Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-548/2024 ~ М-320/2024 от 01.04.2024

Дело № 2-548/2024

11RS0009-01-2024-000610-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Каневой С.Н.,

при секретаре судебного заседания Бутыревой С.С.,

с участием прокурора Яшник Е.В.,

представителя ответчика администрации муниципального района «Княжпогостский» Верещагиной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 16 мая 2024 года гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Княжпогостского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Княжпогостский», администрации сельского поселения «Туръя» о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества и регистрации права собственности,

установил:

и.о. прокурора Княжпогостского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Туръя» (далее – АСП «Туръя») и администрации муниципального района «Княжпогостский» (далее – АМР «Княжпогостский») с требованием к АСП «Туръя» о возложении обязанности в срок до 01.06.2024 принять меры по постановке на учет в Единый государственный реестр недвижимости бесхозяйный объект недвижимого имущества, расположенный в границах территории сельского поселения «Туръя», а именно – нежилое здание, где ранее находилась администрация сельского совета, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <№> И с требованием к АМР «Княжпогостский» о возложении обязанности в срок до 01.07.2025 принять меры по регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.

В обоснование требований указано, что на территории сельского поселения «Туръя» находится бесхозяйный объект недвижимого имущества в виде нежилого здания, где ранее находилась администрация сельского совета, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый <№>. В нарушение требований законодательства до настоящего времени АСП «Туръя» меры по постановке указанного нежилого здания на учет в территориальном органе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не приняты. АМР «Княжпогостский», как орган местного самоуправления, которому в установленном законом порядке переданы полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом сельского поселения «Туръя», какие-либо меры, направленные на регистрацию права собственности на указанное нежилое здание не принимает. В связи с тем, что данное здание на текущую дату не эксплуатируется, непринятие мер по предоставлению его в пользование и обеспечению его сохранности создает риск разрушения или потери устойчивости здания. Негативными последствиями указанных нарушений является угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Кроме того, в отсутствие зарегистрированного права собственности на указанное нежилое здание, оно не может быть включено в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Изложенные обстоятельства влекут за собой нарушение прав субъектов предпринимательства, препятствуют развитию предпринимательской деятельности на территории муниципального района.

В судебном заседании старший помощник прокурора Княжпогостского района Яшник Е.В. заявленные требования по доводам искового заявления поддержала, уточнила исковые требования в части срока исполнения решения суда по требованию к АСП «Туръя» - до 01.07.2024.

Представитель АМР «Княжпогостский» возражала против заявленных требований, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что нежилое здание, где ранее находилась администрация сельского совета, использовать для решения вопросов местного значения не представляется возможным, поскольку техническое обследование здания не проводилось, требуется капитальный ремонт здания, на что требуется финансирование. Финансовые средства у АСП «Туръя», и у АМР «Княжпогостский» на эти цели отсутствуют. Не возражала относительно заявленного прокурором срока исполнения с учетом уточнения.

Представитель АСП «Туръя» в судебном заседании участия не принимает, юридическое лицо о дате и месте рассмотрения дела извещалось по адресу организации, указанному в иске, согласно отчету об отслеживании почтового отправления судебное извещение имеет статус «Неудачная попытка вручения».

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика АСП «Туръя».

Заслушав прокурора и представителя АМР «Княжпогостский», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно частями 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.03.2023 № П/0086 в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ утвержден единый Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 и 5 Порядка территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании заявления органа местного самоуправления осуществляется принятие на учет объекта недвижимого имущества, находящегося на территории этого муниципального образования.

В силу пункта 13 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Судом установлено и из материалов дела следует, что на территории сельского поселения «Туръя» находится бесхозяйный объект недвижимого имущества в виде нежилого здания, где ранее находилась администрация сельского совета, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый <№>.

Из представленных материалов следует, что в нарушение указанных требований законодательства до настоящего времени АСП «Туръя», как орган местного самоуправления, на территории которого находится данный бесхозяйный объект недвижимого имущества, меры по постановке указанного нежилого здания на учет в территориальном органе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество не приняла.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решением Совета сельского поселения «Туръя» от 28.04.2023 № 2-15/2 часть полномочий по решению вопросов местного значения от сельского поселения «Туръя» передана муниципальному району «Княжпогостский» с 28.04.2023, в том числе полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Решением Совета муниципального района «Княжпогостский» от 21.06.2023 № 327 указанные полномочия приняты органами местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский».

18.09.2023 между АСП «Туръя» и АМР «Княжпогостский» заключено соглашение, согласно которому до 31.12.2025 последней переданы полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из представленных документов, следует, что право собственности на нежилое здание, где ранее находилась администрация сельского совета, по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.

На основании изложенного, учитывая, что АМР «Княжпогостский», как органом местного самоуправления, которому в установленном законом порядке переданы полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом сельского поселения «Туръя», какие-либо меры, направленные на регистрацию права собственности на указанное нежилое здание не приняты, право собственности на объект спорного недвижимого имущества, не зарегистрировано, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы представителя ответчика о ветхом состоянии нежилого здания, в связи с чем невозможно его использование для решения вопросов местного значения, и отсутствие финансирования на капитальный ремонт здания, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК суд, принимая во внимание позицию представителя ответчика, не возражавшего относительно заявленных сроков исполнения с учетом их уточнения, находит разумным и достаточным установление срока для принятия мер по постановке на учет в Единый государственный реестр недвижимости бесхозяйный объект недвижимого имущества в срок до 01.07.2024 и до 01.07.2025 для принятия мер по регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.

Прокурор и ответчики АСП «Туръя», АМР «Княжпогостский», являясь органами местного самоуправления, в силу пунктов 9 и 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление и.о. прокурора Княжпогостского района удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию сельского поселения «Туръя» в срок до 01 июля 2024 года принять меры по постановке на учет в Единый государственный реестр недвижимости бесхозяйный объект недвижимого имущества, расположенный в границах территории сельского поселения «Туръя», а именно – нежилое здание, где ранее находилась администрация сельского совета, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <№>.

Возложить обязанность на администрацию муниципального района «Княжпогостский» до 01 июля 2025 года принять меры по регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный в границах территории сельского поселения «Туръя», а именно – нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <№>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2024 года.

Судья                                                                С.Н. Канева

2-548/2024 ~ М-320/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Княжпогостского района Республики Коми
Ответчики
Администрация сельского поселения "Туръя"
Администрация муниципального района "Княжпогостский"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Канева Светлана Николаевна
Дело на странице суда
knsud--komi.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
08.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее