Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-534/2023 ~ М-437/2023 от 14.06.2023

Дело № 2 – 534/2023 (УИД 53RS0003-01-2023-000620-68)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2023 года                         г. Валдай

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи И.А. Носовой,

при секретаре Я.М. Бикмансуровой,

с участием представителя истца – представителя Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области А.В. Алёнкина,

представителя ответчика – представителя администрации Валдайского муниципального района Новгородской области М.В. Быстровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области, Воронину Дмитрию Алексеевичу об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области (далее Инспекция) обратилась в суд с иском к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области (далее Администрация), Воронину Д.А., уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), требуя возложить обязанности в срок до 31.12.2024 обеспечить разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия – «Дом жилой» сер XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, с заключением государственной историко-культурной экспертизы; в срок до 31.12.2025 в соответствии с разработанной проектной документацией провести работы по сохранению указанного выше объекта культурного наследия, уведомить Инспекцию о проведенных работах. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения 22.08.2022 мероприятия по контролю исполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия выявлены нарушения со стороны ответчиков, в собственности которых находится объект культурного наследия, расположенный по указанному адресу. В нарушение требований закона данный объект культурного наследия требует проведение работ по его сохранению. По результатам обследования собственникам объекта направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ, предложено получить соответствующее задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Инспекции, разработать проектную документацию по сохранению объекта и провести работы по его сохранению, о чем уведомить Инспекцию. В ходе повторного осмотра указанного объекта недвижимости, проведенного 10.11.2022, установлено, что работы на памятнике не проводились. Собственниками объекта культурного наследия меры по обеспечению сохранности объекта не принимались, проектная документация по сохранению данного объекта в Инспекцию не поступала, работы по сохранению не ведутся.

В судебном заседании представитель истца Алёнкин А.В. поддержал исковые требования Инспекции по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – представитель Администрации Быстрова М.В. не возражала против удовлетворения исковых требований Инспекции.

Ответчик Воронин Д.А. в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте судебного разбирательства посредством направления по месту его регистрации заказных писем, от получения судебных извещений, направленных в его адрес, уклонился, в связи с чем он считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает следующее.

Установлено и подтверждается материалами дела, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности ответчиков, в том числе, <адрес> – в собственности Воронина Д.А., <адрес> – в собственности Валдайского городского поселения.

На основании решения Совета депутатов Валдайского городского поселения от 27.08.2015 № 316 и от 27.01.2016 № 27, решения Думы Валдайского муниципального района от 28.08.2015 № 401, ст. 33.1 Устава Валдайского муниципального района администрация Валдайского городского поселения реорганизована в форме присоединения к администрации Валдайского муниципального района, является ее правопреемником и исполняет ее полномочия.

Приказом комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области от 11.03.2009 № 140 «Об утверждении перечня выявленных объектов культурного наследия Новгородской области» выявленный объект культурного наследия – «Дом жилой», 2 сер. XIX в. по адресу: <адрес>, поставлен на государственную охрану объектов культурного наследия Новгородской области.

19.08.2022 в рамках контрольного (надзорного) мероприятия – выездного обследования объекта культурного наследия по указанному выше адресу установлено, что на южном фасаде здания отсутствует отмостка, имеются участки деструкции кирпичной кладки и штукатурно-красочного слоя, присутствуют фрагментарные утраты штукатурного слоя, трещины. По фасаду беспорядочно висят электрические провода. Оконные проемы памятника первого этажа заложены блоками, два окна зашиты фанерой и досками, на окнах второго этажа частично отсутствует остекление, на рамах – следы плесени, отслоение краски. Придомовая территория не благоустроена, трава произрастает вплотную к зданию. На уличном фасаде наблюдаются самовольно нанесенные надписи. Кровельное покрытие имеет повреждения, не организована водосточная система, о чем составлен акт, осуществлена фотосъемка.

Собственникам объекта направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, предложено получить соответствующее задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Инспекции, разработать проектную документацию по сохранению объекта и провести работы по его сохранению, о чем уведомить Инспекцию.

В ходе повторного осмотра указанного объекта недвижимости, проведенного 10.11.2022, установлено, что работы на памятнике не проводились, состояние объекта ухудшилось, на фасадах установлено наличие трещин в кладке стен, тесовая облицовка стены на уровне второго этажа дворового фасада и деревянные пристроек деформировалась, установлено ее биопоражение, о чем составлен акт, осуществлена фотосъемка.

Таким образом, установленные в ходе контрольных мероприятий обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия – в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация объектов культурного наследия проводится юридическими или физическими лицами с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.

Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации объекта должны быть определены в специальном документе, выдаваемым уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно подп. 1, 2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Из вышеуказанного следует, что выполнение работ по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию в надлежащем техническом состоянии объекта является обязанностью владельцев данного объекта, ввиду прямого указания в законе.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Оценивая изложенное выше, учитывая, что имеют место нарушения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, соблюдение которых ответчиками является обязательным в силу закона, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Инспекцией требований.

Учитывая, что проведение работ по сохранению объекта культурного наследия требует разработки и согласования научно-проектной документации, после чего потребуется время непосредственно для выполнения таких работ, принимая во внимание климатические условия региона, в силу ст. 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд устанавливает срок для организации разработки научно-проектной документации с заключением государственной историко-культурной экспертизы – до 31.12.2024; срок для проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия – до 31.12.2025.

Поскольку истец при обращении в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков следует взыскать в доход бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области – удовлетворить.

Возложить на администрацию Валдайского муниципального района Новгородской области и Воронина Дмитрия Алексеевича обязанность в срок до 31.12.2024 организовать разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия – «Дом жилой» сер. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, с заключением государственной историко-культурной экспертизы.

Возложить на администрацию Валдайского муниципального района Новгородской области и Воронина Дмитрия Алексеевича обязанность в срок до 31.12.2025 в соответствии с разработанной проектной документацией провести работы по сохранению объекта культурного наследия – «Дом жилой» сер. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию Валдайского муниципального района Новгородской области и Воронина Дмитрия Алексеевича обязанность о проведенных работах по сохранению объекта культурного наследия – «Дом жилой» сер. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, уведомить Инспекцию государственной охраны культурного наследия Новгородской области.

Взыскать с администрации Валдайского муниципального района Новгородской области и Воронина Дмитрия Алексеевича в равных долях в доход местного бюджета Валдайского муниципального района Новгородской области государственную пошлину в размере 600 рублей, то есть по 300 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 07.09.2023.

Решение в окончательной форме принято 07.09.2023.

Судья: подпись    

Копия верна: судья                  И.А. Носова

Решение вступило в законную силу: «____»___________ 2023 года.

2-534/2023 ~ М-437/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция государственной охраны культурного наследия НО
Ответчики
Воронин Дмитрий Алексеевич
Администрация Валдайского муниципального района
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Судья
Носова Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
valdaisky--nvg.sudrf.ru
14.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2023Передача материалов судье
19.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2023Судебное заседание
05.07.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
07.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее