№ 2-1777/2024
УИД 41RS0001-01-2023-014187-28 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 года город Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края
в составе:
председательствующего судьи Токаревой М.И.,
при секретаре Нощенко А.О.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю к КГУП «Камчатский водоканал» о возложении обязанности,
установил:
Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю обратилось в суд с иском к АО «Корякэнерго», с учетом измененных исковых требований, принятых судом в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о возложении обязанности в срок до 01 июля 2024 года обеспечить проведение производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг с установленной периодичностью и по установленным показателям, предусмотренным СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21.
В обоснование указало, что в селах Хаилино, Тиличики, Ачайваям, Пахачи Олюторского района Камчатского края ответчиком не соблюдаются требования СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 в части проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В судебном заседании представитель истца измененные требования поддержала.
Ответчик не явился. Извещен.
В ранее представленных возражениях ответчик с иском не согласился, полагая, что производственный контроль лабораторных исследований и испытаний соблюдает, представив копии гигиенической оценки протоколов лабораторных испытаний, копии протоколов лабораторных испытаний, копии химических анализов за период с октября 2023 года по февраль 2024 года.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя истца, поддержавшего измененные исковые требования, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В статье 1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года (далее Закон № 52-ФЗ) указано, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (статья 2 Закона № 52-ФЗ).
Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплены в статье 8 Закона № 52-ФЗ.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (статья 11 Закона № 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ, пунктом 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 года № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Судом установлено, что на водозаборе «Хаилинский-1» исследования на содержание энтерококков и колифагов не проводились, органолептические показатели и обобщенные показатели не исследовались в первом и третьем квартале, что не соответствует требованиям пунктов 75 и 77, таблицы 1 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», таблице 3.5 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Из разводящей сети пробы воды не исследовались 2 раза в декабре 2023 года, что не соответствует требованиям пунктов 75 и 77, таблицы 3 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
На источниках водоснабжения в селе Тиличики не проводились исследования на микробиологические показатели, неорганические и органические вещества, в третьем квартале 2023 года не исследовались органолептические показатели и обобщенные показатели, что не соответствует требованиям пунктов 75 и 77, таблицы 1 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Из подземного источника «Айчайваямский не проведены исследования во втором и третьем кварталах 2023 года на микробиологические и органолептические показатели, а обобщенные показатели не исследовались в первом, втором и четвертом кварталах, что не соответствует требованиям пунктов 75 и 77, таблицы 1 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Водозабор в селе Пахачи - микробиологические показатели, за исключением исследований на общее микробное число, не исследовались в ноябре 2023 года, паразитологические показатели с мая по сентябрь, в ноябре и декабре 2023 года, в феврале 2024 года не исследовались. Органолептические показатели с января по апрель включительно и с июня по ноябрь 2023 года включительно и в январе 2024 года не исследовались. Обобщенные показатели не исследовались с января по апрель включительно и с июня по ноябрь 2023 года включительно и в январе 2024 года, в декабре 2023 года не исследовались показатели «общая минерализация» и фенольный индекс», а в феврале 2024 года «общая минерализация». Неорганические и органические вещества, радиологические показатели пробы воды не исследовались. Приведенные нарушения в селе Пахачи не соответствуют требованиям пунктов 75 и 77, таблицы 1 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Кроме того, в нарушение требований пунктов 75 и 77, таблицы 2 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» перед поступлением в разводящую сеть пробы воды исследовались на:
- микробиологические показатели в ноябре 2023 года, январе и феврале 2024 года, при установленной периодичности один раз в месяц;
- органолептические показатели в ноябре 2023 года, феврале 2024 года, при установленной периодичности один раз в месяц;
- обобщенные показатели в ноябре и декабре 2023 года, январе и феврале 2024 года, при этом в декабре представлены не все показатели, при установленной периодичности один раз в месяц;
- паразитологические, радиологические показатели, неорганические и органические вещества не исследовались. В разводящей сети микробиологические показатели исследовались в ноябре 2023 года 1 раз, в феврале 2024 года – 1 раз, в октябре и ноябре 2023 года, январе и феврале 2024 года 1 раз в месяц при установленной периодичности 2 раза в месяц, что не соответствует требованиям пунктов 75 и 77, таблицы 3 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Доказательства соблюдения ответчиком приведенных требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, как и доказательства, опровергающие вмененные нарушения, не представлены.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, подтверждение факта приведенных нарушений требований СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21, суд приходит к убеждению о необеспечении ответчиком проведения производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг с установленной периодичностью и по установленным показателям, предусмотренным СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21, а потому заявленные требования подлежат удовлетворению.
Определяя срок исполнения решения суда в соответствии с требованиями статей 204 и 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным согласиться с предложением истца, установив срок исполнения настоящего решения суда в срок до 01 июля 2024 года.
В соответствии с требованиями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с КГУП «Камчатский водоканал» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования удовлетворить.
Возложить на АО «Корякэнерго», ИНН №, обязанность в срок до 01 июля 2024 года обеспечить проведение производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг с установленной периодичностью и по установленным показателям, предусмотренным СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21.
Взыскать с АО «Корякэнерго» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд с подачей жалобы через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись М.И. Токарева
Копия верна, судья М.И. Токарева
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2024 года.
Подлинник в деле №2-1777/2024