Дело № 5-210/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Барнаул 25 июня 2019 года
Мировой судья судебного участка № 3 Октябрьского района г. Барнаула Шмидт Ю.С. (г.Барнаул, ул. 40 лет Октября, 16), с участием помощника прокурора <АДРЕС> района г. Барнаула Климовой Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении:
Рубцова Андрея Валерьевича, <ОБЕЗЛИЧЕНО>),
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении от 15 мая 2019 года, заместителем прокурора Центрального района г.Барнаула 21.02.2019 в адрес руководителя <ОБЕЗЛИЧЕНО> было внесено представление об устранении нарушений закона.
Данное представление поступило в <ОБЕЗЛИЧЕНО> 28.02.2019г.
В представлении заместителя прокурора района от 21.02.2019 изложены требования о безотлагательном рассмотрении представления, принятии мер к устранению выявленных нарушений, а также причин и условий, им способствующих; заблаговременного уведомления прокурора Центрального района г.Барнаула о дате и времени рассмотрения представления для участия в его рассмотрении; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц при наличии оснований; письменном сообщении прокурору Центрального района г.Барнаула о результатах рассмотрения дела и принятых мерах в месячный срок с момента получения представления.
Однако, по состоянию на 15.05.2019 данное представление с участием представителя прокуратуры Центрального района г.Барнаула не рассмотрено, о месте и времени совместного рассмотрения представления прокуратура не извещена. Прокурор был лишен возможности привести свои доводы в обоснование представления.
Кроме того, в направленной 26.03.2019 в прокуратуру района информации руководитель <ОБЕЗЛИЧЕНО> не признает факт нарушения закона, причины и условия, способствующие допущенным нарушениям, не устранил.
Учитывая, что представление от 21.02.2019 было получено <ОБЕЗЛИЧЕНО> 28.02.2019, оно должно было быть рассмотрено с участием прокурора не позднее 01.04.2019 (с учетом того, что 30.03.2019 и 31.03.2019 являлись выходными днями).
Однако, представление в установленный законом срок с участием прокуратуры района рассмотрено не было, заявление о переносе сроков рассмотрения в прокуратуру района не поступало, в судебном порядке не обжаловалось.
Бездействие должностного лица Рубцова А.В. образует состав правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
В судебное заседание явился помощник прокурора <АДРЕС> района г. Барнаула Климова Е.А., которая не поддержала доводы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, полагала что производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Рубцов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители Рубцова А.В. - Исупова Н.А., Голубцов А.В., действующие на основании доверенностей, просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, указывали на незаконность вынесенного представления, поскольку ввиду невозможности исполнения экспертизы в пределах 30 календарных дней, в адрес следователя Трашковой Д.К. 28.11.2018г. было направлено письмо с указанием сроков производства экспертизы, а также ходатайство о предоставлении дополнительных материалов. Ответа от следователя не поступило, в связи с чем нарушений в действиях экспертов и руководителя лаборатории не усматривается. Также зам. прокурора Золотухин Е.В. был извещен по телефону 15.03.2019г. о возможности рассмотрения представления 18.03.2019г., поскольку в указанную дату никто не подошел, в установленный срок был подготовлен ответ о результатах рассмотрения предписания. Законность предписания от 21.02.2019г. обжалована в прокуратуру <АДРЕС> края.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель прокурора Центрального района г.Барнаула Золотухин Е.В. пояснил, что по обращению Гурова В.В. о длительном рассмотрении его заявления и длительном сроке проведения экспертизы помощником прокурора Будяковской М.И. была проведена проверка, в ходе которой установлен факт необоснованно длительного производства экспертизы экспертами <ОБЕЗЛИЧЕНО>, назначенной следователем Трашковой Д.К. В связи с чем вынесено представление от 21.02.2019г. об устранении допущенных нарушений. Дата рассмотрения представления 18 марта 2019 года в ходе телефонного разговора от 15.03.2019г. не обсуждалась.
Допрошенная в качестве свидетеля помощник прокурора Будяковская М.И. пояснила, что ее проводилась проверка по обращению Гурова В.В. без выхода на место, осуществлен телефонный разговор с экспертом Леонтьевым, который пояснил, что экспертиза не проведена по причине дефицита кадрового состава и большой загруженности экспертов. Затем ею был подготовлен проект представления.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителей лица привлекаемого к ответственности, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, мировой судья приходит к следующему.
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 <НОМЕР> «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу п. п. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из материалов дела следует, что 21.02.2019 прокуратурой Центрального района г.Барнаула по результатам проведенной проверки начальнику ФБУ Алтайская АЛС Минюста России на официальный почтовый адрес: г.Барнаул, <АДРЕС>, 3 направлено представление об устранении нарушений, допущенных при производстве товароведческой экспертизы по материалу проверки <НОМЕР>.
Данное представление поступило в <ОБЕЗЛИЧЕНО> 28.02.2019г.
27 марта 2019 года в прокуратуру Центрального района г.Барнаула поступил ответ за подписью начальника ФБУ Алтайская АЛС Минюста России Рубцова А.В. от 26.03.2019г. <НОМЕР>, согласно которому представление было рассмотрено и указано на несогласие с представлением, его незаконность, отсутствие оснований для выполнения изложенных в нем требований.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре.
В соответствии со ст.ст.21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 <НОМЕР> «О прокуратуре Российской Федерации» действия сотрудников прокуратуры Российской Федерации по проверке соблюдения законов не могут быть произвольными. В частности представление прокурора об устранении нарушений закона может быть вынесено в рамках проверки, в том числе проводимой по заявлению гражданина.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Изучив представленные материалы, выслушав пояснения свидетелей, мировой судья приходит к выводу о незаконности и необоснованности вынесенного 21.02.2019г. представления, поскольку в установленном законом порядке решение о проведении проверки по обращению Гурова В.В. от 13.01.2019г. в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> не принималось, какие-либо проверочные мероприятия, в том числе с истребованием наблюдательного производства, не проводились, причины длительного проведения экспертизы и анализ деятельности лаборатории не прорабатывались. Указанные обстоятельства также были установлены при рассмотрении обращения Рубцова А.В. по вопросу правомерности принятия мер прокурорского реагирования прокуратурой Алтайского края.
При указанных обстоятельствах, действия начальника <ОБЕЗЛИЧЕНО> Рубцова А.В. не принявшего мер по выполнению представления прокурора, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку административную ответственность на основании этой статьи влечет невыполнение законных требований перечисленных в ней должностных лиц, в том числе прокурора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по административному делу в отношении начальника федерального бюджетного учреждения «Алтайская лаборатория судебной экспертизы» Рубцова Андрея Валерьевича, привлекаемого к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Октябрьский районный суд г. Барнаула через мирового судью судебного участка № 3 Октябрьского района г. Барнаула в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Мировой судья Ю.С. Шмидт
Согласованно: Мировой судья