Дело №
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Сухановой А.Г. при секретаре Коротковой С.Э.
с участием представителя истца помощника Шадринского межрайонного прокурора Грохотовой Е.Г., представителя ответчика ГБУ «Шадринская центральная районная больница» Егорова В.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске 4 мая 2023 года
гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ «Шадринская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации розничной торговли лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерском пункте в с.Погорелка Шадринского муниципального округа,
УСТАНОВИЛ:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ «Шадринская центральная районная больница» (далее ГБУ «ШЦРБ») о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации розничной торговли лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерском пункте в с.Погорелка Шадринского муниципального округа. Свои требования мотивировав тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении в части обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями в деятельности ГБУ «ШЦРБ», по результатам которой установлено, что лечебное учреждение имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности №ЛОПОИ 141-45/00364966 от 11.12.2019, а также лицензию на осуществление фармацевтической деятельности №ЛО42-01141-45/00270318 от 28.03.2018, согласно которой хранение лекарственных препаратов, а также их отпуск осуществляется в фельдшерско-акушерских пунктах ГБУ «ШЦРБ».
Надзорными мероприятиями выявлено, что в с.Погорелка Шадринского муниципального округа отсутствуют аптечные и иные фармацевтические организации. В нарушение положений действующего законодательства, а также уставных целей ГБУ «ШЦРБ» розничная торговля лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ул.Северная, 15, с.Погорелка Шадринского района Курганской области, не осуществляется.
Сложившееся положение дел существенным образом нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, противоречит основным принципам здравоохранения, влечет возникновение значительных неудобств, временных и материальных затрат, связанных с возможностью приобретения лекарственных средств лишь в отдаленном населенном пункте, что создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей сельского поселения, а также неопределенного круга лиц, оказавшегося на его территории.
Обращаясь в суд с требованиями о возложении обязанности по организации осуществления розничной торговли в фельдшерско-акушерском пункте, прокурор реализует принадлежащие ему публичные полномочия для защиты неопределенного круга лиц, так как невозможно индивидуализировать конкретных граждан, нуждающихся в незамедлительном приобретении лекарственных препаратов с доступностью в пределах сельского поселения, и привлечь их в процесс в силу численного непостоянства и персональной изменчивости.
С учетом уточнения требований просит признать незаконным бездействие ГБУ «ШЦРБ», выразившееся в непринятии мер по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курганская область, Шадринский муниципальный округ, с.Погорелка, ул.Северная, 15 обязать ГБУ «ШЦРБ» организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, в соответствии с требованиями раздела II приложения № 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец помощник Шадринского межрайонного прокурора исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Егоров В.Е. в судебном заседании исковые требования признал, о чем представил в суд соответствующее заявление.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения Курганской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по существу требования не высказал.
Выслушав стороны, изучив представленные письменные доказательства по делу, суд считает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу статей 7, 41 Конституции РФ в Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
К основным принципам охраны здоровья, закрепленным в ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», относятся соблюдение прав граждан и сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими права государственных гарантий, доступность медицинской помощи, а также социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Названные принципы предполагают необходимость оказания нуждающимся в лечении гражданам всего спектра медицинских услуг вне зависимости от каких-либо внешних обстоятельств.
Согласно положениям ст. 10 названного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе надлежащей организацией её оказания по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
В силу п.5 ст. 19 указанного закона пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.69 вышеуказанного закона право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Из ст.79 названного закона следует, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезисекционных и дератизационных средств обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.32 Закона № 323-ФЗ одним из видов медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, положение об организации оказания которой утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и их структурных подразделениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 19.2-19.4 Приказа №543н первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населенных пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах.
Фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации. В число основных задач его деятельности входит реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций (п.п.2, 11 правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, утвержденных Приказом № 543н).
В силу п.33 ст.4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов, именуется фармацевтической.
На основании ч.1 ст.52 Закона № 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется в том числе медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Физические лица, работающие в обособленных подразделениях медицинской организации, могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами.
Согласно ч.1 ст. 55 Закона № 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики.
Указанные правила утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».
В соответствии с п.п.«б» п.7 Правил руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает определение политики и целей деятельности, направленных на удовлетворение спроса покупателей в товарах аптечного ассортимента, минимизацию рисков попадания в гражданский оборот недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов, медицинских изделий и биологически активных добавок, а также эффективное взаимодействие медицинского работника, фармацевтического работника и покупателя.
В целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента руководитель субъекта розничной торговли организует оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учет, реализацию и отпуск, обеспечение системы закупок, предотвращающей распространение фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров аптечного ассортимента (п.п.«а», «б» п.8 Правил).
В силу п. 18 Правил руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает и поддерживает в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для выполнения лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению фармацевтической деятельности, которая в том числе включает: а) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда б) оборудование для процессов (технические и программные средства) в) службы обеспечения (транспорт, связь и информационные системы).
В соответствии с п.п.«г» п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081, одним из лицензионных требований осуществления фармацевтической деятельности в обособленном фельдшерско-акушерском пункте является соблюдение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
В настоящее время такие правила утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.08.2010 №735н, с 1 марта 2022 года в силу вступили новые правила в обозначенной сфере, принятые Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1093н. Указанными правилами регламентируется порядок и процедура отпуска лекарственных препаратов.
Из Устава ГБУ «ШЦРБ» следует, что предметом и целями деятельности районной больницы являются: обеспечение права граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь оказание первичной медико-санитарной помощи проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности, повышение качества оказания медицинской помощи (п.2.4 Устава).
Согласно п.2.5 Устава для достижения перечисленных целей ГБУ «ШЦРБ» осуществляет следующие основные виды деятельности: медицинская деятельность фармацевтическая деятельность, деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений иные виды деятельности.
В судебном заседании установлено, что ГБУ «ШЦРБ» имеет действующие лицензии на осуществление фармацевтической и медицинской деятельности №ЛО42-01141-45/00270318 от 28.03.2018 и №ЛО41-01141-45/00364966 от 11.12.2019.
Согласно выписке из реестра лицензии №ЛО42-01141-45/00270318 от 28.03.2018 местом осуществления указанного лицензируемого вида деятельности, в том числе является фельдшерско-акушерский пункт, расположенный в с.Погорелка Шадринского района Курганской области, который оказывает услуги по хранению и отпуску лекарственных препаратов медицинского применения, розничной торговли лекарственными препаратами.
Представителем ответчика не опровергался тот факт, что в с.Погорелка Шадринского муниципального округа отсутствуют аптечные и иные фармацевтические организации, ближайший пункт реализации лекарственных средств находится на территории г.Шадринска.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства, а также уставных целей ГБУ «ШЦРБ» розничная торговля лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ул.Северная, 15, с.Погорелка Шадринского муниципального округа Курганской области, не осуществляется.
В силу приведенных выше положений закона розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения осуществляется в объеме аптечного ассортимента, минимальный размер которого установлен в разделе II приложения N 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
В силу ст.1 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в порядке ст.45 ГПК РФ вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В данном случае кругом лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов в силу численного непостоянства и персональной изменчивости, являются жители населенного пункта.
Сложившееся положение существенным образом нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, противоречит основным принципам здравоохранения, влечет возникновение значительных неудобств, временных и материальных затрат, связанных с возможностью приобретения лекарственных средств лишь в отдаленном населенном пункте, что создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей сельского поселения, а также неопределенного круга лиц, оказавшегося на его территории.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Шадринского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГБУ «Шадринская центральная районная больница», выразившееся в непринятии мер по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курганская область, Шадринский муниципальный округ, с.Погорелка, ул.Северная, 15.
Обязать ГБУ «Шадринская центральная районная больница» организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курганская область, Шадринский муниципальный округ, с.Погорелка, ул.Северная, 15, в соответствии с требованиями раздела II приложения № 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2023 года.
Судья А.Г.Суханова