Судья Вакуленко Л.П. |
№12-54/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
30 марта 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» на постановление судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 04 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Сортавальского городского суда РК от 04 февраля 2022 г. ООО «ДомСтройСервис» признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе и дополнении к ней законный представитель привлекаемого к ответственности лица Чайков А.Б. просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы отсутствием на балансе гарантирующей организации водоразборной колонки, в которой выявлено несоответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, неверным указанием в судебном акте наименования привлекаемого к административной ответственности лица и недопустимостью доказательств, которые вошли в основу обвинения юридического лица.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанной системы санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч.7 ст.8 настоящего Федерального закона.
Исходя из п.75 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.01.2021 №3, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В таблице 3.13 раздела III санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2, предусмотрены предельно допустимые концентрации по хлороформу (трихлорметан) - 0,06 мг/л.
Установлено, что ООО «ДомСтройСервис» в соответствии с постановлением администрации Хелюльского городского поселения от 29 ноября 2019 г. №86 наделено с 01 декабря 2019 г. статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение, водоотведение и эксплуатирующей водопроводные сети на территории Хелюльского городского поселения Сортавальского муниципального района РК. Данная хозяйственная деятельность осуществляется с учетом договора купли-продажи имущества от 11 ноября 2019 г., заключенного с МУП Хелюльского городского поселения «Хелюльские коммунальные сети», и приложения к нему, содержащего перечень имущества.
Также установлено, что по результатам оценки лабораторных исследований проб питьевой воды, отобранных 04 октября 2021 г. в рамках социально-гигиенического мониторинга на водоразборной колонке по адресу: г.Сортавала, пгт.Хелюля, (.....), был выявлен факт нарушения требований законодательства, предъявляемых к качеству питьевой воды по показателю трихлорметан (хлороформ), фактическое содержание которого составило 0,129±0,027 мг/дм3 при допустимом 0,06 мг/л.
В связи с установленным нарушением санитарно-эпидемиологических норм
01 декабря 2021 г. уполномоченным должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, который передан на рассмотрение по подведомственности в Сортавальский городской суд РК, и постановлением судьи ООО «ДомСтройСервис» привлечено к указанной административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы водоразборная колонка, расположенная по названному выше адресу, является частью водопроводной сети территории Хелюльского городского поселения Сортавальского муниципального района РК и в соответствии с представленными в материалы дела документами, в том числе Программой производственного контроля качества питьевой воды ООО «ДомСтройСервис» от 30 октября 2020 г. сроком действия до 30 октября 2025 г., согласованной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г.Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах, является пунктом отбора проб распределительной сети в рамках осуществления производственного контроля качества питьевой воды с соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в процессе хозяйственной деятельности гарантирующей организации.
Ошибочное указание наименования привлекаемого к ответственности юридического лица в мотивировочной части обжалуемого судебного акта является явной технической опиской, однако с постановлением судьи согласиться нельзя, так как при рассмотрении дела не были учтены введенные в законодательстве новеллы, устанавливающие гарантии защиты прав организаций как контролируемых лиц.
В силу положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению противоправных деяний.
Начальной стадией такого производства является возбуждение дела об административном правонарушении (глава 28 КоАП РФ).
Использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), если указанные доказательства получены с нарушением закона, не допускается (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ).
В силу положений чч.3, 4 ст.56 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №248-ФЗ), вступившего в силу с 01 июля 2021 г., при осуществлении государственного контроля (надзора) без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся контрольные (надзорные) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в настоящей статье. Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в ч.2 настоящей статьи, проводимые в рамках конкретного вида контроля.
Исходя из чч.1, 2 ст.57 Федерального закона №248-ФЗ, основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в ч.2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, могут быть приняты решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со ст.60 настоящего Федерального закона; об объявлении предостережения; о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений; решение, закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля в соответствии с ч.3 ст.90 настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля (ч.3 ст.74 Федерального закона №248-ФЗ).
В п.11 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1100 (далее - Положение), вступившего в силу с 3 июля 2021 г., определено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Исходя из п.70 Положения, государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий: мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка; наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); выездное обследование.
В пп.117, 119 Положения определено, что наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется инспектором путем анализа данных об объектах контроля, в том числе данных, поступающих в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляющих контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований.
Выявленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) инспектором сведения направляются уполномоченному должностному лицу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства для принятия решений в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Исследование материалов дела показало, что в рассматриваемом случае основанием для возбуждения в отношении ООО «ДомСтройСервис» дела об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении послужили сведения, содержащиеся в протоколе лабораторных исследований (испытаний) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» от 07 октября 2021 г. №/Г, проведенных по результатам отбора проб питьевой воды на водоразборной колонке по адресу: г.Сортавала, пгт.Хелюля, (.....).
Отбор проб питьевой воды произведен до возбуждения дела об административном правонарушении при осуществлении на основании приказа руководящего лица Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 18 января 2021 г. №1 «Об утверждении Перечня мониторинговых точек с программой лабораторного контроля в системе СГМ на территории Республики Карелия на 2021 год» социально-гигиенического мониторинга в целях оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Между тем анализ законодательных нововведений позволяет сделать вывод о том, что, если по результатам применения избранной органом административной процедуры принимается решение с оценкой соблюдения контролируемым лицом санитарно-эпидемиологических требований, в том числе о возбуждении дела об административном правонарушении, она является процедурой государственного контроля или используется в качестве таковой с учетом норм, установленных в Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Положении о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре).
Исходя из представленных в материалы дела доказательств и положений КоАП РФ, закрепляющих общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающих необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) юридического лица признаков противоправности и виновности наряду с обязанностью судьи, должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, считаю, что виновность ООО «ДомСтройСервис» в совершении вменяемого деяния нельзя считать доказанной в определенном законодателем порядке.
Поскольку положенные в основу обвинения юридического лица доказательства без проведения установленных контрольных процедур или подтверждения содержащихся в протоколе отбора проб питьевой воды сведений, полученных в ходе проведения административного расследования, не могут являться безусловным основанием для привлечения подконтрольного лица к административной ответственности, постановление судьи подлежит отмене.
С учетом предусмотренного п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ основания производство по настоящему делу об административном правонарушении следует прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был принят судебный акт.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от
04 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был принят состоявшийся по делу акт.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова