К делу №12-97/2021
Р Е Ш Е Н И Е
город Тихорецк 12 мая 2021 года
Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Караминдов Д.П.,
с участием:
лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - Евтушенко С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката Григорьева Дениса Юрьевича в интересах Евтушенко Станислава Дмитриевича на постановление ИДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району от 16.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Евтушенко Станислава Дмитриевича,
установил:
Постановлением инспектора ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району Затолокина А.В. от 16.03.2021 Евтушенко Станислав Дмитриевич привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с постановлением инспектора ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району, защитник Евтушенко С.Д. – адвокат Григорьев Д.Ю. обжаловал его в суд. В обоснование жалобы указал, что согласно обжалуемому постановлению 16.03.2021 в 10 часов 30 минут в городе Тихорецке по улице Октябрьская, 52 водитель Евтушенко С.Д., не имея постоянного места жительства в Республике Армения, в нарушение пункта 35 Условий и переходных положений согласно Приложению №3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору ЕАЭС от 29.05.2014, управлял автомобилем Тойота госномер №, зарегистрированным на территории Республики Армения, не имея при себе документов, подтверждающих оформление указанного транспортного средства в таможенных органах РФ (таможенной декларации, документов по уплате за него таможенной пошлины, налогов), за что, по мнению инспектора, предусмотрена ответственность по части 1 статьи 12.3 КоАП РФ. При этом в постановлении не указан пункт ПДД РФ, который был нарушен водителем; каким способом инспектором ГИБДД был установлен факт отсутствия постоянного места жительства Евтушенко С.Д. в Республике Армения; какие именно документы, подтверждающие таможенное оформление указанного транспортного средства в таможенных органах РФ (таможенная декларация, документы по уплате таможенной пошлины, налогов), должны были быть у водителя, то есть, не представлено доказательств того, что на остановленное транспортное средство 36FM873, которым управлял Евтушенко С.Д., требуются документы, подтверждающие таможенное оформление указанного транспортного средства в таможенных органах РФ.
С вменяемым нарушением Евтушенко С.Д. и его защитник не согласны, считают, что в действиях Евтушенко С.Д. отсутствует состав административного правонарушения; указывают на наличие заинтересованности у должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, что является обстоятельством, исключающим возможность рассмотрения дела об административном правонарушении данным должностным лицом, который при привлечении Евтушенко С.Д. к административной ответственности проигнорировал нормы КоАП РФ и не выяснил обстоятельства, подлежавшие выяснению, а именно.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в пределах компетенции обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Согласно частям 3, 4 статьи 83 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, вправе устанавливать технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, видов транспорта, лиц, перемещающих товары, особенностей таможенного декларирования и выпуска товаров, таможенных процедур, под которые помещаются товары, в том числе, в рамках реализации механизма «единого окна» путем обмена документами и сведениями с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
Под технологией совершения таможенных операций понимаются совокупность и последовательность совершения таможенными органами действий с использованием или посредством информационных систем таможенных органов в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, связанных с перемещением через территорию Российской Федерации, декларированием и выпуском товаров, а также их временным хранением.
Таким образом, указывает защитник, таможенным органом при принятии решения о выпуске транспортного средства, принадлежащего Евтушенко С.Д., под управлением Евтушенко С.Д. в свободное обращение на территорию РФ были учтены необходимые обстоятельства и избраны соответствующие технологии.
Процедура обжалования решения таможенного органа описана в главе 51 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ.
Выпуск товаров для свободного обращения – таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию государства товары остаются постоянно на этой территории без обязательств об их вывозе с этой территории.
Транспортное средство TOYOTA ALPHARD госномер № – это зарегистрированное на территории Республики Армения гражданином Российской Федерации, в установленном законом порядке приобретшим право собственности на данный автомобиль, который выпущен в свободное обращение в установленном законом порядке на территорию Российской Федерации и признанный в связи с этим в соответствии с ТК ЕВРАЗЭС в качестве товара Союза.
Транспортное средство TOYOTA ALPHARD госномер № зарегистрировано в установленном законом порядке в Республике Армения (участник соглашения ЕАЭС), что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства № от 22.06.2019.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, прекращается у декларанта при выпуске в свободное обращение товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов либо ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если в отношении таких товаров в соответствии с пунктом 8 статьи 266 настоящего Кодекса не установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.
Данное согласуется с ответом Северо-Осетинской таможни от 05.08.2020, основанном на разъяснении консультационного центра Федеральной таможенной службы от 15.01.2018, указывает защитник.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор и Союз соответственно) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), а также иные международные договоры, составляющие право Союза.
При этом положения Таможенного кодекса имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора и пункт 4 статьи 1 Таможенного кодекса).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном противоправном действии (бездействии) лица, которое влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.
Статья 2.2 КоАП РФ предусматривает умышленное правонарушение и совершенное по неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В нарушение норм закона, указывает защитник, должностным лицом неверно дана оценка действий водителя Евтушенко С.Д., поскольку часть 1 статьи 12.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства. Действия Евтушенко С.Д., как это указано в обжалуемом постановлении, по мнению защитника, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ, а равно в действиях Евтушенко С.Д. отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем, на основании части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению
В связи с вышеизложенным защитник Евтушенко С.Д. просит отменить постановление ИДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району от 16.03.2021 в отношении Евтушенко С.Д., прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения и прекратить задержание транспортного средства TOYOTA ALPHARD госномер № с отнесением расходов, связанных с перемещением и хранением задержанного транспортного средства, на счет федерального бюджета.
Защитник Евтушенко С.Д. - адвокат Григорьев Д.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания жалобы извещен надлежащим образом, что даёт суду право рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании Евтушенко С.Д. - лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, доводы жалобы по выше изложенным основаниям поддержал и настаивал на её удовлетворении, не возражал против рассмотрения жалобы в отсутствие защитника. Он пояснил, что прежде чем купить автомобиль в Армении, он изучил соответствующее законодательство. Армения входит в Таможенный союз, машина выпущена в свободное обращение в качестве товара Союза для личного пользования, была задекларирована и растаможена на территории Таможенного Союза, они купили автомобиль в Республике Армения в июне 2019 года, пересекли таможенную границу, при этом ни на таможне, ни на постах ДПС, никто никаких документов (таможенной декларации и т.п.) не требовал, затем они ездили в Украину, вновь на таможне не потребовали никаких документов, кроме свидетельства о регистрации транспортного средства в Армении, страховки и заграничного паспорта. За два года владения и пользования автомобилем никаких претензий к нему по данному поводу не было. Началось все недавно, сотрудники ДПС стали требовать у него таможенную декларацию, временный ввоз, но они не вправе требовать эти документы, так как не являются сотрудниками таможенной службы. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ.
Представитель органа, чье решение обжалуется, - ОГИБДД Отдела МВД России по Тихорецкому району в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие и возражения относительно поданной жалобы. Просит оставить постановление ИДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району от 16.03.2021 без изменения, а жалобу адвоката Григорьева Д.Ю. в интересах Евтушенко С.Д. – без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы и поступивших на неё возражений, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при рассмотрении дела судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: событие административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из обжалуемого постановления должностного лица - ИДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району, 16.03.2021 в 10 часов 30 минут в городе Тихорецке по улице Октябрьская, 52 водитель Евтушенко С.Д., не имея постоянного места жительства в Республике Армения, в нарушение пункта 35 Условий и переходных положений согласно Приложению №3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору ЕАЭС от 29.05.2014, управлял автомобилем TOYOTA ALPHARD госномер №, зарегистрированным на территории Республики Армения, не имея при себе документов, подтверждающих оформление указанного транспортного средства в таможенных органах РФ (таможенной декларации, документов по уплате за него таможенной пошлины, налогов).
Частью 1 статьи 12.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.
Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее – Правила дорожного движения), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид"; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2.2 Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, а также документы, предусмотренные таможенным законодательством Евразийского экономического союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства (при наличии прицепа - и прицепа).
Настоящая редакция данного пункта установлена Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 714 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации».
Положениями статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза регламентируется временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС физическими лицами государств - членов ЕАЭС транспортных средств для личного пользования.
В соответствии с пунктом 35 Условий и переходных положений, приведенных в приложении N 3 к Договору присоединения Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному 10.10.2014, автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 Приложения к Договору, зарегистрированные на территории Республики Армении, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.
Как следует из материалов дела и поступивших на жалобу возражений, 16.03.2021 в соответствии с суточной расстановкой нарядов ОВ ДПС ГИБДД Отдела МВД России по Тихорецкому району в период с 07:00 до 19:00 на маршрут патрулирования М-103 (г. Тихорецк) на службу заступил наряд в составе старшего инспектора (дорожно-патрульной службы) ОВ ДПС ГИБДД Отдела МВД России по Тихорецкому району старшего лейтенанта полиции ФИО4, инспектора (дорожно-патрульной службы) ОВ ДПС ГИБДД Отдела МВД России по Тихорецкому району капитана полиции Затолокина А.В. на патрульном автомобиле Форд Фокус госномер №.
16.03.2021 около 10 часов 30 минут напротив дома №52 по улице Октябрьская в городе Тихорецке на основании пункта 84.13 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 №, инспектором ФИО5 был остановлен автомобиль TOYOTA госномер № под управлением водителя Евтушенко С.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес>, являющегося гражданином Российской Федерации, с постоянным местом жительства на территории указанного государства.
Остановив автомобиль, инспектор подошел к водителю Евтушенко С.Д., представился, назвал причину остановки, Евтушенко С.Д. передал для проверки документы: водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства.
При проверке документов было установлено, что автомобиль TOYOTA ALPHARD госномер № состоит на учете в Республике Армения с 22.06.2019, его собственником является гражданин РФ Евтушенко Станислав Дмитриевич. На автомобиль отсутствовал полис ОСАГО и документы, подтверждающие таможенное оформление указанного транспортного средства в таможенных органах Российской Федерации (таможенная декларация, документы об уплате на него таможенных пошлин).
По данному факту в отношении Евтушенко С.Д. был составлен административный материал по части 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ввиду того, что мерой административного воздействия по части 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является задержание транспортного средства, на основании статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был составлен протокол задержания транспортного средства. Евтушенко С.Д. с составленными в отношении него административным материалом был не согласен, пояснил, что будет препятствовать эвакуации его транспортного средства, после чего им были демонтированы два колеса с правой стороны автомобиля.
Поскольку в действиях Евтушенко С.Д. также усматривались признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, инспектором был составлен рапорт и зарегистрирован в КУСП Отдела МВД России по Тихорецкому району за №4427. По итогам проведенной проверки данный материал для принятия решения в установленном законом порядке был направлен в Краснодарскую таможню РФ (исходящий 63/11-11610 от 18.03.2021).
В соответствии с частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Согласно части 8 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Копия протокола о задержании транспортного средства, составленного в отсутствие водителя, с решением должностного лица о возврате задержанного транспортного средства вручается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, незамедлительно после устранения причины задержания транспортного средства.
Эвакуировать транспортное средство не представилось возможным ввиду того, что с него были демонтированы два колеса. Евтушенко С.Д. было предложено поставить колеса на место, на что он пояснил, что колеса он продал с целью воспрепятствования эвакуации своего автомобиля.
Евтушенко С.Д. было разъяснено, что воспрепятствование эвакуации транспортного средства является невыполнением законного требования сотрудника полиции и влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, после чего в отношении Евтушенко С.Д. составлен административный материал по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
В судебном заседании установлено, что Евтушенко С.Д. является гражданином Российской Федерации, не имеет постоянного места жительства в Республике Армения; по вопросу выхода из Российского гражданства в установленном законом порядке и нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Тихорецкому району не обращался; сведений о приобретении или наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве, в ОВМ Отдела МВД России по Тихорецкому району не имеется; среди лиц, подавших уведомление о наличии иного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве в ОВМ, Евтушенко С.Д. не значится; 28.02.2018 Евтушенко С.Д. документирован паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации № со сроком действия до 28.02.2028. Евтушенко С.Д. управляет принадлежащим ему на праве собственности автомобилем TOYOTA ALPHARD госномер №, зарегистрированным на территории Республики Армения; указанный автомобиль ввезен им на территорию Российской Федерации из Республики Армения 23.06.2019, более границу с Арменией не пересекал. Согласно предоставленным ОГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району по запросу судьи сведениям ранее – 24.07.2020, 20.08.2020, 14.09.2020, 25.01.2021 Евтушенко С.Д. привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за аналогичное правонарушение, и был подвергнут административному наказанию в виде штрафа, что свидетельствует о наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Обязанность государственного учета транспортного средства установлена Федеральным законом от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возникает у его владельца в течение десяти дней со дня временного ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации на срок более одного года со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу выше указанных правовых норм, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок.
Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Как указано выше, временный ввоз транспортных средств для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС регламентируется положениями статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также пунктами 30,31 и 35 Условий и переходных положений о применении Республикой Армения Договора о ЕАЭС (приложение к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Согласно статье 1 Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), транспортное средство считается находящимся в «международном движении» на территории какого-либо государства, если оно: принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него.
Следовательно, гражданин Российской Федерации, управляющий на территории Российской Федерации транспортным средством, состоящим на регистрационном учете в одном из государств-членов ЕАЭС, не может считаться участвующим в международном дорожном движении, если он не имеет постоянного места жительства в государстве регистрации данного транспортного средства, а оно в свою очередь не может рассматриваться в качестве временно ввозимого автомобиля.
Приведенные нормы согласуются также с пунктами 30-31, 35 Приложения №3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономической союзе от 29.05.2014, согласно которым автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после 10.10.2014 по настоящее время и зарегистрированные в данном государстве, для остальных государств - членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их временный ввоз на территорию Российской Федерации (без уплаты таможенных пошлин и налогов) возможен только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения. Ввоз и использование таких автомобилей на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты соответствующих налогов, пошлин, а также оформления соответствующих таможенных документов.
Совокупность выше изложенных правовых норм, а также установленных и исследованных в ходе рассмотрения жалобы обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что гражданин Российской Федерации Евтушенко С.Д. – собственник автомобиля, зарегистрированного на территории Республики Армения, управлял им в нарушение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, предписывающего водителю механического транспортного средства обязанность иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство, поскольку, не являясь участником международного дорожного движения, а, следовательно, не подпадая под категорию лиц, освобожденных от процедуры таможенного декларирования и уплаты соответствующих налогов, пошлин, а также оформления соответствующих таможенных документов, используя указанное транспортное средство на территории Российской Федерации свыше одного года, для получения права использования указанного транспортного средства в личных целях на территории Российской Федерации должен был соблюсти требования таможенного законодательства, после чего осуществить постановку на государственный учет данного транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, получить свидетельство о регистрации транспортного средства Российского образца и предъявить его инспектору ГИБДД наряду с иными требуемыми согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения документами.
С учетом изложенного, привлечение Евтушенко С.Д. к ответственности по части 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным.
Допустимых и достоверных доказательств, которые вызвали бы сомнение в виновности Евтушенко С.Д., в материалах дела не имеется, заявителем таких обстоятельств не приведено.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность Евтушенко С.Д. подтверждены совокупностью исследованных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении, составленным уполномоченным должностным лицом с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановлением по делу об административном правонарушении; протоколом об отстранении от управления транспортным средством; протоколом о задержании транспортного средства, рапортом инспектора ДПС ГИБДД; иными представленными в материалы дела доказательствами.
Имеющаяся в материалах дела совокупность относимых, допустимых и достоверных доказательств подтверждает вину Евтушенко С.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Евтушенко С.Д. состава административного правонарушения являются несостоятельными, основаны на ошибочном толковании норм права, так как в соответствии с пунктами 30, 31 и 35 Условий и переходных положений о применении Республикой Армения Договора о ЕАЭС (приложение N3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) предусмотрена возможность временного ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов, с учетом пункта 31 настоящего приложения.
Довод жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении не указан пункт ПДД, который нарушил Евтушенко С.Д., не может повлечь отмену оспариваемого постановления. Как видно из представленных материалов, в протоколе об административном правонарушении событие совершенного Евтушенко С.Д. административного правонарушения изложено должным образом. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, диспозиция части 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях описана полностью, а потому неуказание на пункт ПДД, с указанием события нарушения, не влечет признания указанного протокола недопустимым доказательством, а обжалуемого постановления - незаконным и подлежащим отмене по данному основанию.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относится к полномочиям судьи.
При этом установление признаков состава административного правонарушения, выбор закона, подлежащего применению, и его истолкование в правоприменительной практике должно осуществляться разрешающим дело судьей на основе установления наличия либо отсутствия состава вмененного административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол составлен в присутствии Евтушенко С.Д., права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, ему разъяснены, копия протокола и обжалуемого постановления вручены, правом выразить несогласие с вмененным правонарушением Евтушенко С.Д. воспользовался, указав об этом в протоколе и в постановлении, а также обжаловав постановление инспектора ДПС ГИБДД в суд.
При составлении протокола и вынесении постановления инспектором ДПС ОВ ДПС ОГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району исследованы все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, действия Евтушенко С.Д. правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений норм материального, процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению или разрешению дела, не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Правил дорожного движения не свидетельствует о том, что им допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Ссылка защитника на письма таможенных служб несостоятельна, поскольку они не относятся к нормативным правовым актам. При рассмотрении настоящей жалобы судьёй учитываются обстоятельства, присущие данному конкретному делу, основанные на представленных доказательствах.
Доводы Евтушенко С.Д. о том, что при пересечении таможенной границы, а также в течение двух лет с момента покупки и использования им автомобиля никаких претензий по поводу несоблюдения таможенного законодательства к нему не было, не являются основанием к отмене обжалуемого постановления.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, в постановлении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, постановление является законным и обоснованным, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Процедура привлечения лица к административной ответственности не нарушена.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5,4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья
решил:
Постановление инспектора ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району Затолокина А.В. от 16.03.2021 о привлечении к административной ответственности Евтушенко Станислава Дмитриевича за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, оставить без изменения, а жалобу адвоката Григорьева Дениса Юрьевича в интересах Евтушенко Станислава Дмитриевича на постановление ИДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району от 16.03.2021 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти суток.
Судья Тихорецкого
городского суда: Д.П. Караминдов