Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-95/2024 (2-2342/2023;) ~ М-2145/2023 от 13.09.2023

Дело № 2-95/2024

УИД 42RS0002-01-2023-002896-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Белово Кемеровской области- Кузбасса 28.06.2024

Беловский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Щапова А.С.,

при секретаре Дударевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебельковой Марины Владимировны, Чебелькова Максима Романовича, Чебелькова Эдуарда Романовича к Администрации Беловского городского округа, Департаменту по чрезвычайным ситуациям Кемеровской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России), Министерству финансов РФ (Минфин России), ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУ МВД России по Кемеровской области-Кузбассу, Правительству Кемеровской области-Кузбассу о признании права на включение в программу реализации мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Чебелькова М.В., Чебельков М.Р., Чебельков Э.Р. обратились в суд с иском к Администрации Беловского городского округа, Департаменту по чрезвычайным ситуациям Кемеровской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России), Министерству финансов РФ (Минфин России), ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУ МВД России по Кемеровской области-Кузбассу, Правительству Кемеровской области-Кузбассу о признании права на включение в программу реализации мер социальной поддержки.

Требования мотивированы тем, что на основании вступившего в законную силу решения Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу Чебелькова М.В. признана членом семьи нанимателя квартиры расположенной по адресу ФИО8 <адрес>4 ФИО10 умершей ДД.ММ.ГГГГ. Также за истцами признано право пользования указанной квартирой на момент землетрясения на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ произошло землетрясение в результате чего, согласно распоряжения коллегии Администрации Кемеровской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении сводного реестра жилых помещений непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате землетрясения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории Кемеровской <адрес>, помещение по адресу ФИО8 <адрес>4 признанное за истцом, значится непригодное для проживания и подлежит сносу, в целях мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате землетрясения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории ФИО8 <адрес>.

Полагают, что на основании Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями" имеют право на получение государственного жилищного сертификата.

Считают, что при недобросовестном поведении Администрации Беловского городского округа, после землетрясения произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории ФИО8 <адрес> истцам под влиянием заблуждения обратившись в Администрацию Беловского городского округа с заявлением о предоставлении жилья и выдаче сертификата истцам был представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения по адресу <адрес>.

Указывают на то, что истцами так и не реализовано право на возмещение утраченного жилья, в результате чего в пользу истцов подлежит взысканию денежные средства за утраченное жилое помещение общей площадью <данные изъяты> м.кв. в размере <данные изъяты> руб.

С учетом уточненных исковых требований просят суд признать право за истцами на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , на получение иных межбюджетных трансфертов их федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда жительства РФ, бюджетам субъектов РФ в целях со финансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержке граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов или пресечении террористических актов правомерными действиями.

Взыскать с ответчиков солидарно денежные средства в размере <данные изъяты> руб.

Истцы в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель Чебельковой М.В. – Талалаев Д.А. действующий на основании доверенности в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Представитель Администрации Беловского городского округа – Агалакова Г.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований исходя из возражений. Поддержала о применении срока исковой давности.

Представитель ГУ МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу - Агеев М.Ю. действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований по обстоятельствам изложенным в возражениях. Поддержал ходатайство о применении срока исковой давности.

Представитель ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу – Патракова Н.Н. действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований по обстоятельствам изложенным в возражениях.

Представитель Департамента по чрезвычайным ситуациям Кузбасса в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил возражения относительно заявленных исковых требований, в которых просят применить срок исковой давности.

Представитель Правительства Кемеровской области – Кузбасса в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. До начала судебного заседания представил возражения относительно заявленных исковых требований, в которых также просит применить срок исковой давности.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. До начала судебного заседания представил возражения относительно заявленных исковых требований, в которых также просит применить срок исковой давности.

Представитель Министерства финансов РФ (в лице УФК Кемеровской области-Кузбассу) в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. До начала судебного заседания представил возражения относительно заявленных исковых требований.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на территории Кемеровской области произошло землеведение. 22.06.2013 составлен акт обследования помещений жилого дома по адресу <адрес> в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ. По итогам обследования межведомственная комиссии признала жилой дом по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу, о чем свидетельствует заключение о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для проживания от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения ДД.ММ.ГГГГ на территории Кемеровской области указанный дом по адресу <адрес> не включен.

Чебелькова М.В. действующая в своих интересах и интересах ФИО18. обращалась в суд с иском к Администрации Беловского городского округа. Коллегии Администрации Кемеровской <адрес> о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включение в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, на получение государственного жилищного сертификата.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу на основании Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО17

Указанными судебными актами установлено, что у истца отсутствует право на получение жилищного сертификата и получения денежных средств, для приобретения жилого помещения за счет бюджетных средств.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

Признать Чебелькову М.В. членом семьи нанимателя квартиры расположенной по адресу ФИО8 <адрес> ФИО10 умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Чебельковой М.В. Чебельковым М.Р., Чебельковым Э.Р. право пользования квартирой расположенной по адресу ФИО8 <адрес> на момент землетрясения на ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера удалее - чрезвычайные ситуации).

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Федеральным законом № 68-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий т: чрезвычайных ситуаций (статья 2 Федерального закона № 68-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся а результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери в нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно классификации чрезвычайных ситуаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление ), в зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, границ ее распространения и размера материального ущерба чрезвычайные ситуации подразделяется на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

Как закреплено положениями главы II Федерального закона № 68-ФЗ, полномочиями по принятию решений об отнесении чрезвычайной ситуации к одному видов согласно приведенной выше классификации, а также полномочиями по введению режима чрезвычайной ситуации, исходя из территориального характера чрезвычайной ситуации, наделены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рг введении режима функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ФИО8 <адрес>» (далее - ФИО3 -рг) чрезвычайная ситуация, сложившаяся на территории Кемеровской области, классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера; на территории Кемеровской области введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» и установлен региональный уровень реагирования.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных резервов финансовых материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов, принимает решения об оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи о выплате единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев оказания современной материальной помощи, финансовой помощи и выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, а также определение круга ц, которым указанная помощь будет оказана и указанные выплаты будут осуществлены.

В настоящее время предоставление иных межбюджетных трансфертов федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями алее - мероприятия), осуществляется согласно соответствующим правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ).

В силу подпункта «д» пункта 6 Правил мероприятия реализуются в том числе в отношении граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, совершения террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (при условии возникновения указанных событий не позднее ДД.ММ.ГГГГ), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов аз федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, поведенных в установленном порядке до Минстроя России как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов, на цели, указанные в пункте 5 Правил .

Согласно пункту 4 Правил для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Минстрою России на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Минстрой России перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории субъекта Российской Федерации и (или) перечень жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории субъекта Российской Федерации, в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений и общая площадь поврежденных жилых помещений.

Ответственность за недостоверность представляемых в Минстрой России информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами, возлагается субъекты Российской Федерации (пункт 26 Правил ).

В соответствии с пунктом 16 Правил 1327 трансферты предоставляются при соблюдении следующих условий:?

а) наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются трансферты;

б) наличие в бюджетах субъектов Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для их исполнения;

в) заключение соглашения о предоставлении трансфертов между Минстроем России и высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Порядок подготовки и исполнения решений Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации установлен Положением об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение ).

В силу подпункта «а» пункта 9 Положения проекты актов Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда подлежат согласованию с Минфином России.

После издания акта Правительства Российской Федерации, указанного в абзаце первом пункта 11 Положения , Минфин России вносит в установленном порядке соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

Таким образом, в настоящее время трансферты, представляемые в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций, могут быть предоставлены в том числе в целях предоставления выплат граждан, право которых на получение государственного жилищного сертификата признано в соответствии с подпунктом «д» пункта 6 Правил .

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцами избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку, как изложено выше, предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета предусмотрено исключительно бюджету субъекта Российской Федерации в связи, с чем истцы являются ненадлежащим субъектом для заявления требований о признании права на получение межбюджетного трансферта. В свою очередь, отношения по предоставлению трансфертов между уровнями бюджетной системы не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство не наделяет физических лиц какими-либо бюджетными полномочиями.

Исходя из выше изложенного, также не подлежат удовлетворению исковые требования о солидарном взыскании с ответчиков в пользу истцов денежные средства в размере 4925016 руб.

Кроме того со стороны представителей ответчиков заявлено о применении срока исковой давности.

В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать, о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из материалов дела решением ФИО1 городского суда ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу на основании Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Чебельковой М.В. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО19 отказано.

Решением Беловского городского суда ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу ФИО4 признана членом семьи нанимателя квартиры, расположенной по адресу: ФИО8 <адрес> ФИО10 умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Чебельковой М.В. Чебельковым М.Р., Чебельковым Э.Р. право пользования квартирой расположенной по адресу ФИО8 <адрес> на момент землетрясения на ДД.ММ.ГГГГ.

При этом повторно истцы не обращались за выдачей государственного жилищного сертификата.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцам стало известно о предполагаемом нарушении их прав не позднее ДД.ММ.ГГГГ, между тем с настоящим исковым заявлением истцы обратились в суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока исковой давности.

При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Чебельковой Марине Владимировне, Чебелькову Максиму Романовичу, Чебелькову Эдуарду Романовичу к Администрации Беловского городского округа, Департаменту по чрезвычайным ситуациям ФИО8 <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России), Министерству финансов РФ (Минфин России), ГУ МЧС России по ФИО8 <адрес>-Кузбассу, ГУ МВД России по ФИО8 <адрес>-Кузбассу, ФИО2 <адрес>-Кузбассу о признании права на включение в программу реализации мер социальной поддержки отказать.

Решение может быть обжаловано в ФИО8 областной суд через Беловский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 05.07.2024.

Судья /подпись/ А.С. Щапов


2-95/2024 (2-2342/2023;) ~ М-2145/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чебелькова Марина Владимировна
Чебельков Эдуард Романович
Чебельков Максим Романович
Ответчики
Правительство Кемеровской области-Кузбасса
ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России)
Департамент по чрезвычайным ситуациям Кемеровской области
ГУ МВД России по Кемеровской области-Кузбассу
Администрация Беловского городского округа
Министерство финансов РФ (Минфин России)
Другие
Талалаев Дмитрий Александрович
Министерство финансов Кузбасса (Минфин Кузбасса)
Суд
Беловский городской суд Кемеровской области
Судья
Щапов А.С.
Дело на странице суда
belovskygor--kmr.sudrf.ru
13.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2023Передача материалов судье
18.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Подготовка дела (собеседование)
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Подготовка дела (собеседование)
15.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2023Судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
14.02.2024Подготовка дела (собеседование)
14.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2024Судебное заседание
05.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Подготовка дела (собеседование)
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.06.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее