Дело №2-76/2022
(УИД 02RS0008-01-2022-000069-96)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Кокса 02 февраля 2022 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Пустогачевой С.Н.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тюгурюкская основная общеобразовательная школа» об обязании оборудовать здание системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в Усть-Коксинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Тюгурюкская основная общеобразовательная школа» об обязании оборудовать здание системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или и о возникновении чрезвычайной ситуации.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, в том числе соблюдения прав несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что МБОУ «Тюгурюкская ООШ» осуществляет образовательную деятельность, здание образовательной организации отнесено к четвёртой категории опасности. Существующая защищенность учреждения не обеспечивает требуемый уровень безопасности ввиду отсутствия систем оповещения и управления эвакуацией либо экстренного оповещения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий.
Старший помощник прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай Казанцева М.И. в судебном заседании требования уточнила в части пункта 2 просительной части иска, т.е. сроков возложения на ответчика обязанностей по устранению нарушений, а именно просила предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с учебным процессом в учреждении. В остальном поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Тюгурюкская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.38 Конституции Российской Федерации, детство находится под защитой государства.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.
Целями государственной политики в интересах детей, согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной.
Подпунктом 15 п.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В подпункте 8 п.1 ст.41 вышеуказанного Федерального закона указано, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Тюгурюкская ООШ» является образовательной организацией, созданной для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в сфере образования.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе, посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.п.17, 18 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. №1006).
<данные изъяты>
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе, следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп. «д» 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. №1006).
В нарушение требований законодательства, здание образовательной организации не оснащено системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района на имя начальника управления образования администрации МО «Усть-Коксинский район» внесено представление об устранении нарушений.
Из ответа на данное представление следует, что модернизации систем оповещения будет произведена до ДД.ММ.ГГГГ, однако нарушения не устранены до настоящего времени, что не оспорено ответчиком.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения законодательства.
Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Истцом предложен срок для исполнения устранения нарушений - в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Суд соглашается с указанным сроком, полагая такой срок достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тюгурюкская основная общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание МБОУ «Тюгурюкская основная общеобразовательная школа», системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Пустогачева
Решение в окончательной форме изготовлено 03 февраля 2022 года