Дело №
59RS0№-91
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 11 марта 2024 года
Свердловский районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Кокаровцевой М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Мингараевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике к Котомчиной Е. Л. о взыскании излишне выплаченных сумм,
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике обратилось в суд с иском к Котомчиной Е. Л. о взыскании излишне выплаченных сумм.
В обоснование требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике ответчику продолжена выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца, в связи со смертью ее родителя и в связи с ее обучением в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Пермский техникум промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина» в г. Перми на основании подпункта 4.2 пункта 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С ДД.ММ.ГГГГ Котомчиной Е.Л. была также продолжена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации. Ссылается на часть 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ, пункт 12 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ, в соответствии с которыми лицо обязано безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или ее прекращение. ДД.ММ.ГГГГ стало известно, что Котомчина Е.Л. приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-К (дп) отчислена из образовательного учреждения с ДД.ММ.ГГГГ, о чем в установленные законом сроки не известила орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии. В результате указанного нарушения образовалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переплата в размере 60 612,50 руб., в связи с чем просит взыскать указанную сумму как излишне выплаченную.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Котомчина Е.Л. в судебное заседание не явилась, извещалась в установленном законом порядке.
Положениями статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду предоставлено право рассмотреть дело в порядке заочного производства, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие, в Российской Федерации: дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 вышеуказанного закона, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Статьей 13 этого же Закона установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (на момент возникновения спорных правоотношений нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным (подпункт 5 части 4 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Нетрудоспособные граждане - это, в том числе, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери (абз. 10 ст. 2 Закона № 166-ФЗ).
Следовательно, выплата государственной пенсии по случаю потери кормильца неразрывно связана с периодом обучения нетрудоспособного гражданина, который утрачивает право на такую пенсию при окончании обучения.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации
Федеральная социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ), во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
Согласно части 10 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ федеральная социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие, граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В соответствии с пунктом 12 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ, пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
В силу части 5 статьи 26 Федерального закона от № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Котомчина Е.Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ была получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Также на основании части 4 статьи 12.1 Федерального закона от № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Котомчиной Е.Л. была установлена Федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, Котомчина Е.Л. обучается в ГБПОУ Пермский техникум промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина, с ДД.ММ.ГГГГ по специальности прикладная информатика (по отраслям), с очной формой обучения, на внебюджетной основе, зачислена на основании приказа №-к (дп) от ДД.ММ.ГГГГ. Срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением о перерасчете размера пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ОПФР по Удмуртской Республике (Октябрьский район), произведен перерасчет размера страховой пенсии по случаю потери кормильца ежемесячно в размере 4 607,62 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии ОПФР по Удмуртской Республике (Октябрьский район) от ДД.ММ.ГГГГ №/м, Котомчиной Е.Л. установлена федеральная социальная доплата к пенсии в размере 5 377, 38 руб. с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
По сведениям ГБПОУ Пермский техникум промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина на основании приказа №-К (дп) от ДД.ММ.ГГГГ, Котомчина Е.Л. отчислена из учебного заведения, о чем не сообщила в территориальный орган УПФР и продолжила получать пенсию по случаю потери кормильца и федеральную социальную доплату к пенсии.
Решением ОПФР по Удмуртской Республике (Октябрьский район) от ДД.ММ.ГГГГ № выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца и ФСД к пенсии была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из расчета излишне выплаченных сумм пенсии и ФСД за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Котомчиной Е.Л. выплачена пенсия в сумме 60 612,50 руб.
На основании решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и ФСД от ДД.ММ.ГГГГ № установлена ошибка, допущенная при выплате пенсии и ФСД по вине ответчика в связи с несообщением о факте отчисления из учебного заведения.
Протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии, ФСД от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт переплаты Котомчиной Е.Л. страховой пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 36 021,37 руб., федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 29 737,04 руб.
Расчетом излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии, представленным истцом, подтверждается размер излишне выплаченной суммы социальной пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 36 021,37 руб., федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 29 737,04 руб.
Указанный расчет ответчиком не оспорен и принимается судом.
ДД.ММ.ГГГГ ОПФР по Удмуртской Республике в адрес Коточиной Е.Л. направило уведомление № о выявленной переплате социальной пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.11.20252 в сумме 36 021,37 руб., федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 29 737,04 руб. и необходимости в добровольном порядке возместить переплату.
Однако, Котомчина Е.Л. до настоящего времени добровольно задолженность не погасила.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено, и в материалах дела не имеется.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотрена действующим законодательством и не обусловлена наличием соответствующего разъяснения пенсионного органа. Поэтому на лицо, подпадающее под действие упомянутых нормативных правовых актов, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона, непонимание его норм не освобождает от ответственности за его нарушение.
Поскольку специальными нормами права, пенсионным законодательством порядок возмещения ущерба, причиненного Пенсионному Фонду Российской Федерации, не установлен, то к возникшим правоотношениям применяются нормы гражданского законодательства.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии со статьями 1079, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Оснований для применения положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не имеется, поскольку обязанность сообщить об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, ответчиком не исполнена.
С учетом вышеприведенных правовых норм, оценив предоставленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Котомчина Е.Л. не исполнила обязанности по сообщению в пенсионный орган об обстоятельствах, препятствующих получению пенсии по случаю потери кормильца, в связи с этим у ответчика не было правовых оснований для получения пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 36 021,37 руб., федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 29 737,04 руб., а всего в сумме 60 612,50 руб. Денежные средства, которые она получила, являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию с Котомчиной Е.Л. в пользу истца в полном размере.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек.
В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец при подаче иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Принимая во внимание, что истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в силу подпункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 018 руб. 38 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, главой 22 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике удовлетворить.
Взыскать с Котомчиной Елены Леонидовны (СНИЛС №) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН 1833005196) 60 612 (шестьдесят тысяч шестьсот двенадцать) рублей 50 копеек излишне выплаченной страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Взыскать с Котомчиной Елены Леонидовны (СНИЛС №) в местный бюджет 2 018 (две тысячи восемнадцать) рублей 38 копеек государственной пошлины.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.В. Кокаровцева
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2024 года.