Дело 2-2821/20г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2020 года г. Махачкала
Ленинский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Айгуновой З.Б., при секретаре судебного заседания - Магомедовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Махачкалы в защиту прав неопределенного круга лиц к ЧПО АНО «Гуманитарно-многопрофильный колледж» об обязании оборудовать здание вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г.Махачкалы в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ЧПО АНО «Гуманитарно-многопрофильный колледж» об обязании оборудовать здание вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, указав при этом, что прокуратурой города проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства об образовании и в сфере защиты социальных прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних. В ходе которой установлено, что в ЧПО АНО «Гуманитарно-многопрофильный колледж» указанные требования не соблюдаются.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Махачкалы Караев Х.А. поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика - ЧПО АНО «Гуманитарно-многопрофильный колледж» - Гаджиахмедов Д.Б. признал исковые требования, указав при этом, что в настоящее время все нарушения устранены.
Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Аналогичные положения содержит п. 3 ч. 4 ст. 19, действующего с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", согласно которому при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены, в том числе дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников.
Судом установлено, что прокуратурой г.Махачкалы проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности в ЧПО АНО «Гуманитарно-многопрофильный колледж».
Из справки помощника прокурора г.Махачкалы – Бахмудова З.М. следует, что при входе в здание ЧПО АНО «Гуманитарно-многопрофильный колледж» отсутствует вывеска с названием образовательной организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Указанные сведения подтверждаются приложенными к иску фотографиями.
Несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является обязанностью органа исполнительной власти и отсутствие возможности для ее реализации не может умалять права инвалидов и маломобильных граждан на компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление их социального статуса, достижение ими материальной и физической независимости.
В нарушении ст.56 ГПК РФ ответчик об устранении нарушений указанных в исковом заявлении суду не представлены.
Принимая во внимание, что ответчик доказательств того, что перед входом в ЧПО АНО «Гуманитарно-многопрофильный колледж» имеется вывеска с названием образовательной организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне не представил, суд приходит к выводу о необходимости исковые требования удовлетворить.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора г.Махачкалы удовлетворить.
Обязать ЧПО АНО «Гуманитарно-многопрофильный колледж», расположенный по адресу: <адрес>-Б, оборудовать здание образовательной организации вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Резолютивная часть решения оглашена 12 ноября 2020 года.
В мотивированном виде решение изготовлено 17 ноября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Махачкалы.
Председательствующий Айгунова З.Б.