Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-3695/2023 от 21.02.2023

Судья: Серова С.Н. дело № 33а-3695/2023

№ 2а-3110/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Сивохина Д.А.,

судей – Ромадановой И.А., Роменской В.Н.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 26.12.2022 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., объяснения представителя административного истца Рудомакиной О.П., представителя административного ответчика (по доверенности) Ефименко П.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Маркелов А.В., Маркелова А.С. обратились в суд с административным исковым заявлением указав, что 23.12.2021 административные истцы обратились в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов, как молодой семье. В предварительном согласовании предоставления земельного участка административным истцам было отказано. Решением Волжского районного суда Самарской области от 12.05.2022 г. отказ Администрации был признан обоснованным.

23.05.2022 административные истцы повторно обратились с указанным заявлением. Письмом Администрации № от 27.05.2022 рассмотрение данного заявления было приостановлено. Решением Волжского районного суда Самарской области от 27.07.2022 приостановление рассмотрения заявления административных истцов было признано незаконным. После возобновления рассмотрения указанного заявления, постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 14.09.2022 № в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов было отказано, в связи с тем, что земельный участок расположен на придомовой территории многоквартирного жилого дома. Административные истцы, полагая, что указанным решением нарушаются их права, просят суд признать постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 14.09.2022 № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов незаконным. Обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области возобновить рассмотрение заявления административных истцов от 23.05.2022 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области предварительно согласовать административным истцам предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной кадастровым инженером Боровковым Н.В.. Обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области сообщить об исполнении решения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу административным истцам и в Волжский районный суд Самарской области.

Решением Волжского районного суда Самаркой области административные исковые требования удовлетворены частично.

Судом постановлено: «Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области № от 14.09.2022 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

Возложить на Администрацию муниципального района Волжский Самарской области обязанность возобновить рассмотрение заявления Маркелова А.В., Маркеловой А.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 23.05.2022г. № .

В удовлетворении остальной части иска отказать.»

В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Волжский Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12. 2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В заседании судебной коллегии представитель Администрация муниципального района Волжский Самарской области (по доверенности) Ефименко П.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель административных истцов Рудомакина О.П. просили суд решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка осуществляется иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 3 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005г. № 94-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области, возраст одного из супругов в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет.

При этом граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, вправе самостоятельно определить предполагаемые размеры и местоположение земельного участка. В этом случае работы по образованию земельных участков осуществляются за счет средств граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (пункт 6 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле»).

Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка обеспечивает подготовку схемы на кадастровом плане территории; подает в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

Судом установлено, что 23.12.2021 Маркелов А.В. и Маркелова А.С. обратились к главе муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для ведения личного подсобного хозяйства, на основании пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта «а» пункта 3 части 3 статьи 9 Закона Самарской области № 94-ГД от 11.03.2005 «О земле».

Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 28.02.2022 № административным истцам было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в связи с выявленной чересполосицей при формировании испрашиваемого земельного участка, площадью 800 кв.м., что в свою очередь приведет к нерациональному использованию земель, а также в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером .

Решением Волжского районного суда Самарской области от 12.05.2022 отказано в удовлетворении административного иска Маркелова А.В., Маркеловой А.С. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 18.08.2022 решение Волжского районного суда Самарской области от 12.05.2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Маркеловых – без удовлетворения.

Впоследствии, административными истцами была подготовлена новая схема с учетом замечаний Администрации муниципального района Волжский Самарской области и 23.05.2022 подано повторное заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

Из ответа Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 27.05.2022 № следует, что рассмотрение указанного заявления было приостановлено.

Решением Волжского районного суда Самарской области от 27.07.2022 административное исковое заявление удовлетворено частично. Решение МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» № от 27.05.2022 о приостановлении рассмотрения заявления Маркелова А.В., Маркеловой А.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка – признано незаконным. На Администрацию муниципального района Волжский Самарской области возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Маркелова А.В., Маркеловой А.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданного 23.05.2022 вх. № в течение 10 календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Рассмотрение заявления и материалов от 23.05.2022 № было возобновлено и постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 14.09.2022 № отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на придомовой территории многоквартирного жилого дома. Основанием для отказа явился подпункт 1 пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Рассматривая дела суд первой инстанции верно определил значимые обстоятельства по делу.

Право заявителей на предоставление земельного участка по основаниям, предусмотренным подпункта «а» пункта 3 части 3 статьи 9 Закона Самарской области «О земле», административным ответчиком не оспаривалось.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, предусмотрены статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Принимая данное решение, Администрация муниципального района Волжский Самарской области исходила из того, что испрашиваемый земельный участок расположен на придомовой территории многоквартирного жилого дома.

Удовлетворяя административное исковое заявление и признавая незаконным решение администрации муниципального района Волжский Самарской области суд пришёл к выводу, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что испрашиваемый участок находится на внутридомовой территории МКД по ул. <адрес>.

Апелляционная коллегия отмечает, что ни в суд первой инстанции, ни в апелляционное рассмотрение дела, не предоставлено допустимых и достоверных доказательств нахождения испрашиваемого участка в придомовой территории многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В силу принципов административного судопроизводства, руководствуясь п.7 ст. 6 КАС РФ, при состязательности и равноправии сторон административного судопроизводства при активной роли суда, судебной коллегией предложено административному ответчику предоставить доказательства, однако никакими иными доказательствами сторона не располагает.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильной правовой оценке исследованных судом доказательств.

Судом обосновано, для восстановления нарушенных прав на административного истца, возложил обязанности возобновить рассмотреть заявление Маркелова А.В., Маркеловой А.С. о предварительном согласовании земельного участка.

Обстоятельства, указанные в апелляционной жалобе, являлись предметом изучения в суде первой инстанции применительно к тем нормам законодательства, которыми следовало руководствоваться, которые были оценены судом правильно, оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Волжского районного суда Самарской области от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Волжский Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-3695/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Маркелова А.С.
Маркелов А.В.
Ответчики
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Другие
Рудомакина О.П.
МКУ УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области
Администрация с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.02.2023Передача дела судье
21.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее