Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-3/2024 (12-45/2023;) от 01.11.2023

№ 12-3/2024

32RS0021-01-2023-001727-04

Р Е Ш Е Н И Е

14 февраля 2024 года г. Новозыбков

    Судья Новозыбковского городского суда Брянской области Ляшкова Т.М., рассмотрев жалобу Дегтярева А.В., поданную в интересах Дегтярева М.А., на определение заместителя Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Кондратенко Д.И. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 12 июля 2023 года и решение Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Гончарова В.В. от 12 октября 2023 года об оставлении определения без изменения,

УСТАНОВИЛ:

    Определением заместителя Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Кондратенко Д.И. от 12 июля 2023 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц МО МВД России «Новозыбковский» по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

    Решением Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Гончарова В.В. от 12 октября 2023 года по результатам рассмотрения жалобы Дегтярева А.В. на указанное определение оно оставлено без изменения.

    В жалобе и письменных дополнениях Дегтярев А.В. просит определение и решение отменить, считая их незаконными, материалы возвратить в Новозыбковскую межрайонную прокуратуру. В обоснование жалобы заявителем указано, что на его обращение от 25 апреля 2023 года был дан ответ от 19 мая 2023 года за подписью начальника МО МВД России «Новозыбковский» Цупикова Я.Н. (исполнитель Пугачев Е.Н.), не содержащий ответов на все поставленные вопросы, несмотря на то, что необходимая информация мелась в распоряжении указанных должностных лиц. Таким образом, должностными лицами органа полиции не были приняты меры к объективному рассмотрению его обращения, что указывает на наличие в их действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В свою очередь, должностные лица, вынесшие обжалуемые определение и решение, при рассмотрении жалоб Дегтярева А.В. также не провели полную и объективную проверку его доводов, без изучения необходимых материалов уголовного дела, в связи с расследованием которого Дегтяревым А.В. было направлено обращение от 25 апреля 2023 года. В случае, если должностные лица органа полиции не подлежали привлечению к административной ответственности на общих основаниях, в силу положений статьи 2.5, части 2 статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор должен был прекратить производство по делу об административном правонарушении и соответствующее постановление направить для привлечения виновных к дисциплинарной ответственности по месту службы.

    В судебном заседании Дегтярев А.В. доводы жалобы с учетом дополнений поддержал по изложенным в них основаниям.

    Помощник Новозыбковского межрайонного прокурора Грибов Е.М. в судебном заседании полагал доводы жалобы необоснованными, просил оставить определение и решение без изменения.

При согласии участников процесса жалоба рассмотрена в отсутствие Дегтярева М.А., начальника МО МВД России «Новозыбковский» Цупикова Я.Н., оперуполномоченного ГКОН МО МВД России «Новозыбковский» по Брянской области Пугачева Е.Н., извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Изучение материалов истребованного из Новозыбковской межрайонной прокуратуры Брянской области надзорного производства по обращениям Дегтярева А.В. ж-2021 и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 названного Кодекса) являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.

При этом частями 2, 3 указанной статьи определено, что такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В силу положений части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьями 5.39 и 5.59 данного кодекса, возбуждаются прокурором.

Согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии сообщений, заявлений, указанных в пункте 3 части 1 этой статьи, должностным лицом, рассмотревшим такие сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Право заинтересованного лица на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении закреплено в части 4 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно названной норме закона определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов надзорного производства усматривается, что 25 апреля 2023 года в МО МВД России «Новозыбковский» поступило обращение Дегтярева А.В. - запрос о предоставлении информации и документов в связи с расследованием уголовного дела в отношении его сына Дегтярева М.А.

По результатам рассмотрения данного обращения заявителю был дан ответ от 19 мая 2023 года за подписью начальника МО МВД России «Новозыбковский» Цупикова Я.Н., исполнитель ответа - оперуполномоченный ГКОН МО МВД России «Новозыбковский» по Брянской области Пугачев Е.Н.

Не согласившись с данным ответом, Дегтяревым А.В. была подана жалоба на имя Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, в которой заявитель, в том числе, просил возбудить в отношении должностных лиц органа полиции дела об административных правонарушениях по статьям 5.39 и 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (входящий номер от 23 июня 2023 года).

По результатам рассмотрения обращения заместителем Новозыбковского межрайоного прокурора Брянской области Кондратенко Д.И. 12 июля 2023 года было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по основаниям подпункта 2 пункта 1 статьи 24.5 данного кодекса, поскольку должностные лица органа полиции, имеющие специальные звания, не могут являться субъектами указанного административного правонарушения, а подлежит дисциплинарной ответственности.

Определение заместителя Новозыбковского межрайоного прокурора Брянской области было обжаловано Дегтяревым А.В. вышестоящему должностному лицу, решением Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Гончарова В.В. от 12 октября 2023 года определение оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Оснований не согласиться с выводами должностных лиц не имеется.

Частью 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 этой же статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях (часть 2 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Установлено, что Цупиков Я.Н. и Пугачев Е.Н. проходят службу в должностях начальника и оперуполномоченного МО МВД России «Новозыбковский», имеют специальные звания, соответственно, майор и старший лейтенант полиции.

Поскольку статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входит в перечень административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за которые указанные в части 1 данной статьи должностные лица несут административную ответственность на общих основаниях, должностными лицами Новозыбковской межрайонной прокуратуры были обоснованно вынесены определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решение об оставлении определения без изменения.

При этом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о виновности лица в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Доводы заявителя о необходимости применения положений части 2 статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основаны на неверном толковании закона.

При принятии решения также учитывается следующее.

В силу статей 1.5, 2.1, 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена КоАП РФ подлежит выяснению только при производстве по делу об административном правонарушении и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса, составляет девяносто календарных дней со дня совершения административного правонарушения, который на момент рассмотрения жалоб истек.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждение вопроса о виновности лица, в отношении которого отказано в возбуждении дела об административном правонарушении или прекращено производство по такому делу, недопустимо.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Дегтярева А.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Определение заместителя Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Кондратенко Д.И. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 12 июля 2023 года и решение Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Гончарова В.В. от 12 октября 2023 года оставить без изменения, а жалобу Дегтярева А.В. – без удовлетворения.

    Решение в течение 10 суток со дня его получения (вручения) может быть обжаловано в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд Брянской области.

Судья Т.М. Ляшкова

12-3/2024 (12-45/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области
Ответчики
Дегтярев Михаил Алексеевич
Другие
Дегтярев Алексей Валерьевич
Суд
Новозыбковский городской суд Брянской области
Судья
Ляшкова Татьяна Михайловна
Статьи

ст.5.59 КоАП РФ

Дело на сайте суда
novozibkovsky--brj.sudrf.ru
02.11.2023Материалы переданы в производство судье
08.11.2023Истребованы материалы
13.12.2023Поступили истребованные материалы
16.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2024Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
12.03.2024Вступило в законную силу
13.03.2024Дело оформлено
13.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее