УИД № 43RS0016-01-2019-000095-73
Дело № 2-86/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2019 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Широковой А.А.,
при секретаре Трухиной И.Н.,
с участием помощника Кировского межрайонного природоохранного прокурора Быковой С.С., действующей на стороне истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу «Санаторий Нижне-Ивкино» об устранении нарушений законодательства об охране водных биологических ресурсов,
у с т а н о в и л:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к закрытому акционерному обществу «Санаторий Нижне-Ивкино» об устранении нарушений законодательства об охране водных биологических ресурсов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной проверкой установлено, что ЗАО «Санаторий Нижне-Ивкино» осуществляет использование водного объекта – р. Ивкина для целей сброса сточных вод на основании решения министерства охраны окружающей среды Кировской области о предоставлении водного объекта в пользование № от 09.02.2016.
В соответствии с предоставляемыми ежеквартально в Отдел водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отчетами о водопользовании санаторием в 2018 году осуществлен сброс сточных вод в р. Ивкина в следующем объеме: I квартал – 51,95 тыс. м?, II квартал – 46,39 тыс. м?, III квартал – 45,17 тыс. м?, IV квартал – 49,25 тыс. м?.
При этом в сбрасываемых санаторием сточных водах содержатся загрязняющие вещества: азот аммонийный, нитрит-анион, натрий, фосфаты, железо, хлориды и т.д.
В нарушение требований ст. ст. 50, 53 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» ЗАО «Санаторий Нижне-Ивкино» при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, не проведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания.
Просит возложить на ответчика обязанность произвести оценку сбрасываемых сточных вод в водный объект – р. Ивкина на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, материалы оценки для определения соответствия действующей методике исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, направить в Средневолжское Территориальное Управление Росрыболовства в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384.
В судебном заседании представитель истца Быкова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ЗАО «Санаторий Нижне-Ивкино», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился без уважительных причин. О невозможности явки в судебное заседание суд не известил, ходатайств не заявлял.
Представитель третьего лица отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело с согласия представителя истца рассмотрено в отсутствие указанных лиц в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца Быкову С.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 данного закона возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
Согласно п. 8 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию, принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) осуществления деятельности в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения заявки и документации.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В соответствии с п. 2 данного Положения мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
При осуществлении деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические лица обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 (пункт 4).
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (п. 7 Положения).
Приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам.
В соответствии с п. 5 указанной Методики исчисление размера вреда, причиненного водным биоресурсам, предусматривает его определение как в натуральном выражении (кг, т), исходя из последствий многостороннего воздействия его негативных факторов на состояние водных биоресурсов, так и в стоимостном выражении (руб.), исходя из затрат на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Последствия негативного воздействия намечаемой деятельности на состояние водных биоресурсов определяются независимо от объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, от установления величины общего допустимого улова (ОДУ) и квот на добычу (вылов) водных биоресурсов, от наличия или отсутствия в водном объекте деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов (в районе намечаемой деятельности) (пункт 24 Методики).
В судебном заседании с достоверностью установлено, что ЗАО «Санаторий Нижне-Ивкино» осуществляет использование водного объекта – р. Ивкина для целей сброса сточных вод на основании решения министерства охраны окружающей среды Кировской области о предоставлении водного объекта в пользование № от 09.02.2016. Санаторием в 2018 году осуществлен сброс сточных вод в р. Ивкина в следующем объеме: I квартал – 51,95 тыс. м?, II квартал – 46,39 тыс. м?, III квартал – 45,17 тыс. м?, IV квартал – 49,25 тыс. м?. При этом при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы в сбрасываемых санаторием сточных водах содержатся загрязняющие вещества: азот аммонийный, нитрит-анион, натрий, фосфаты, железо, хлориды и т.д. Санаторием не проведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания.
По результатам проверки 19.02.2019 в адрес ЗАО «Санаторий Нижне-Ивкино» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране водных биологических ресурсов.
До настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что доводы истца, приведенные в обоснование исковых требований, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального бюджета муниципального образования «Куменский муниципальный район Кировской области» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать закрытое акционерное общество «Санаторий Нижне-Ивкино» устранить выявленное нарушение требований законодательства об охране водных биологических ресурсов, а именно произвести оценку сбрасываемых сточных вод в водный объект – р. Ивкина на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, материалы оценки для определения соответствия действующей методике исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, направить в Средневолжское Территориальное Управление Росрыболовства в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Санаторий Нижне-Ивкино» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход муниципального образования «Куменский муниципальный район».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.
Председательствующий: