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Правовой анализ вышеуказанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что положения ч. 1 ст. 74 ТК РФ, не могут применяться без учета положений ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ, в силу которых любое изменение такого условия трудового договора, как место работы (к которому, по смыслу указанной нормы относится и местность (населенный пункт) может быть осуществлено только по соглашению сторон.
Согласно ч. 7 ст. 209 ТК РФ следует, что рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что главный бухгалтер Совета Октябрьского Р. Я. Р.В. надлежащим образом не уведомлена об отмене режима дистанционной работы с 14.07.2022, что нарушает её права, предусмотренные ст. 21 ТК РФ, а именно право на получение достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
По факту неправомерных действий должностных лиц Совета Октябрьского Р. и нарушения трудового законодательства РФ Я. Р.В. обратилась в прокуратуру Приморского края с жалобой.
24.04.2023 по результатам проверки соблюдения требований трудового законодательства Советом Октябрьского Р., и.о. прокурором Октябрьского района М.В.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении председателя Совета Октябрьского Р. Р.С.А. (л.д.15-18, Дело №-ППР/12-20560-И/75-112). Постановление и.о. прокурора Октябрьского <адрес> для рассмотрения и принятия решения направлено в Государственную инспекцию труда в Приморском крае.
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Октябрьским Р., в лице и.о. председателя О.Т.И. и Я. Р.В., работнику определено место работы, расположенное по адресу: <адрес> (п. 1.3 Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ), а следовательно, при подписании трудового договора между работодателем Совета Октябрьского Р. и Я. Р.В. было достигнуто соглашение об условиях трудового договора, в том числе относительно места работы.
Изменение работодателем в одностороннем порядке существенных условий труда возможно лишь с учетом положений ст. 72.1 ТК РФ, что в данном случае работодателем не было сделано, что привело к незаконному увольнению, в результате которого Я. Р.В. была вынуждена обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что в действиях работодателя – председателя Совета Октябрьского Р. Р.С.А., содержится объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, выразившаяся в нарушении трудовых норм, содержащих законные, а потому обязательные для работодателя конкретные предписания, однозначные требования и запреты, направленные, прежде всего, на обеспечение гарантированных, общепризнанных прав заведомо подчиненной и потому более слабой стороны, то есть работника.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, в действиях председателя Совета Октябрьского Р. Р.С.А. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Факт совершения вменяемого административного правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе: жалобой Я. Р.В., постановлением и.о. прокурора Октябрьского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.04.2023; приказом о прекращении (расторжении) трудового договора от 27.09.2022 и иными материалами дела.
Доказательства того, что председатель Совета Октябрьского Р. Р.С.А. принимал надлежащие меры, направленные на исполнение трудового законодательства в части выявленных нарушений, отсутствуют. Р.С.А. имел возможность для принятия необходимых мер, однако, не проявил в достаточной степени внимательность и заботливость. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действии (бездействии) должностного лица.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении председателя Совета Октябрьского Р. Р.С.А. к возложенным на него обязанностям по соблюдению трудового законодательства, и к интересам работника, которому государством гарантируется создание трудовых условий, в том числе на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором и иными распорядительными документами работодателя, в части перемещения на другое рабочее место (ч. 1 ст. 21 ТК РФ).
Доводы жалобы заявителя относительно отсутствия в действиях Р.С.А. события инкриминируемого административного правонарушения не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Согласно ст. 23.12 КоАП РФ рассмотрение дел данной категории относится к компетенции Государственной инспекции труда.
Постановление Государственной инспекции труда в Приморском крае мотивировано, вынесено в соответствии с правилами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеющимся в деле доказательствам дана правовая оценка, постановление Государственной инспекции в Приморском крае не противоречит требованиям настоящего Кодекса и оснований для его отмены не усматривается.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ должностным лицом Государственной инспекции труда в Приморском крае были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы мотивированы, соответствуют требованиям закона, основаны на собранных по делу доказательствах и оснований считать их неправильными у суда не имеется, нарушений норм процессуального права не допущено; установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность (совершение Р.С.А. административного правонарушения впервые); наказание назначено с учетом ст. 4.2 и ст. 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции статьи; оснований для отмены постановления судом не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае С.М.Б. от ДД.ММ.ГГГГ №-ППР/12-20560-И/75-112 о привлечении председателя Совета Октябрьского Р. Р.С.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения; жалобу защитника председателя Совета Октябрьского РАЙПО Р.С.А. - Р.Е.В., - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока в течение 10 дней.
Судья Ленинского районного суда
г.Владивостока К.З.В.