Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-922/2023 ~ М-738/2023 от 02.05.2023

        Дело № 2-922/2023

        УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2023 года                                                                                         пгт. Кировское

Кировский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Церцвадзе Г.Д.

при секретаре Асановой Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района Республики Крым в интересах ФИО1 к Администрации Кировского района Республики Крым 3-е лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района Республики Крым обратился в суд с иском в интересах ФИО1 указав, что прокуратурой Кировского района по поручению прокуратуры Республики Крым проведена проверка по обращению ФИО1, являющегося лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении его жилищных прав.

Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Кировского районного суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Отец ФИО1ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Кировской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определен в государственное интернатное учреждение для детей-сирот на полное государственное обеспечение.

Затем Распоряжением Советской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определен на воспитание и совместное проживание в приемную семью Дубининых, где, несмотря на достижение им совершеннолетия, проживает до настоящего времени.

Решением исполнительного комитета Синицынского сельского совета Кировского района АРК от ДД.ММ.ГГГГ закреплено жилье по адресу                                <адрес> Автономной Республики Крым.

Вместе с тем, данное жилое помещение принадлежало на праве собственности бабке ФИО1, и в настоящее время не сохранилось, в связи с этим ФИО1 до настоящего времени проживает в доме принадлежащем на праве собственности приёмным родителям по адресу: <адрес>.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости сведения о регистрации прав ФИО1 на объекты недвижимости отсутствуют.

ФИО1 в текущем году обратился в администрацию Кировского района с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

По результатам рассмотрения указанного заявления ФИО1 отказано во включении в Список и рекомендовано обратиться в суд. Основанием для отказа послужил факт не обращения истца с заявлением о включении в Список до достижения 23-летнего возраста.

Согласно справке, выданной Администрацией Советского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Советского района, не состоит.

ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, однако в установленном законом порядке не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не реализовала это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Прокурор Кировского района Республики Крым просит обязать администрацию Кировского района Республики Крым включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Прокурор Пряхин А.В. в судебное заседание явился, поддержал доводы искового заявления, просил удовлетворить.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители ответчика, действующая на основании доверенности ФИО5, ФИО6 в судебное заседание явились, не оспаривали право истца на включение в список детей-сирот, при этом указали, что истец обратился после достижения 23 лет ввиду чего ему было рекомендовано обратиться в суд.

Третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым представителей в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а данном случае указанные нарушения законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровья граждан, пользующихся автотранспортом, в большей части общественным транспортом и как следствие могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, связанные с травмами и гибелью граждан.

Установлено, что решением Кировского районного суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.11-12).

Отец ФИО1 - ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).

Распоряжением Кировской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определен в государственное интернатное учреждение для детей-сирот на полное государственное обеспечение (л.д.16).

Также постановлено исполнительному комитету Синицынского сельского совета обеспечить жильем малолетнего ФИО1 по окончании им учебного заведения согласно принятому решению от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением исполнительного комитета Синицынского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15) жилье по адресу: <адрес> закреплено за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением Советской районной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р (л.д.17-19) ФИО1 определен на воспитание в приемную семью Дубининых.

Постановлением Администрации Советского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) срок пребывания в приемной семье Дубининых ребенка ФИО1 продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из справки, выданной Синицынским сельским советом у ФИО1 на территории сельского совета не имеет земельного пая (л.д.13).

Администрация Советского района Республики Крым (л.д.24) предоставила справку о том, что ФИО1 в списке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не состоял.

Из уведомления, представленного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на объекты недвижимости за истцом не зарегистрировано.

Прокурорской проверкой установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> не сохранился.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 года, одним из ключевых принципов которой являются меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование законодательства Российской Федерации в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

Конституцией Российской Федерации, а именно п. "ж, к" ч. 1 ст. 72, защита семьи и детства, социальная защиты и жилищное законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

Данное право отражено в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ЖК РФ.

В Республике Крым в соответствии с Законом № 159-ФЗ отношения, связанным с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, а также в части сохранения права пользования жилым помещением и сохранения ранее занимаемых жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регулирует Закон Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. И лиц из их числа в Республике Крым».

В соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств. В случае наделения органов местного указанным государственным полномочием, включая приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальные образования как на собственников соответствующего жилищного фонда возлагаются содержание этих помещений и управление ими.

В этом случае органы местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ, формируют список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также устанавливают невозможность проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях выявляют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, обеспечиваются жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров Республики Крым 15.07.2015 № 404 "О некоторых вопросах по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образования Республики Крым обязаны принять меры к своевременному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" разрешение вопросов местного значения отнесено к полномочиям органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Закона № 46-ЗРК/2014 учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Формирование и ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

Порядок и сроки направления Списка органами местного самоуправления устанавливаются Уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

Формирование Списка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Решение о включении либо об отказе во включении в Список принимается в сроки и по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями ФИО1 не состоит, данные обстоятельства ответчиком не оспаривалось.

Согласно положений ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из положений статьи 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Положениями ст. 9 Закона Республики Крым от 26.11.2014 № 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещения вышеуказанных лиц, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

С учетом того обстоятельства, что ФИО1 относится к числу детей-сирот, не обеспечен жилым помещением, не включен в Список, по не зависящим от него обстоятельствам, то имеются основания для удовлетворения заявленных требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Прокурора Кировского района Республики Крым в интересах ФИО1 удовлетворить.

Возложить на <адрес> Республики Крым обязанность по включению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащие обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2023 года.

Судья:

2-922/2023 ~ М-738/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского района
Мартошенко Владимир Викторович
Ответчики
Администрация Кировского района Республики Крым
Другие
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Суд
Кировский районный суд Республики Крым
Судья
Церцвадзе Георгий Давидович
Дело на странице суда
kirovskiy--krm.sudrf.ru
02.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее