Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-818/2023 от 10.10.2023

Дело № 2-818/2023

55RS0015-01-2023-000224-85

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тара Омской области 30 октября 2023 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Сергиенко Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению прокурора Колосовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал», Администрации Колосовского муниципального района Омской области о возложении обязанности по обеспечению жителей населенного пункта питьевой водой надлежащего качества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Колосовского района Омской области обратился в суд с иском, указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что МУП «Водоканал» на территории Колосовского муниципального района осуществляет регулируемую деятельность по водоснабжению. В соответствии с постановлением главы Колосовского муниципального района -П от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации. Однако проверка показала, что МУП «Водоканал» не обеспечивает предоставление коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего качества. Так, ДД.ММ.ГГГГ ТО Управление Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> произведен отбор пробы воды из водоразборной колонки, расположенной по адресу: <адрес> д. <адрес>. По результатам исследования установлено, что данная проба по определенным показателям не соответствует требованиям санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В частности, в нарушение п. 75 раздела 4 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, п.п. 2 таблицы 3.3. раздела 3, таблицы 3.5, п. 106 раздела 3 таблицы 3.13 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 качество и безопасность питьевой воды не соответствуют гигиеническим нормативам по показателям аммиака, жесткости, обнаружено превышение общих колиформных бактерий (ОКБ). На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Колосовского муниципального района и МУП «Водоканал», предприятию переданы на праве хозяйственного ведения, в том числе водопроводные сети в д. Коготово с кадастровым номером 55:08:220301:158, которые обеспечивают водоснабжение жителей д. Коготово. Таким образом, на администрацию района также возложена обязанность по обеспечению потребителей водой надлежащего качества. Незаконное бездействие МУП «Водоканал», администрации Колосовского муниципального района нарушает права потребителей на предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества, может оказать негативное воздействие на из здоровье, в связи с чем прокурор имеет право обратиться в суд в их защиту. Просит суд обязать администрацию Колосовского муниципального района, МУП «Водоканал» обеспечить жителей д. <адрес> питьевой водой гарантированного качества в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник Тарского межрайонного прокурора Сергиенко Е.А. поддержал заявленные требования. Указал, что в иске под гарантированным качеством истец подразумевает соответствие воды санитарно- эпидемиологическим требованиям.

Представитель ответчика администрации Колосовского муниципального района в судебное заседание не явился, отзывы и возражения по суд заявленного иска суду не представлены.

Представитель ответчика МУП «Водоканал» также не явился в судебное заседание, возражений против иска прокурора не направил.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по омской области в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск прокурора поддержал.

Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства с согласия представителя истца.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Колосовского района Омской области подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18), критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 18).

В статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч.1, ч. 2, ч. 4 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ) Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселений водоснабжения населения.

Частями 3, 4 названной статьи установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними Уставом муниципального района и Уставами сельских поселений, за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно п.п. д п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.07.2023) установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам является одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении.

Подпунктом а пункта 31 указанных Правил предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п.75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Из содержания таблицы 3.3 раздела 3 следует, что вода питьевая централизованного водоснабжения по показателям жесткость норматив должен составлять не более 7,0 мг-экв/дм ку

Согласно таблице 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного водоснабжения по показателям вещества аммиак должен составлять 1,5-2,0 мг/л.

Обобщенные колиформные бактерии в воде питьевой системы централизованного, в том числе горячего водоснабжения должны отсутствовать (п.п. 2 таблицы 3.5 СанПиН 1.2.3685-21 )

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП «Водоканал» и администрацией Колосовского района Омской области, за МУП «Водоканал» закреплено муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения, в том числе и скважина и водопроводная башня в <адрес> (л.д. 60-64). Актами приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65-69) закреплено передаваемое имущество МУП «Водоканал».

Так, пробы воды водопроводной холодной, отобранные из водоколонки по адресу: <адрес>, <адрес>, не соответствуют требованиям раздела IV п. 75 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, раздела III табл 3.3, п.п. 2 таблицы 3.5., таблицы 3.13 п. 106 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 по показателям жесткость, ОКБ, аммиаку, что подтверждается протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-71), заключением по протоколу испытаний воды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72).

В соответствии с п. 91 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее - качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков: в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее - первая категория водопользования); для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее - вторая категория водопользования).

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Как усматривается из материалов дела, к основным видам деятельности МУП «Водоканал» относится забор, отчистка и распределение воды (л.д. 41). Учредителем является Колосовский муниципальный район.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что в д. <адрес> осуществляется обеспечение населения питьевой водой, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил.

Таким образом, несоблюдение ответчиками требований законодательства по водоснабжению ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих на территории д. Коготово граждан, нарушает право на благоприятную окружающую среду и благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Учитывая, что совокупностью имеющихся в деле доказательств, суд находит заявленные истцом исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимания объем предполагаемых действий и затрат по исковому требованию, необходимых для исполнения решения, финансовую ситуацию ответчиков, суд предполагает, что срок исполнения решения следует установить до ДД.ММ.ГГГГ. Предложенный прокурором срок для устранения нарушений требований законодательства о водоснабжении суд считает не достаточным, поскольку в период 6 месяцев, запрошенных прокурором, наступает зимний календарный период, в течение которого проведение работ по установке дополнительной очистки воды является затруднительным с технической точки зрения. Также суд учитывает необходимость соблюдения требований бюджетного процесса при финансировании указанных мероприятий.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем, с МУП «Водоканал» подлежит взысканию пошлина в бюджет Тарского муниципального района в сумме 300 рублей в соответствии с положениями пп. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Колосовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал» (ИНН 5516003727), Администрации Колосовского муниципального района Омской области (ИНН 5516001039) о возложении обязанности по обеспечению жителей населенного пункта питьевой водой надлежащего качества, удовлетворить.

Обязать администрацию Колосовского муниципального района Омской области (ИНН 5516001039), МУП «Водоканал» (ИНН 5516003727) обеспечить любым способом питьевой водой надлежащего качества в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) года жителей д. <адрес>.

Взыскать с МУП «Водоканал» (ИНН 5516003727) в бюджет Тарского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение суда подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Согласовано

2-818/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Помощник прокурора Сергиенко Е.А.
Прокурор Колосовского района Омской области
Ответчики
Администрация Колосовского муниципального района Омской области
МУП "Водоканал"
Другие
Позднякова А.Н.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзоа по Омской области в Тарском районе
Суд
Тарский городской суд Омской области
Судья
Мальцева И.А.
Дело на странице суда
taracourt--oms.sudrf.ru
10.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.10.2023Передача материалов судье
12.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
31.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее