Дело № 2-1-280/2022
64RS0008-01-2022-000373-59
Решение
Именем Российской Федерации
21 апреля 2022 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовской области
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Карпачевой Т.В.,
при секретаре Логиновой М.Ю.,
с участием прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Бисерова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Культурно-досуговый центр Старожуковского муниципального образования» о понуждении обеспечить наличие в зданиях школы наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц и предметов,
установил:
прокурор Базарно-Карабулакского района Саратовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Культурно-досуговый центр Старожуковского муниципального образования» о понуждении обеспечить наличие в зданиях школы наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц и предметов.
В обосновании требований истец указывает, что прокуратурой в 2022 году проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в образовательном учреждении, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. 16 марта 2022 года в адрес директора учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако по результатам контрольной проверки установлено, что выявленные нарушения фактически устранены не полностью, а именно: до настоящего времени отсутствуют наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на территории, при обнаружении подозрительных лиц и предметов на территориях. Тем самым должностными лицами школы не соблюдаются требования законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности, что может способствовать облегчению совершения террористических актов и иных противоправных посягательств, а также создаст угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представители ответчика и третьего лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу и по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Суд приходит к выводу, что прокурор имеет необходимые полномочия для обращения в суд с данным иском.
Федеральный закон от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закона № 35-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Согласно статье 2 Закона № 35-ФЗ одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закона № 273-ФЗ) образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Согласно статьи 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Юридическое лицо, владеющее объектом недвижимости на законном основании, является лицом, на которое в соответствии с частью 3.1 статьи 5 Закона № 35-ФЗ возложена обязанность по обеспечению безопасности места массового пребывания людей.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства (далее - Требования). Настоящие Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 24 указанного Постановления в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется размещение на объектах (территориях), в том числе наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях),.
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на все школы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Базарно-Карабулакского района Саратовской области в отношении муниципального бюджетного учреждения культуры «Культурно-досуговый центр Старожуковского муниципального образования» проведена проверка исполнения требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности, соблюдения прав несовершеннолетних и создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья граждан, находящихся в учреждении.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения. 16 марта 2022 года в адрес директора учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако по результатам контрольной проверки установлено, что выявленные нарушения фактически устранены не полностью, а именно: до настоящего времени отсутствуют наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на территории, при обнаружении подозрительных лиц и предметов на территориях.
Оценивая предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
По правилам части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым определить срок исполнения решения в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, считая данный срок разумным и достаточным.
Руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговый центр Старожуковского муниципального образования» обеспечить наличие в зданиях школы наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 22 апреля 2022 года.
Судья Карпачева Т.В.