Дело №2-4114/2023
УИД 24RS0032-01-2023-003070-54
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2023 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска» о возложении обязанности об организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Красноярска Че М.А., действующая в порядке ст.45 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ООО УК «ЖСК» о возложении обязанности об организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что на территории <адрес> расположена контейнерная площадка, которая предназначена для складирования твердых коммунальных отходов жителями многоквартирных домов по адресу: <адрес>, 17, 17 «а», пр. им. Газеты Красноярский рабочий, <адрес> (имеет 1 бункер для складирования ТКО и 1 контейнерный бак для хранения раздельного мусора). Контейнерная площадка сильно захламлена. Указанные многоквартирные дома на основании договоров управления находятся в управлении ООО УК «ЖСК». При этом, площадка не соответствует требованиям, установленным законодательством, а именно площадка не имеет покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Кроме того, вблизи контейнерного бункера находится опасный производственный объект – газгольдерная. Указанная контейнерная площадка не включена в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов. ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя ООО УК «ЖСК» вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, ООО УК «ЖСК» до настоящего времени не принято мер к организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов 15, 17, 17 «а» по <адрес> на пр. им. газеты Красноярский рабочий <адрес>, соответствующего требованиям СанПиНа ДД.ММ.ГГГГ-21. Выявленные нарушения, выразившиеся в длительном бездействии ООО УК «ЖСК» влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. <адрес>, приводя правовые обоснования исковых требований, просит суд обязать ООО УК «ЖСК» обустроить (организовать) место накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес>, 17, 17 «а», пр. им. газеты Красноярский рабочий, <адрес> месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО УК «ЖСК» ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, о дате, месте и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила ходатайство об отложении судебного заседания в связи с необходимостью изучения уточненного искового заявления.
Суд признает причину неявки в судебное заседание представителя ответчика неуважительной, поскольку ООО УК «ЖСК» было достаточно времени для представления возражений иск, а также доказательства, опровергающие данные требования, при этом в уточненном исковом заявлении обстоятельства не изменились.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация <адрес>, ООО «РостТех», извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам. Возражений на исковое заявление, ходатайств об отложении, либо рассмотрении дела в их отсутствие в адрес суда не поступало.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, против чего представитель истца не возражал.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра. Пунктом 3 данных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность управляющей организации перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать «требованиям» технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (Перечень №).
В силу пункта 26 (1) Перечня № в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта «д(2)» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № от ДД.ММ.ГГГГ организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу п. 4 вышеуказанных правил расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В силу п. 5 вышеуказанных правил выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный <адрес> в <адрес>, находится в управлении ООО ГУК «Жилищный фонд» на основании договора управления многоквартирным домом №-л от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> в <адрес>, находится в управлении ООО УК «ЖСК» на основании договора управления многоквартирным домом №-л от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <адрес> в <адрес>, находится в управлении ООО УК «ЖСК» на основании договора управления многоквартирным домом №-Л от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <адрес> по пр.им.газеты Красноярский рабочий в <адрес>, находится в управлении ООО УК «ЖСК» на основании договора управления многоквартирным домом №-л от ДД.ММ.ГГГГ
Основным направлением деятельности ООО УК «Жилищные системы Красноярска» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
ДД.ММ.ГГГГ исх. № прокуратурой <адрес> в адрес ООО УК «Жилищные системы Красноярска» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, согласно которому на территории <адрес> расположена контейнерная площадка, которая предназначена для складирования твердых коммунальных отходов (ТКО) жителями многоквартирных домов по адресам: <адрес>, 17, 17 «а», пр.им.газеты Красноярский рабочий, <адрес>. В ходе проведения выездных проверочных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанная площадка имеет 1 бункер и 1 контейнерный бак для хранения раздельного мусора, площадка сильно захламлена. При этом, площадка не соответствует требованиям, установленным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно контейнерная площадка не имеет покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
ДД.ММ.ГГГГ № ООО УК «Жилищные системы Красноярска» подготовили ответ на представление в адрес прокуратуры <адрес>, согласно которому была проведена внутренняя проверка, в адрес председателей многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, 17, 17 «а», пр.им.газеты Красноярский рабочий, <адрес>, направлены уведомления, в которых указано, что контейнерные стоянки, которые находятся в пользовании жителей, указанных многоквартирных домов размещены на муниципальной территории без правовых оснований. Вместе с этим управляющая компания указывает на необходимость проведения собрания собственником многоквартирных домов о проведении работ по переносу площадки на придомовую территорию в целях дальнейшего обустройства и содержания. Кроме того, подрядными организациями управляющей компанией по каждому указанному адресу был произведен осмотр и актирование площадок сбора и вывоза ТКО. В настоящее время все контейнерные площадки убираются ежедневно, находятся в удовлетворительном состоянии, претензий собственники МКД не имеют. Захламление контейнерных площадок мусором и автошинами систематически происходит в связи с ненадлежащим исполнением ООО «РостТех» обязанностей по вывозу ТКО, что в свою очередь препятствует своевременной и качественной уборке стоянок ТКО для сотрудников подрядных организаций управляющей компании. Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которых исключен доступ посторонних лиц. Можно хранить отходы шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами. Вместе с тем, стоянки для сбора и вывоза ТКО, расположенные в близи и относящиеся к МКД к таковым не относятся, складирование автошин на стоянках сбора и вывоза ТКО производится безответственными гражданами. Оснований привлечения кого-либо из должностных лиц управляющей компании к дисциплинарной ответственности не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка, в ходе которой помощником прокурора <адрес> ФИО3 составлен акт проверки, установлено, что на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, 17, 17 «а», пр.им.газеты Красноярский рабочий, <адрес>, имеется площадка для накопления ТКО, на которой расположен 1 бункер для складирования ТКО, имеется несанкционированная свалка отходов IV класса опасности – отработанных покрышек пневматических шин. Кроме того, вблизи контейнерного бункера находится опасный производственный объект – газгольдерная. При этом, площадка не соответствует требованиям, установленным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно контейнерная площадка не имеет покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с разделом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра» сведения о всех местах накопления твердых коммунальных отходов вносятся в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Формирование и ведение указанного реестра осуществляют органы местного самоуправления.
Заявка о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр направляется заявителем в уполномоченный орган по форме установленной уполномоченным органом (п. 22 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра»).
Вместе с тем, согласно объяснениям представителя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> «а» на земельном участке, государственная форма собственности на который не разграничена размещено место сбора твердых коммунальных отходов, которым пользуются собственники помещений следующих многоквартирных домов в <адрес>: <адрес>,17, 17 «а», пр.им.газеты Красноярский рабочий, <адрес>, управление которыми осуществляет ООО УК «ЖСК». Согласно п.4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра» в случае если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом. Места сбора ТКО по адресам: <адрес> в <адрес> в реестре мест сбора ТКО отсутствуют, Управлением Роспотребнадзора, администрацией <адрес> не согласованы и размещены без правовых оснований. Места сбора ООО УК «ЖСК», по <адрес> надлежащим образом не содержатся, контейнерное оборудование неисправно, соглашения о совместном обслуживании мест сбора ТКО между ООО УК «ЖСК» не заключены.
Таким образом, ООО УК «Жилищные системы Красноярска» не организовало место сбора ТКО, без соблюдения норм законодательства эксплуатирует площадку накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов по адресам: <адрес>, 17 «а», пр.им.газеты Красноярский рабочий, <адрес>, несмотря на обоснованное требование прокурора, предъявленное ещё в 2022 году до настоящего времени не приняло мер к организации места хранения отходов в соответствии с требованиям СанПиНа ДД.ММ.ГГГГ-21. При этом, на протяжении длительного времени ООО УК «Жилищные системы Красноярска» не исполняет обязанности, установленные действующим законодательством. Выявленные нарушения, выразившееся в длительном бездействии ООО УК «Жилищные системы Красноярска», влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. ООО УК «Жилищные системы Красноярска» не обращалось за внесением площадки в специализированный реестр, а также не инициировано вопрос о совместной эксплуатации имеющейся площадки сбора мусора и надлежащем ее содержании.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик не представил в судебное заседание доказательств опровергающие предмет и основание заявленных исковых требований, в частности обеспечения мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов по адресам: <адрес>, 17, 17 «а», пр.им.газеты Красноярский рабочий, <адрес> соответствии с установленными требованиями и согласовании создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления - администрацией <адрес> в <адрес>.
Доводы ООО УК «ЖСК» о ненадлежащем исполнением ООО «РостТех» обязанностей по вывозу ТКО, указанные в ответе на представление прокуратуры <адрес>, в ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения и не являются основанием для отказа в иске, поскольку обязанность по организации в соответствии с вышеуказанными требованиями закона места сбора отходов лежит именно на Управляющей компании, а не на операторе осуществляющем вывоз ТКО.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный прокурором срок исполнения решения суда, с необходимости соблюдения законности при выполнении работ, отвечает признаку достаточности для исполнения заявленных требований.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в полном объеме.
Руководствуясь гл. 22, ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска» о возложении обязанности об организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска» (<данные изъяты>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) обустроить (организовать) место накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес> соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства с учетом нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных на территории <адрес> в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Шевцова