Дело № 2-283/2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дербент 23 марта 2021 года
Дербентский районный суд РД в составе:
Председательствующего судьи Курбанова К.А.,
при секретаре судебного заседания Сулеймановой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Велибекова Ягбега Аслановича к администрации сельского поселения «<адрес> о включении жилого дома в состав наследственного имущества и о признании права собственности на жилой дом
У С Т А Н О В И Л:
Велибегов Я.А. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> о включении жилого дома в состав наследственного имущества и о признании права собственности на жилой дом.
Свои требования истец обосновал тем, что его мать ФИО1 умерла 17 января 2017 года, что подтверждается свидетельством о смерти серии № от 29 мая 2017 года.
Наследниками по закону являются он и его брат ФИО2, который на наследство не претендует.
В наследственные права он вступил, о чем нотариусом нотариального округа Дербента и Дербентского района ФИО6 выдала свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок с кадастровым номером №, который ранее принадлежал его покойной матери.
На данном земельном участке возведен жилой дом, на который его покойной матерью при жизни не было оформлено право собственности. Из-за отсутствия зарегистрированного права собственности на жилой дом нотариус ФИО6 отказала ему выдать свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом, предложив обратиться в суд.
В судебном заседании истец поддержал свои требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Глава администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Магомедов М.Б. иск признал, о последствиях признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.
Третье лицо ФИО10. надлежаще извещенный судом о дате и времени слушания дела, на судебное заседание не явился. Направил в суд письменное заявление в котором просит рассмотреть дело в его отсутствии, с требованиями брата Велибегова Я.А. согласен, просит их удовлетворить.
Выслушав сторон и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что мать истца - ФИО1 умерла 17 января 2017 года, что подтверждается свидетельством о смерти серии № от 29 мая 2017 года.
Наследниками по закону являются он и его брат ФИО2, который на наследство не претендует.
В наследственные права истец вступил, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону на земельный участок с кадастровым номером №, который ранее принадлежал его покойной матери.
На данном земельном участке 0,10 га покойная мать истца ФИО8 в 1989 г. возвела жилой дом общей площадью 132 кв.м. и жилой 126 кв.м., жилой дом принадлежал ей на праве собственности. Изложенное подтверждается выпиской из похозяйственной книги №2 л/с 176 по состоянию на 24.02.2021 г., выданной администрацией СП «<адрес>».
Из-за отсутствия зарегистрированного права собственности на жилой дом нотариус ФИО6 отказала ему выдать свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом, предложив обратиться в суд.
В силу статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации со смертью гражданина открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. При этом для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1 статьи 1152 ГК РФ). Согласно пункту 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Велибегов Я.А.
в наследственные права вступил, что подтверждается свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000019:739, который ранее принадлежал его покойной матери, и на котором возведен спорный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Свидетельство о праве на наследство по закону на указанный жилой дом истцу не выдавалось. Из имеющейся в материалах делах выписки из похозяйственной книги, выданной администрацией СП «<адрес>», следует, что домовладение 1989 года постройки, находящееся по адресу: записано в материалах Мугартынского сельского Совета на праве личной собственности за ФИО1 (пох. книга № 2, лиц. счет № 176 по состоянию на 24 февраля 2021 г.
Статьей 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. 31 января 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавший до 1 января 2017 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 1 статьи 6 которого предусматривалось, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Таким образом, если право на объект недвижимого имущества, в данном случае право собственности на спорный жилой дом, возникло до 31 января 1998 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
В выписке из похозяйственной книги, выданной органом местного самоуправления - администрацией сельского поселения «<адрес>», указано о принадлежности спорного жилого дома ФИО8 на праве личной собственности. Пунктом 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» (утратил силу в связи с изданием постановления Верховного Совета РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1551-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР») предусматривалось, что в области планирования, учета и отчетности 6 поселковый, сельский Совет народных депутатов ведет по установленным формам нехозяйственные книги и учет населения и представляет отчетность в вышестоящие государственные органы. Постановлением Государственного комитета СССР по статистике от 25 мая 1990 г. № 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов (далее - Указания), согласно которым нехозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств (пункт 1) и закладка таких нехозяйственных книг и алфавитных книг хозяйств производилась сельскими Советами один раз в пять лет по состоянию на 1 января (пункт 6). По смыслу пунктов 18 и 38 Указаний, в похозяйственной книге учитывались сведения о жилых домах, являющихся личной собственностью хозяйств, и вносились данные о таких жилых домах. Похозяйственные книги как учетный документ личных подсобных хозяйств продолжают существовать в сельской местности до настоящего времени, что предусмотрено статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Исходя из приведенных нормативных положений, выписка из похозяйственной книги относится к числу тех документов, на основании которых право собственности на жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства, могло быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Велибекова Ягбега Аслановича к администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> о включении жилого дома в состав наследственного имущества и о признании права собственности на жилой дом удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти Владимирцева ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей 17 января 2017 года, жилой дом, общей площадью 132 кв.м., жилой 126 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Велибековым Ягбегом Аслановичем право собственности на жилой дом площадью 132 кв.м., жилой 126 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД через Дербентский районный суд в месячный срок со дня оглашения мотивированного решения суда.
Судья К.А.Курбанов
Мотивированное решение составлено и отпечатано в совещательной комнате 29 марта 2021 г.