Решение по делу № 5-792/2018 от 01.06.2018

      Дело № 5-792/18 М2

ПОСТАНОВЛЕНИЯ

г. Горно-Алтайск                                                                01июня  2018 года   

                                                                                     

Мировой судья судебного участка № 2 г. Горно-Алтайска Сапунова М.Г. рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении юридического лица Бюджетного учреждения Республики Алтай «Республиканский центр оценки качества образования» далее БУ РА «РЦОКО» , ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, расположенного в г. Горно-Алтайске <АДРЕС>, 44/1.

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо Бюджетное учреждение Республики Алтай «Республиканский центр оценки качества образования» совершило нецелевое использование бюджетных средств при следующих обстоятельствах.

В ходе проведения контрольного мероприятия «проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных на проведение единого государственного экзамена в Республике Алтай» за 2016-2017 годы в бюджетном учреждении Республики Алтай «Республиканский центр оценки качества образования» выявлено нецелевое использование средств республиканского бюджета Республики Алтай (далее - республиканский бюджет), допущенное при осуществлении переданных полномочий Министерства образования и науки Республики Алтай по исполнению публичных нормативных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, что подтверждается следующими доказательствами.

В соответствии с ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в РФ») и ч. 3 ст. 7 Закона Республики Алтай от 15.11.2013 № 59-РЗ «Об образовании в Республике Алтай» педагогическим работникам образовательных учреждений, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена в размере и порядке, установленных Правительством Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 19.02.2014 № 26 принято расходное обязательство, устанавливающее порядок и размер компенсации педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета, выделенных на проведение единого государственного экзамена (далее - Порядок предоставления компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ от 19.02.2014 № 26).

Порядком предоставления компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ от 19.02.2014 № 26, установлено, что выплата компенсации педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, осуществляется за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета, выделяемых на проведение единого государственного экзамена (п. п. 1, 2).

Исходя из положений ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, компенсационные выплаты педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена, установленные Постановлением Правительства Республики Алтай от 19.02.2014 № 26, являются публичными нормативными обязательствами, которым, согласно п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, присваиваются уникальные коды целевых статей расходов республиканского бюджета Республики Алтай.

Бюджетными учреждениями могут осуществляться полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед гражданами в денежной форме (п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями указанных полномочий осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Порядок осуществления бюджетным учреждением Республики Алтай и автономным учреждением Республики Алтай полномочий исполнительного органа государственной власти Республики Алтай по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансовом обеспечении их осуществления утвержден Постановлением Правительства Республики Алтай от 08.12.2010 № 285 (далее - Порядок осуществления учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств от 08.12.2010 №285).

Министерством образования и науки Республики Алтай (далее - Министерство) во исполнение п.5 Порядка осуществления учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств от 08.12.2010 №285 принят правовой акт - приказ от 30.12.2016 № 1998 «Об осуществлении бюджетными и автономными учреждениями Республики Алтай полномочий Министерства образования и науки Республики Алтай по исполнению публичных нормативных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме и признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Республики Алтай от 05 февраля 2016 года №149» (далее - приказ Министерства от 30.12.2016 № 1998), в котором утвержден перечень публичных нормативных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, учреждениями Республики Алтай от имени и по поручению Министерства, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Приказом Министерства от <ДАТА7> <НОМЕР> с <ДАТА7> перечень публичных нормативных обязательств дополнен обязательством «компенсация педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена» (далее - компенсация педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ), исполнение которого возложено на БУ РА «РЦОКО».

В соответствии с п. п. 7 и 8 Порядка осуществления учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств от 08.12.2010 № 285 и п. п. 3 и 4 приказа Министерства от 30.12.2016 № 1998 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий Министерства по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, доведенных ему как получателю средств республиканского бюджета на указанные цели, учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени Министерства на основании платежных документов, представленных им в территориальные органы Федерального казначейства.

Бюджетным учреждением операции по исполнению публичных обязательств, осуществляемые перед гражданами в денежной форме, учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему получателю бюджетных средств (органу государственной власти субъекта Российской Федерации, передающему полномочия) (ч. 9 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).

Для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств Министерству в Управлении Федерального казначейства по Республике Алтай <ДАТА9> отрыт лицевой счет <НОМЕР>.

Статьей 21 Бюджетного кодекса РФ определено, что перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными программами, и (или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Уведомлением от <ДАТА10> <НОМЕР> об изменениях бюджетных ассигнований республиканского бюджета на 2017 год Министерством финансов Республики Алтай изменены бюджетные ассигнования республиканского бюджета на 2017 год Министерству образования и науки Республики Алтай на основании Распоряжения Правительства Республики Алтай от <ДАТА11> <НОМЕР> (в связи с особенностями исполнения республиканского бюджета, установленными Законом Республики Алтай от <ДАТА12> <НОМЕР>-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»), в том числе увеличены бюджетные ассигнования в объеме «+» 2 565,900 тыс. рублей по кодам бюджетной классификации (далее -КБК):

разделу, подразделу 0702 «Общее образование»;

целевой статье 0720103002 «Организация проведения единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников»;

виду расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств».

Изменения показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Министерством финансов Республики Алтай по КБК 903/0702/0720103002/321 в объеме «+» 2 565,900 тыс. рублей доведены до Министерства образования и науки Республики Алтай расходным расписанием <НОМЕР> от <ДАТА13>

Законом Республики Алтай от <ДАТА14> <НОМЕР> «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» изменения бюджетных ассигнований республиканского бюджета по КБК 903/0702/0720103002/321 в объеме 2 565,900 тыс. рублей внесены в Закон Республики Алтай от <ДАТА12> <НОМЕР>-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Министерством образования и науки Республики Алтай в свою очередь лимиты бюджетных ассигнований и предельные объемы финансирования республиканского бюджета доведены расходными расписаниями Министерству образования и науки Республики Алтай как получателю бюджетных средств на лицевой счет <НОМЕР> в объеме 2 055,900 тыс. рублей (расходным расписанием от <ДАТА15> <НОМЕР> в объеме 2 565,900 тыс. рублей, расходным расписанием от <ДАТА16> 2017/U8984/1 в объеме «-» 510,000 тыс. рублей).

В 2017 году бюджетном учреждении Республики Алтай «Республиканский центр оценки качества образования» (далее по тексту - БУ РА «РЦОКО») осуществляло оплату денежных обязательств по исполнению публичных нормативных обязательств по выплате компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, от имени Министерства на основании заявок на кассовый расход и заявок на получение наличных денег, представленных им в Управление Федерального казначейства по Республике Алтай. Выплаты указанным лицам производились на основании приказов Министерства путем перечисления денежных средств на счет, открытый на имя педагогического работника в кредитной организации и путем выдачи наличных средств из кассы.

Согласно п.п. 1-3 Порядка предоставления компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ от 19.02.2014 № 26 выплата компенсации осуществляется Министерством в пределах выделенных бюджетных ассигнований республиканского бюджета, выделяемых на проведение единого государственного экзамена, следующим категориям педагогических работников образовательных организаций, участвующим в проведении единого государственного экзамена:

членам государственной экзаменационной комиссии;

руководителям пунктов проведения единого государственного экзамена;

членам предметных комиссий (подкомиссий) по общеобразовательным предметам государственной экзаменационной комиссии;

членам конфликтной комиссии;

специалистам, осуществляющим организацию проведения единого государственного экзамена и обработку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена.

Согласно ч. 9 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» гарантии и компенсации лицам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденных от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, применяются только в отношении педагогических работников образовательных организаций.

Всего в 2017 году БУ РА «РЦОКО» за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета, выделяемых на проведение единого государственного, произведена выплата компенсации лицам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, в сумме 2 055,900 тыс. рублей, из них 400,727 тыс. рублей (2 % от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Алтай от <ДАТА12> <НОМЕР>-РЗ) использованы по нецелевому назначению - направлены на оплату компенсации не педагогическим работникам образовательных организаций.

В нарушение ч. 9 ст. 47 Федерального зайюна «Об образовании в РФ», ч. 3 ст. 7 Закона Республики Алтай от 15.11.2013 № 59-РЗ «Об образовании в Республике Алтай», п. 3 Порядка предоставления компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ от 19.02.2014 № 26 на основании приказов Министерства образования и науки Республики Алтай от <ДАТА17> <НОМЕР>, от <ДАТА18> <НОМЕР> «Об оплате компенсации членам государственной экзаменационной комиссии Республики Алтай, руководителям пунктов проведения экзаменов, членам конфликтной комиссии Республики Алтай, специалистам, осуществляющим организацию проведения единого государственного экзамена и обработку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена 2017 году», от <ДАТА19> <НОМЕР> «Об оплате компенсации членам предметной комиссии Республики Алтай по русскому языку, участвующим в перепроверке работ по итоговому сочинению (изложению) выпускников образовательных организаций Республики Алтай и специалистам, осуществляющим организацию проведения и обработку бланков итогового сочинения (изложения) основного этапа в декабре 2017 года» БУ РА «РЦОКО» от имени Министерства произведены компенсационные выплаты специалистам, не являющимися педагогическими работниками образовательных организаций.

Всего за период с <ДАТА20> по <ДАТА21> осуществлены выплаты компенсации за участие в подготовке и проведении единого государственного экзамена на общую сумму 400,727 тыс. рублей 28 гражданам: Министерства образования и науки Республики Алтай; муниципальным служащим муниципальных органов управления образования; специалисту Казенного учреждения Республики Алтай «Центр по обеспечению деятельности Министерства образования и науки Республики Алтай и подведомственных ему учреждений»; работникам и руководителю БУ РА «РЦОКО», которые не являются педагогическими работниками образовательных организаций, в силу того, что их должности не относятся к педагогическим работникам, а также того, что Министерство, муниципальные органы управления образования, КУ РА «Центр по обеспечению деятельности Министерства образования и науки Республики Алтай и подведомственных ему учреждений» не относятся к образовательным организациям.

В судебном заседании представитель юридического лица директор <ФИО1>, защитники <ФИО2>, <ФИО3>, действующие по доверенности, с протоколом об административном нарушении не согласны, пояснив, что на проведение ЕГЭ были выделены данные денежные средства 20 млн. руб., и целевым образом израсходованы, срывов в проведении мероприятия не имелось,  в Законе «Об образовании» ст. 7 предусмотрены компенсационные выплаты педагогическим работникам,  направили <ДАТА22> проект изменений в Закон, который будет рассмотрен на заседании Правительства РА, действительно выплатили за работу по проведению ЕГЭ не педагогическим работникам 2%, что составило 400 тысяч руб., однако без этих людей, которых привлекают ежегодно, они организаторы, едут в другие регионы, следят, чтобы не списывали дети задания с телефонов, в туалете, как правильно оформлены бланки, организовать питание, подвезти детей, в случае наводнения, форс-можорных обстоятельствах и т.д. т.е. люди не всегда с педагогическим образование привлекаются из числа сотрудников Министерства образования РА, их Центра и т.д., без этих людей сложно провести ЕГЭ,  итоговую аттестацию провели хорошо, попали в «зеленую» зону, т.е. цель достигнута, люди могут получить компенсацию за проделанную работу. Гражданско-правовые договоры с ними не могут заключать, т.к. решением Арбитражного суда РА разъяснено, что они не оказывают услугу, но эти люди работают в системе образования. Кроме того, Акт проверки от <ДАТА23>, а административный протокол составлен позднее <ДАТА24>, с нарушением сроком, установленных КоАП РФ, просят суд признать правонарушение малозначительным, ограничиться устным замечанием.     

Представители Контрольно-счетной палаты РА <ФИО4>, <ФИО5>, <ФИО6>, действующие по доверенности настаивали на протоколе об административном нарушении.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит вину установленной. 

Виновность юридического лица БУ РА «РЦОКО» подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА25> года; Актом по результатам контрольного мероприятия от <ДАТА23>, Приказом <НОМЕР> от 30.12.2016г., утвержденных перечень публичных нормативных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, Распоряжением о перераспределении бюджетных ассигнований на 2017г., штатным расписанием БУ «РЦОК», платежными ведомостями, платежными поручениями, должностными инструкциями, трудовыми договорами.  

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Однако, суд полагает, что данное административное правонарушение  не является малозначительным, поскольку правонарушение относится к соблюдению порядка использования бюджетных средств.

Суд полагает, что в соответствии с п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от <ДАТА27> N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при примени КОАП РФ», у юридического лица для соблюдения требований законодательства не было препятствий, возможно было изыскать иные методы оплаты привлеченным работникам при проведении ЕГЭ.

Юридическое лицо БУ РА «РЦОКО» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

При назначении наказания учитываются требования ст.4.1 КоАП РФ.

Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств не усматривается. Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо Бюджетное учреждение Республики Алтай «Республиканский центр оценки качества образования» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч  36 рублей 35 коп.

Штраф подлежит отплате в течение 60 дней со дня вступления постановления суда в законную силу по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: УФК по Республике Алтай (Контрольно-счетная палата Республики Алтай), л/счет 04772000150,

Отделение НБ Республика Алтай г.Горно-Алтайск, номер счета получателя платежа: 40101810500000010000, БИК: 048405001, КПП 041101001, ОКТМО 84701000.

КБК: 91411690020 020000140

Разъяснить ч.1 ст. 32.2 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. Предупредить об административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа в установленный срок.

При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа не основании ст. 32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Горно-Алтайский городской суд с подачей жалобы через мирового судью судебного участка 2 г. Горно-Алтайска Республики Алтай.

Мировой судья                                                                      М.Г. Сапунова

Дата выдачи исполнительного документа: «___»_____________2018 г.

Административный штраф (не) оплачен.

Исполнитель: