Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-826/2021 от 19.01.2021

УИД 05RS0031-01-2020-015699-89

Дело № 2-826/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала     18 марта 2021 года

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Магомедовой Х.М.;

при секретаре судебного заседания Исмаиловой Ф.Р.;

с участием представителя Управления Росреестра по Республике Дагестан – Рабадановой А.А., действующей на основании доверенности №23Д-029/2021 от 22.01.2021 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Изиева ФИО7 к Управлению Росреестра по Республике Дагестан о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Изиев М.А. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Республике Дагестан о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 1100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок общей площадью 2094 кв.м., с кадастровым номером и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.

В обосновании иска указано, что истец является законным владельцем земельного участка, предназначенного ля индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2094 кв.м., кадастровым номером Данный земельный участок принадлежит истцу на праве наследования по закону. Обременений объекта недвижимости не имеется, как и иных лиц, оспаривающих право собственности истца. Изиев М.А. обратился в соответствующий орган с заявлением о государственной регистрации на вышеуказанный земельный участок, однако ответчик отказал в регистрации права собственности истца.

С данным отказом Изиев М.А. не согласен, полагает, что он противоречит ст. 131 ГК РФ, ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и нарушает права истца как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом.

Определением суда от 19.02.2021 г. произведен переход к рассмотрению дела по правилам административного производства.

Административный истец Изиев М.А., надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Суд на основании ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного ответчика Рабаданова А.А., возражала относительно удовлетворения административного иска, поскольку Изиеву М.А. не было отказано в регистрации права собственности. 28.11.2019 г. Изиеву М.М. возвращено без рассмотрение заявление с приложенными документами в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРН право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано за Изиевым М.А. 25.10.2019 г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Кроме того, на указанный земельный участок имеется ограничение в виде ареста на основании постановления пристава о запрете на совершение действий по регистрации от 11.11.2019 г.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, Изиеву М.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН, представленной истцом, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Изиевым М.А. 25.10.2019 г. и установлены ограничения в виде запрета регистрации на основании постановления №125982/19/05021-ИП от 11.11.2019 г.

Как следует из выписки из похозяйственной книги от 08.08.2019 г. Изиеву Атаву для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен земельный участок площадью 1100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству 05АА2507785 от 24.10.2019 г. наследником ФИО6 Атава является сын Изиев ФИО8, за которым признано право собственности на наследство по закону на наследство, которое состоит из права пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью 1100 кв.м., с кадастровым номером , находящееся по адресу: <адрес>.

Из уведомления Управления Росреестра по РД от 28.11.2019г. №КУВД-001/2019-15116708/1 следует, что Изиеву М.А. возвращены без рассмотрения документы, прилагаемые к заявлению от 27.11.2019 г. в связи с тем, то согласно сведениям ЕГРН право собственности на земельный участок уже зарегистрировано за Изиевым М.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Ст. 29 указанного Федерального закона установлен порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, этапами которого являются прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных ст. 25 настоящего Федерального закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с ч. 12 ст. 29 указанного Федерального закона приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Таким образом, в судебном порядке может быть обжаловано принятое регистрационным органом решение.

Как установлено разбирательством по административному делу, административный ответчик решения об отказе в регистрации права собственности на земельный участок не принимал. Направленное административным ответчиком в адрес административного истца уведомления от 28.11.2019 г. №КУВД-001/2019-15116708/1 не являются отказом в совершении регистрационного действия.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования административного истца о признании недействительным отказа в регистрации права собственност о возложении обязанности осуществить регистрационные действия не имеют правовой основы.

Суд также учитывает, что ответ на обращение административного истца – уведомление о возврате прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения от 28.11.2019 г. за №КУВД-001/2019-15116708/1 нельзя квалифицировать, как подлежащее оспариванию решение государственного органа, поскольку он носит информативный характер, не обладает признаками ненормативного правового акта, так как не содержит властно-распорядительных предписаний и не порождает изменений в правах и обязанностях административного истца.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 1100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок общей площадью 2094 кв.м., с кадастровым номером 0504000094282 и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Изиева ФИО9 к Управлению Росреестра по Республике Дагестан о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Ленинский районный суд г. Махачкалы.

Председательствующий                         Х.М. Магомедова

Решение в окончательной форме составлено 01.04.2021 г.

2-826/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Изиев Магомед Атавович
Ответчики
Управление Росреестра по РД
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Магомедова Халимат Магомедовна
Дело на странице суда
lenynskiy--dag.sudrf.ru
19.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.01.2021Передача материалов судье
21.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2021Подготовка дела (собеседование)
05.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
18.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее