Судья: Орлова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело № 33-5720
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-4701/2019)
23 июня 2020 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Евдокименко А.А.,
судей - Ивановой Е.Н. и Пинчук С.В.,
при секретаре – Ивановой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Резяпкиной Т.В. на решение Октябрьского районного суда города Самары от 5 декабря 2019 года, которым (в редакции определения Октябрьского районного суда города Самары от 10 марта 2020 года) постановлено:
«Исковые требования Резяпкиной Т.В. - удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара включить Резяпкиной Т.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации. В удовлетворении остальной части искового заявления - отказать.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., возражения на доводы апелляционной инстанции представителя ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара – Сиваковой Е.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Резяпкина Т.В. обратилась в суд с иском о включении периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии к ответчику – ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара в обоснование своих требований указав, что комиссия ответчика отказала истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального страхового стажа работы, засчитав в названный стаж <данные изъяты>. Комиссия ответчика не включила в специальный страховой стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 19 ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы истца в должности фельдшера (по приему вызовов) в ГБУЗ Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи». Истец находит названное решение ответчика незаконным и необоснованным и считает, что на момент подачи названного заявления в пенсионный орган необходимый специальный страховой стаж у истца имелся.
На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просила суд: 1) признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости; 2) обязать ответчика включить в специальный страховой стаж истцу следующие периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы истца в должности фельдшера (по приему вызовов) в ГБУЗ Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи»; 3) установить, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцом выработан специальный стаж, связанный с осуществлением лечебной деятельности не менее 30 лет.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Резяпкина Т.В. считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить её иск в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы Резяпкиной Т.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Правительством Российской Федерации в целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года, включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при том учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно - профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2006 года №84-0 и от 29 января 2009 года №67-0-0).
Таким образом, из содержания указанных норм права и правовых позиций Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ следует, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Резяпкина Т.В. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара № № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа на соответствующих видах работ. На дату обращения в пенсионный орган в специальный стаж Резяпкиной Т.В. зачтено <данные изъяты>.
Из указанного решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что в специальный медицинский стаж истца не засчитаны следующие спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера (по приему вызовов) в ГБУЗ СО «Самарская городская станция скорой медицинской помощи»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Резяпкиной Т.В. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации она продолжала работать и за ней сохранялась средняя заработная плата на период ее обучения, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации она направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности.
В указанной части решение суда не оспаривается.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает должность фельдшера (по приему вызовов) в ГБУЗ СО «Самарская городская станция скорой медицинской помощи».
Статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона N 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска в части включения в специальный медицинский стаж периода работы Резяпкиной Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера (по приему вызовов) в ГБУЗ СО «Самарская городская станция скорой медицинской помощи», исходя из того, что занимаемая истцом должность не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Льготный характер работы истца в спорный период сведениями персонифицированного учета также не подтверждается. Справка, уточняющая характер работы истца, в которой бы отражалось право Резяпкиной Т.В. на досрочную пенсию, работодателем не выдавалась.
Судом первой инстанции правомерного отказано Резяпкиной Т.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку она не имеет требуемого стажа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера (по приему вызовов) в ГБУЗ СО «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» следует включить в специальный медицинский стаж, поскольку у нее имеется среднее специальное медицинское образование по специальности «фельдшер», в ее обязанности входило в том числе оказание экстренной медицинской помощи при амбулаторном обращении больных и пострадавших на станцию, должность «фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи» относится в среднему медицинскому персоналу, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, что истцом на 1 ставку выполнялась именно лечебная деятельность, а не деятельность организационного характера фельдшера (по приему вызовов) на станции скорой помощи, в материалы дела не представлено. Основными обязанностями истца являлись обязанности фельдшера по приему вызовов.
Все остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Октябрьского районного суда города Самары от 5 декабря 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Резяпкиной Т.В.- без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -