Дело №
УИД 14RS0007-01-2022-000310-96
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Верхневилюйск 12 июля 2022 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой А.А.,
с участием помощника прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Адамовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района РС (Я) к ГБПОУ РС (Я) «Верхневилюйский техникум» о возложении обязанности установить у входа в здание информационную вывеску с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района РС (Я) Слепцов П.Н. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов. По результатам проверки установлено, что в нарушение требований законодательства у входа в здание ГБПОУ РС (Я) «Верхневилюйский техникум» отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Указывая на изложенное, истец просит обязать в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу установить у входа в здание информационную вывеску с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
В судебном заседании помощник прокурора Верхневилюйского района Адамова Л.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, причины не сообщил.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия ответчика.
Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьями 14, 19 Закона № 181-ФЗ установлено, что государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации, поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в образовательных организациях создаются все условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются, в том числе и обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с подп. «а» п. 4 приказа Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В судебном заседании и материалами дела установлено, что у входа в здание ГБПОУ РС (Я) «Верхневилюйский техникум» отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства нарушает права и свободы слабовидящих и незрячих граждан, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Выявленные в деятельности ответчика нарушения с момента проведенной прокуратурой проверки до настоящего времени не устранены, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, возможность исполнения решения суда, суд полагает возможным установить срок для выделения дополнительного финансирования для оборудования на здании учреждения информационной вывеской с наименованием учреждения, выполненной шрифтом Брайля в течение 4 месяцев.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░) «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ (░) «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░