Дело № 5-50/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
23 января 2019 года пгт. Троицко-Печорск, Республика Коми
Мировой судья Троицко-Печорского судебного участка Республики Коми Демина Е.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Рыжикова Алексея Михайловича, <ДАТА2> рождения, уроженца <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проживающего по адресу: <АДРЕС> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Рыжикову А.М. вменяется совершение должностным лицом нарушения установленных законодательством о налогах и сборах сроки представления налоговых деклараций в налоговый орган по месту учета, при следующих обстоятельствах.
Согласно протоколу об административном правонарушении 31 января 2018 года Рыжиков А.М., являясь председателем правления товарищества собственников жилья «Север», расположенного по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, пгт. Троицко-Печорск, ул. 60 лет Октября, д. 2А, кв. 3 нарушил срок предоставления в Межрайонную ИФНС России № 3 по РК, где состоит на учете указанное учреждение, расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2017 года, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Рыжикову А.М. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении Рыжиков А.М. вину в совершенном административном правонарушении не признал.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ установлено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица: производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, индивидуальные предприниматели. Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 423 Налогового кодекса РФ расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физических лиц.
Согласно пункту 7 статьи 431 Налогового кодекса РФ в случае, если в представляемом плательщиком расчете сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным.
Расчет представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.
Таким образом, срок представления организацией расчёта по страховым взносам за 2017 год с учётом пункта 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ - не позднее 30 января 2018 года.
Фактически расчет по страховым взносам за 2017 год ТСЖ «Север» представлен не был.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, председателем правления ТСЖ «Север» является Рыжиков А.М., дата внесения сведений о данном лице в ЕГРЮЛ 26 февраля 2010 года.
Согласно п. 36 Административного регламента для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются: заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством РФ случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ.
Исходя из смысла п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае избрания (переизбрания) руководителя организации уполномоченным органом юридического лица, заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений об этом от имени данного юридического лица полномочен подписывать именно новый единоличный исполнительный орган - руководитель, права и обязанности которого возникают с момента принятия указанного решения уполномоченным органом юридического лица.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ в заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
При рассмотрении дела об административном правонарушении Рыжиков А.М. суду показал, что ТСЖ «Север» был создано в 2010 году, согласно уставу ТСЖ «Север» его полномочия как председателя правления ТСЖ «Север» закончились в 2012 году. Более ТСЖ «Север» председатель правления не избирался, собрания ТСЖ «Север» не состоялись.
Согласно п. 15.1 Устава ТСЖ «Север» председатель правления избирается на срок два года.
Согласно п. 15.6 Устава ТСЖ «Север» по истечению установленного срока полномочия председателя правления ТСЖ «Север» прекращаются.
Как следует из представленных суду документов полномочия Рыжикова А.М., как председателя правления прекращены 26 февраля 2012 года.
Статьёй 1.5 КоАП РФ установлена презумпция невиновности, согласно которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Собранные по данному делу доказательства оцениваются мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья, оценивая собранные по данному делу доказательства в совокупности, приходит к выводу об отсутствии в бездействии Рыжикова А.М. правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку он не является должностным лицом, на которого была возложена обязанность по предоставлению расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2017 года.
С момента освобождения его от должности председателя правления в силу п. 15.1, 15.6 Устава ТСЖ «Север» его права и обязанности, возложенные на него по должности, прекращены.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно разъяснению, данному Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Должностным лицом административного органа не представлено доказательств, опровергающих доводы привлекаемого лица об отсутствии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного статьёй 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в бездействии Рыжикова А.М. отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поскольку вина является обязательным признаком административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Рыжикова Алексея Михайловича прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Е.Н. Демина