Дело № 2-4014/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Архангельск 31 июля 2018 года
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,
при секретаре Одинцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каранского Дмитрия Викторовича к открытому акционерному обществу «Архангельский морской торговый порт» об оспаривании приказа в части, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Каранский Д.В. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Архангельский морской торговый порт» (далее - ОАО «АМТП») об оспаривании приказа №/л от 06 марта 2018 года в части, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что приказом ОАО «АМТП» №/л от 06 марта 2018 года он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за отсутствие на рабочем месте 10 февраля 2018 года без уважительной причины. С привлечением к дисциплинарной ответственности не согласен, просил признать приказ №/л от 06 марта 2018 года в части привлечения его к дисциплинарной ответственности незаконным и подлежащим отмене, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
В судебном заседании истец Каранский Д.В., его представитель Телятьев И.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика ОАО «АМТП» Задорин Е.А. в судебном заседании с требованиями не согласился, ссылаясь на то, что истец привлечен к дисциплинарной ответственности законно и обоснованно.
Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В соответствии со ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Судом установлено, что истец работает у ответчика в должности механизатора (докера-механизатора) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах.
Согласно трудовому договору истца местом его работы является: ОАО «АМТП». Рабочее место в трудовом договоре истца не указано, в трудовом договоре режим работы установлен в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка.
ТК РФ не содержится понятия «место работы». Согласно смыслу положений трудового законодательства РФ под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. В случае расположения организации и ее обособленного структурного подразделения в разных местностях, исходя из ч. 2 ст. 57 ТК РФ, место работы работника уточняется применительно к этому структурному подразделению.
Ст. 209 ТК РФ определяет понятие рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Согласно ст. 109 ТК РФ на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.
Работодатели, работники которых заняты в холодный период года на открытой территории или в неотапливаемом помещении, должны руководствоваться Методическими рекомендациями «Режимы труда и отдыха, работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях» (МР 2.2.7.2129-06), утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 19 сентября 2006 года. Данные Рекомендации устанавливают гигиенические требования к режиму работ в холодный период года на открытой территории или в неотапливаемом помещении. В основе разработки требований к режиму работы лежат критерии допустимой степени охлаждения человека, одетого в комплект средств индивидуальной защиты от холода, и сведения о скорости нормализации теплового состояния человека в обогреваемом помещении.
Согласно п. 6 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах, утвержденного приказом Минтранса России т 27.06.2013 № 223 в состав рабочего времени указанных работников включаются:
1) время приема-передачи смены;
2) время проведения инструктажей по охране труда, проверок знаний требований охраны труда и разборов;
3) время специальных перерывов для обогревания (охлаждения) и отдыха;
4) время прохождения предсменных медицинских осмотров, включая время следования до медицинского пункта и обратно;
5) время выполнения технологического процесса перегрузки:
5.1) время на погрузочно-разгрузочные работы;
5.2) время на подготовительно-заключительные работы (подготовка рабочего места, получение и сдача техники, машин, инвентаря, уборка рабочего места);
5.3) время на обслуживание рабочего места (осмотр и обеспечение технического состояния техники, машин и приспособлений, обеспечивающих выполнение процесса перегрузки);
6) время специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда;
7) время ожидания погрузочно-разгрузочных работ.
Судом установлено, что приказом и.о. генерального директора ФИО, ФИОЛ №/л от 06 марта 2018 года истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за то, что 10 февраля 2018 года с 08 часов 00 минут до 08 часов 10 минут отсутствовал на 4-ом и 5-ом путях (у полувагонов с углем, предназначенным для разгрузки). Основанием послужила служебная записка ЗГД- руководителя терминала «Экономия» ФИО, служебная записка сменного диспетчера ФИО
Судом установлено и никем не оспаривается, что 10 февраля 2018 года у истца по графику работы была смена с 08 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Согласно данным пропускной системы, установленной у ответчика, 10 февраля 2018 года истец пришел на работу 7 часов 36 минут, ушел с работы 20 часов 11 минут. Истец с 08 часов 00 минут до 08 часов 10 минут находился в бытовых помещениях, переодевался в рабочую одежду.
Перед применением дисциплинарного взыскания истцу было предложено дать письменные объяснения. В течение 2-х рабочих дней истец письменное объяснение не представил. 19 февраля 2018 года был составлен акт о не предоставлении истцом письменного объяснения.
Однако, как следует из представленного в материалы дела заявления истца от 10 февраля 2018 года в адрес руководителя терминала «Экономия» ФИО, истец при выходе на работу 10 февраля 2018 года не обнаружил свой сигнальный жилет, необходимый для исполнения трудовых обязанностей.
В судебном заседании истец пояснил, что 10 февраля 2018 года с 07 часов 40 минут до 08 часов 10 минут он находился в бытовых помещениях, проходил инструктаж и переодевался в рабочую одежду, при этом он обнаружил пропажу сигнального жилета, без которого он не смог приступить к выполнению непосредственной работы на п/путях, в 8 часов 10 минут к нему подошел диспетчер ФИО и направил его на разгрузку п/вагонов на 4-5 путях, позже после обеденного перерыва истец написал заявление о пропаже сигнального жилета, после обеденного перерыва истец работал в сигнальном жилете, который он принес из дома.
В соответствии с п. 3.2.4. Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «АМТП», введенных в действие приказом ОАО «АМТП» от 24.11.2015 № 393 (далее - Правила внутреннего трудового распорядка), работник обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину на производстве (вовремя приходить на работу, соблюдать установленную продолжительность рабочего времени, использовать все рабочее время для производительного труда, своевременно и точно исполнять распоряжения руководителей, уходить с работы только по окончании рабочего времени).
Согласно п.1.2. Приложения Б указанных правил, продолжительность рабочей смены рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах бригад № 1,2.3.4 составляет 11 часов (с 08-00 до 20-00 в первую смену и с 20-00 до 08-00 во вторую смену). Время для отдыха и питания установлено с 12-00 до 13-00 в первую смену и с 00-00 до 01-00 во вторую смену.
В соответствии с п. 6.4. Правил, для работников устанавливаются два 15-минутных перерыва в течение рабочего дня (смены) для курения табака в специально отведенных местах и для употребления кофе или чая: для работников, для которых установлена пятидневная рабочая неделя и в дневную смену : с 10-00 до 10-15, с 15-00 до 15-15; в ночную смену: с 22-00 до 22-15 и с 03.00 до 03-15. Указанные пятнадцатиминутные перерывы в ходят по решению работодателя в рабочее время.
Разделом 9 Правил также установлены специальные перерывы для обогревания и отдыха для работников, работающих в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях и в жаркое время года на открытом воздухе.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО ФИО пояснил, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях. Указал, что 10 февраля 2018 года в период времени с 08 часов 00 минут до 08 часов 10 минут Каранский Д.В. находился в бытовке для переодевания, другие работники бригады проследовали к месту выполнения порученных работ, на то, что у истца нет сигнального жилета, истец не ссылался. Также пояснил, что у него на 10 февраля 2018 года были конфликтные отношения с истцом.
К показаниям указанного свидетеля в части того, что Каранский Д.В. не сообщил о пропаже сигнального жилета, суд относится критически, поскольку сам свидетель указал на сложившиеся у него с истцом конфликтные отношения.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО пояснил, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности диспетчера. Указал, что 10 февраля 2018 года в 08 часов 10 минут Каранский Д.В. находился в бытовке для переодевания. Когда он (свидетель) прошел в бытовое помещение Каранский Д.В. находился там один, ФИО направил истца к месту исполнения непосредственных обязанностей на 4-5 пути для разгрузки п/вагонов. Каранский Д.В. проследовал на 4-5 пути для разгрузки п/вагонов.
Не доверять показаниям указанного свидетеля у суда оснований не имеется, так как свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, его пояснения последовательны, истцом предоставлением доказательств не опровергнуты.
Вместе с тем, учитывая, что рабочее место истца работодателем не было определено в силу характера возложенных на него обязанностей, а также то, что территорию порта терминала Экономия истец 10 февраля 2018 года в указанный в оспариваемом приказе период времени не покидал, в период времени истец с 08 часов 00 минут до 08 часов 10 минут находился в бытовых помещениях порта терминала Экономия, которые используются докерами-механизаторами для переодевания, истец в период времени с 7 часов 40 минут до 08 часов 10 минут переодевался в рабочую одежду, проходил инструктаж, то оснований для привлечение истца к дисциплинарной ответственности за отсутствие на рабочем месте у работодателя не было.
Обязанность доказать наличие законного основания для привлечения к дисциплинарной ответственности и соблюдения установленного порядка привлечения к дисциплинарной ответственности лежит на работодателе.
Между тем, ОАО «АМТП» не представлено, как того требует ст. 56 ГПК РФ, доказательств обоснованности привлечения к дисциплинарной ответственности истца. Истец с 8 часов 00 минут до 8 часов 10 минут находился на рабочем месте. То обстоятельство, что для переодевания истцу понадобилось больше времени, чем другим членам бригады ФИО, было обусловлено тем, что у истца в тот день утром пропал сигнальный жилет, то есть было вызвано уважительной причиной.
Правила внутреннего трудового распорядка в действующей 10 февраля 2018 года редакции, не определяли установленного для докеров механизаторов время для переодевания, однако принятыми после указанного инцидента Правилами внутреннего трудового распорядка был закреплен сложившийся порядок, а именно время для прохождения инструктажа с 8 часов 00 минут до 08 часов 05 минут, время для получения оборудования и инвентаря с 08 часов 05 минут до 8 часов 20 минут, время для подготовки рабочего места с 8 часов 20 минут до 8 часов 45 минут.
Истец проследовал на разгрузку вагонов в 8 часов 10 минут.
Учитывая вышеизложенное, требования истца о признании незаконным и подлежащим отмене приказа ОАО «Архангельский морской торговый порт» №/л от 06 марта 2018 года в части привлечения его к дисциплинарной ответственности подлежат удовлетворению.
Истцом заявлены требование о компенсации морального вреда, который причинен ему неправомерными действиями работодателя по привлечению его к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В виду того, что в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение незаконное привлечение истца к дисциплинарной ответственности приказом №/л от 06 марта 2018 года, истец претерпел нравственные страдания в связи с указанным обстоятельством, суд, с учетом принципа разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 1 000 руб. в качестве компенсации морального вреда.
По правилам ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ответчика надлежит взыскать госпошлину в доход местного бюджета в размере 600 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Каранского Дмитрия Викторовича к открытому акционерному обществу «Архангельский морской торговый порт» об оспаривании приказа в части, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать незаконным и подлежащим отмене приказ открытого акционерного общества «Архангельский морской торговый порт» №/л от 06 марта 2018 года в части в привлечения к дисциплинарной ответственности в виде замечания Каранского Дмитрия Викторовича.
Взыскать с открытого акционерного общества «Архангельский морской торговый порт» компенсацию морального вреда в пользу Каранского Дмитрия Викторовича в размере 1 000 руб.
Взыскать с открытого акционерного общества «Архангельский морской торговый порт» госпошлину в доход местного бюджета в размере 600 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2018 года.
Председательствующий Л.В. Ушакова