Дело № 2-946/2021
УИД 23RS0043-01-2021-001282-75
ФИО4 Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 августа 2021 года
Приморско-Ахтарский районный суд <адрес> в составе:
судьи – Кобзева А.В.,
при секретаре – ФИО5
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> к Кича Г.И. ФИО1 Коплик П.Г. об устранении выявленных нарушений,
у с т а н о в и л:
Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с иском к Кича Г.И., Коплик П.Г. об устранении выявленных нарушений.
Как следует из искового заявления в ходе проведенной проверки земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>) установлено, что ограждение достигает уреза воды. На береговой полосе возведен пирс и на береговой полосе размещено берегоукрепление. Осуществляется водопользование. Существующие ограждения создают препятствие к свободному доступу к водным объектам общего пользования неопределенному кругу лиц.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением и топографической съемкой кадастрового инженера.
Собственниками земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> являются Кича Г.И., Коплик П.Г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ об устранении земельного правонарушения Коплик П.Г., Киче Г.И предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения, а именно — обеспечив свободный доступ к водным объектам общего пользования и береговой полосе неопределенному кругу лиц.
В целях выявления обстоятельств по устранению выявленных нарушений администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> проведена повторная проверка земельного участка с кадастровым номером №
В результате повторной проверки было установлено, что Коплик П.Г., Кича Г.И., выявленные нарушения не устранили.
На основании изложенного просят суд: обязать Кичу Г.И., Коплик П.Г. обеспечить за свой счет доступ неограниченному кругу лиц к участку береговой полосы водного объекта, примыкающему с восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, путем частичного сноса ограждения на расстояние 5 м от уреза воды, по северной и южной стороне земельного участка с кадастровым номером №
Истец представитель администрации Приморско-Ахтарского городского поселения в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом. В материалах гражданского дела имеется ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие. Поскольку в состязательном процессе его участники сами определяют объем личного участия в защите своих прав, суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя.
Ответчик Кича Г.И. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлена надлежащим образом. В материалах гражданского дела имеется ходатайство о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие. Поскольку в состязательном процессе его участники сами определяют объем личного участия в защите своих прав, суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание ответчика с учетом позиции, изложенной в возражениях.
Как следует из возражений ответчик Кича Г.И. с заявленными требованиями не согласна, считая их незаконными и необоснованным на основании следующего.
Ограждения земельного участка с кадастровым номером № с границами данного земельного участка, и не выходят за его пределы.
Свои требования процессуальный истец обосновывает тем, что земельный участок, принадлежащий ответчикам на праве общей долевой собственности, образован в нарушение предусмотренного пунктом 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ прямого запрета на формирование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водными объектами, которые при постановке на учет должны быть отнесены к землям водного фонда.
При этом, доказательство образования земельного участка в нарушение предусмотренного пунктом 2 статьи 102 Земельного кодекса, не предоставлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления ответчикам извещений о проводимых проверках, вручения актов проверки соблюдения земельного законодательства и самое главное, отсутствует документ, устанавливающий вину ответчиков в предъявляемом нарушении.
Процессуальный истец, заявляя требования в интересах неопределенного круга лиц, защищая их права, намеренно нарушает права ответчиков на принадлежащее им на праве общей долевой собственности имущество.
Согласно данным публичной кадастровой карты спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в существующих границах ДД.ММ.ГГГГ, за два года до того момента, как ответчики стали обладателями этого земельного участка.
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Ответчик Коплик П.Г. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлена надлежащим образом. Ходатайства об отложении судебного заседания или рассмотрения гражданского дела без его участия не заявлял. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия ответчика в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Истец свои исковые требование мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, р<адрес> установлено, что ограждение достигает уреза воды. На береговой полосе возведен пирс и на береговой полосе размещено берегоукрепление. Осуществляется водопользование. Существующие ограждения создают препятствие к свободному доступу к водным объектам общего пользования неопределенному кругу лиц.
С данными доводами суд согласиться не может на основании следующего.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами Кича Г.И. и Коплик П.Г. принадлежит на праве общей долевой собственности по ? доле каждому земельный участок с кадастровым номером 23<данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
Как следует из ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно п.п. 1,2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 40 ЗК установлено, что собственник земельного участка имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, не представлено суду достоверных и бесспорных доказательств подтверждающих факт того ограждение, возведенное ответчиками находится за пределами земельного участка, принадлежащего ответчикам.
Кроем того факт того, что ограждение спорного земельного участка совпадает с границами данного кадастрового участка и не выходит за его пределы подтверждается заключением МУП «Приморско-Ахтарский информационный консультационный центр».
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ВК РФ водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие).
Как следует из частей 1-3,6-8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (части 3,4 данной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016г. N 377 утвержден порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2016г. N 164.
В соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется любыми заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками, пользователями и владельцами земельных участков.
В соответствии с п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) выполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, определяемые заказчиком работ в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
В соответствии с п.10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", при уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) координаты характерных точек определяются с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта), но не ниже точности, используемой при установлении местоположения береговой линии.
В соответствии с п.14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в состав Единого государственного реестра недвижимости входит, в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).
Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 Закона N-218 и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление I государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015г. N 1532.
Согласно пункту 22 Правил в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями их использования, а также береговой линии (границы водного объекта) и перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос, береговой линии (границы водного объекта) в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования.
Суд отмечает, что доказательственная деятельность, связана с поведением сторон, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст. ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ). В случае процессуального бездействия стороны в части представления в обоснование своих требований и возражений доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона, такая сторона самостоятельно несет неблагоприятные последствия своего пассивного поведения.
При отсутствии доказательств подтверждающих наличие водного объекта, зарегистрированного в установленном законом порядке, недоказанности границ зоны с особыми условиями использования территории (водоохранной зоны), суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании Кича Г.И. и Коплик П.Г. обеспечить доступ неограниченному кругу лиц к участку береговой полосы, нельзя признать обоснованным.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к Кича Г.И., Коплик П.Г. об устранении выявленных нарушений, являются не законными, не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к Кича Г.И., Коплик П.Г. об устранении выявленных нарушений, отказать.
Ответчик в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения вправе подать в суд заявление об отмене этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Приморско-Ахтарского
районного суда А.В. Кобзев