УИД: 63MS0114/01/2020-005391-18
Номер дела первой инстанции 2-24/2021 (судья Леванова Е.С.)
Дело апелляционной инстанции №11-73/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
03 августа 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Безденежного Д.В.
с участием:
представителей ответчиков Селивановой М.И., Аббасовой М.Н. по доверенности,
при секретаре Дзанаевой З.В
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Зюзиной Т.Д., в лице представителя Аббасовой М.Н., на решение мирового судьи судебного участка № 156 Ставропольского судебного района Самарской области от 19 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-24/2021 (УИД 63MS0114-01-2020-00539-18) по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Зюзиной Тамаре Дмитриевне о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
Проверив материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Эко СтройРесурс» в лице представителя обратился в суд с иском к Зюзиной Тамаре Дмитриевне о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обосновании заявленных исковых требований указано, что истец по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018г. осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
В силу публичности договор с Региональном оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания истцом услуг потребителю.
Должник является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской Единого государственного реестра недвижимости. Общая площадь объекта недвижимости составляет 479,4 кв.м.
Согласно формулы расчета суммы ежемесячная плата за коммунальную услугу для ответчика составляет 2174,58 рублей. С 01.01.2019 истец принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Истцом в адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг. Обязательство по оплате оказанных услуг не было исполнено должником. Сумма задолженности за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 26094,96 рублей. 13.03.2020г. ООО «ЭкоСтройРесурс» было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Зюзиной Тамары Дмитриевны задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период сянваря 2019 г. по январь 2020 г. в размере26094,96 рублей.
Мировым судьей 19.03.2021 года по результатам рассмотрения искового заявления ООО «Эко СтройРесурс» постановлено решение, согласно которому с Зюзиной Т.Д. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» взыскана сумма задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по январь 2020 года в размере 26 094,96 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 983,00 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение мирового судьи отменить, вынести по делу новое решение, в котором требования потребителя удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явился, до начала судебного заседания представил возражения на апелляционную жалобу и заявление о рассмотрении жалобы без участия представителя истца, отказав в ее удовлетворении, оставив решение мирового судьи без изменения.
Представители ответчика Зюзиной Т.Д. - Селиванова М.И. и Аббасова М.Н. по доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили её удовлетворить, отменить решение мирового судьи, а в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что Зюзина Т.Д. с 18.02.2010г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Общая площадь объекта недвижимости составляет 479,4 кв.м.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, регулируется положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с Региональным оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. территории муниципальных образований подлежат регулярно очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальным отходами, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 1 ноября 2018 года общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156).
Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и типовой договор опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018г.
Таким образом, в силу публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также согласно статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 1 января 2019 года, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2018 года №41963-АЧ/04 договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками помещений и региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства заключения договора между истцом и ответчиком о вывозе твердых коммунальных отходов подлежат отклонению по вышеуказанным обстоятельствам, как не основанные на приведенных выше нормах материального права.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018г. № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019г. №95 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 (далее - Приказ № 1023) утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (далее - МКД и ИЖС соответственно) и составляет 0,091 м3 в год.
Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно формуле расчета суммы (единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 куб. м.) х предельный тариф (598,16 руб. / куб. м.) / 12 (количество месяцев в году) ежемесячная плата за коммунальную услугу для ответчика составляет 2174 рублей 58 копеек.
С 1 января 2019 года региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом.
Зюзина Т.Д. является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, площадь объекта 479,4 кв. м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также постоянно проживает в указанном жилом доме.
Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с января 2019 года по январь 2020 года не было исполнено должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 26 094 руб. 96 коп. (2174руб. 58 коп. (сумма в месяц) х 13 (количество месяцев) – 2174,58 рублей (частичная оплата) = 26094 руб. 96 коп. (общая сумма задолженности).
Истцом в адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг, однако обязанность по оплате услуг не была исполнена.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Зюзиной Т.Д. в пользу Общества «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по январь 2020 года в размере 26094 рубля 96 копеек.
07.04.2020 года судебный приказ отменен, поскольку поступили возражения от ответчика.
Разрешая исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс», суд первой инстанции исходил из того, что региональным оператором предоставлены Зюзиной Т.Д. услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Однако оплата за полученные услуги не произведена, в связи с чем судом взыскана с ответчика сумма задолженности в размере 26094 рубля 96 копеек, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 983 рублей.
Такой вывод суда первой инстанции является правильным, поскольку в силу публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, потребителю оказаны услуги, которые вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019г., то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Отказ ответчика от фактического получения услуг в адрес истца не поступал, доказательств ненадлежащего исполнения или неисполнения истцом обязанности по предоставлению коммунальных услуг, не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции проверены доводы о том, что контейнеры не были установлены и не организована контейнерная площадка по ул. Тимирязева в г.Тольятти.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию твердых коммунальных отходов и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. №228.
Кроме того, в соответствии с разделом 6 постановления Правительства Самарской области №44, в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление твердых коммунальных отходов может производиться децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
В соответствии п. 2.6 постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 №449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» (далее – постановлением Правительства Самарской области№449) количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами с учетом установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 8.6. постановления Правительства Самарской области №449 бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников жилых помещений, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
Согласно п. 8.7. постановления Правительства Самарской области №449 бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников жилого дома несут собственники этого дома.
Согласно п. 8.9. Постановления Правительства Самарской области№449 в случае, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не разграничен, собственник такого участка не определен, бремя содержания такой контейнерной площадки и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, возлагается на органы местного самоуправления.
В п. 13 постановления Правительства Российской Федерации №1156 и постановлении Правительства Самарской области №449 указано, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом под погрузкой твердых коммунальных отходов понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В свою очередь под уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 1156).
Таким образом, для создания мест накопления твердых коммунальных отходов, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
В целях развития территориальной схемы в обязанности органов местного самоуправления к вопросам местного значения отнесены участие в организации сбора, в том числе раздельного ТКО, а также создание мест накопления в соответствии с санитарными нормами и правилами и ведение их реестра.
Допускается приобретение контейнеров и бункеров, а также пакетов и емкостей при децентрализованном вывозе мусора, непосредственно региональным оператором. Указанное следует из положений основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016г. № «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Основы).
Пунктом 90 Основ предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Однако, в тариф на услугу регионального оператора на 2019 год, установленный Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, не включены расходы на приобретение контейнеров, бункеров и специально предназначенных емкостей.
Таким образом, контейнеры могут приобретаться и устанавливаться в местах накопления твердых коммунальных отходов, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления твердых коммунальных отходов, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
Случаи и основания уменьшения размера платы за коммунальные услуги определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила№354).
Пунктом 148(45) Правил № 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом и нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При этом единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №1156.
Между тем, Зюзиной Т.Д. не представлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, являющегося доказательством, подтверждающим ненадлежащее оказание региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 01.01.2019 г. региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом.
Кроме того, лицами, ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок и определяющими количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений или лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, органы местного самоуправления.
В силу п. 18 ст. 14, п. 15 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образованиях.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Указанные в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления относятся к вопросам местного значения муниципальных образований на основании статей 14,15,16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228, в связи с чем является нормативно - правовым документом.
Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области, в котором места сбора твердых коммунальных отходов определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области.
Согласно п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471 накопление твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов, на территории Самарской области осуществляется путем складирования твердых коммунальных отходов, в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии внутридомовой инженерной системы); централизованным способом - в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, а также с использованием специально предназначенных емкостей при отсутствии контейнерных площадок - децентрализованным способом.
Таким образом, исходя из императивных указаний Федерального законодательства, регулирующего обращение с твердыми коммунальными отходами, в частности постановления Правительства Российской Федерации № 1156, следует, что место накопления твердых коммунальных отходов - это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами.
В соответствии пп. «в» п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471 в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление твердых коммунальных отходов может производиться исключительно децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
При этом децентрализованный способ накопления твердых коммунальных отходов предусматривает следующее:
-расположение мест накопления твердых коммунальных отходов при децентрализованном способе накопления определяется потребителями по согласованию с региональным оператором и в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471);
-изменение децентрализованного способа накопления, указанного в пп. «в» п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471, на способ, указанный в пп. «б» п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471, осуществляется путем создания контейнерных площадок и размещения на них контейнеров и бункеров.
Из анализа указанных выше норм следует, что места накопления твердых коммунальных отходов при децентрализованном способе накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке должны быть согласованы с органами местного самоуправления с учетом санитарно-эпидемиологического законодательства, а сам по себе децентрализованный способ накопления не подразумевает вывоз твердых коммунальных отходов от каждого домовладения, расположенного на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
Кроме того, положения, устанавливающие периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, распространяют свое действия лишь в отношении мест накопления твердых коммунальных отходов, включенных в территориальную схему, по этой причине разделом 4.1 территориальной схемы Самарской области установлена периодичность вывоза твердых коммунальных отходов при «поведерном» сборе, которая составляет 1 раз в неделю или реже.
При этом, под децентрализованным способом накопления твердых коммунальных отходов подразумевается, что потребители коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами выносят собранные ими твердые коммунальные отходы на заранее согласованные время и места забора твердых коммунальных отходов, при этом само накопление твердых коммунальных отходов производится лично каждым потребителем у себя дома.
Вывоз твердых коммунальных отходов из мест сбора отходов по адресу: <адрес>, которая является ближайшей контейнерной площадкой к <адрес>, и ключена в территориальную схему обращения с отходами, осуществляется децентрализованным способом, т.е. с использованием специально предназначенных емкостей, пакетов и прочее.
Таким образом, региональным оператором при указанных обстоятельствах приняты все зависящие от него меры по своевременному вывозу твердых коммунальных отходов, а именно: организован и осуществляется вывоз твердых коммунальных отходов с территории указанного выше населенного пункта децентрализованным способом.
Учитывая общедоступность к маршруту следования специализированной техники организации - перевозчика для сбора отходов и обязанность собственников твердых коммунальных отходов накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, ответчик не был лишен возможности получения услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, ответчиком не предоставлены доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с твердыми коммунальными отходами способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно сделать вывод о том, что собственник жилого дома не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При указанных обстоятельствах, у ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами посредством использования ближайшего к объекту недвижимости маршрута следования специализированной техники организации -перевозчика, проходящей по территории общего пользования, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором оказывались своевременно, надлежащим образом и подлежат оплате с 01.01.2019 г.
Кроме того, ответчик не представил доказательств, подтверждающих факт неоказания и (или) ненадлежащего оказания услуг региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период, а также не представил документального подтверждения самостоятельного вывоза и захоронения твердых коммунальных отходов, оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами иным лицам.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что все существенные условия типового договора, утвержденного Постановлением № 1156 соблюдены, оснований для освобождения потребителя от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 г. по 31.01.2020г. отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истца ООО «ЭкоСтройРесурс» отсутствует лицензия на право обращения с ТКО отклоняются судом.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО «ЭкоСтройРесурс» выдана Лицензия серия № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Настоящая лицензия действует бессрочно.
Порядок выдачи лицензии определен Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 (ред. от 28.12.2018) "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 установлен перечень документов, которые предоставляются организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности. Истцом процедура получения лицензии пройдена в полном объеме, необходимые для получения лицензии документы в лицензирующий орган предоставлены и в результате этого получена лицензия серия 63 № ОТ-0155 от 05.10.2016 г.
С 01.01.2019г. и по настоящее время Региональный оператор имеет действующую лицензию серии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, (переоформлена приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, номера бланков 0008881,0047481,0047494).
Информация о действующей лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления, доступна и подтверждается сведениями единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОУИТ - https://uoit.fsrpn.ru), а также выпиской ЕГРЮЛ.
С учетом вышеизложенного доводы, подателя жалобы и его представителей о том, что истец ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществлял деятельность по сбору ТБО без лицензии, являются голословными, и опровергнутыми в ходе судебного заседания.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с ответчика постановленным решением по основаниям, которые являлись предметом судебного рассмотрения. Эти доводы суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную субъективную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 156 Ставропольского судебного района Самарской области от 19 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-24/2021 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Зюзиной Тамаре Дмитриевне о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зюзиной Т.Д. в лице представителя Аббасовой М.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Судья Д.В. Безденежный