Дело № 2-4194/2023
51RS0001-01-2023-003685-50
Изготовлено 11 сентября 2023 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 сентября 2023 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при помощнике судьи Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов экологии и рыбного хозяйства Мурманской области к Мешкову В.А. о понуждении разработать и предоставить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов экологии и рыбного хозяйства Мурманской области обратилось в суд с иском к Мешкову В.А. о понуждении разработать и предоставить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
В обоснование заявленных требований указано, что 18.06.2013 между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области и Мешковым В.А. был заключен договор аренды лесного участка № сроком на 49 лет и зарегистрирован 06.09.2013 в установленном порядке.
Согласно Акту приема-передачи лесного участка в аренду № Мешков В.А. принял для осуществления рекреационной деятельности лесной участок, расположенный в выделе <адрес>, общей площадью 0,50 га, который является частью земельного участка с кадастровым номером №.
Комитет, согласно постановлению Губернатора Мурманской области от 28.12.2012 №210-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Мурманской области», постановлению Правительства Мурманской области от 21.01.2012 №11-ПП «О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области от 28.12.2012 №210-ПГ», реорганизован в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области. В соответствии с частью 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ, Министерство является преемником прав и обязанностей Комитета.
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 18.01.2021 №5-ПП «О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области от 13.01.2021 №1-ПП» Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области переименовано в Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области.
В соответствии с пп.«а» п.10 Договора арендатор имеет право приступить после государственной регистрации настоящего Договора, подписания сторонами акта прие-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением №5 к настоящему Договору, и предоставления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора.
Подпункт «а» пункт 11 Договора аренды устанавливает обязанность арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проектом освоения лесов и настоящим Договором.
В соответствии с пп.«в» пункта 11 Договора аренды арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы Пунктом 16 Договора предусмотрено, что по требованию одной из сторон Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке установленном гражданским законодательством.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено положительное заключение по проекту освоения лесов на арендуемый лесной участок Мешковым В.А., затем данный приказ был отменен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
14.03.2023 в адрес ответчика направлена претензия № от 13.03.2023 с требованием предоставления проекта освоения лесов в срок до 15.05.2023. По состоянию на 21.07.2023 данная претензия оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на положениями статей 450, 619 Гражданского кодекса РФ, статей 24, 74.1, 88 Лесного кодекса РФ, просит суд обязать Мешкова В.А. в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать и предоставить в Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства по Мурманской области проект освоения лесов на арендуемый по договору аренды № от 18.06.2013 лесной участок, расположенный в выделе <адрес>, общей площадью 50 га, который является частью земельного участка с кадастровым номером №.
Представитель истца в судебном заседании не участвовал, извещен судом надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие; не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Мешков В.А. в судебное заседание не явился, признается судом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ и разъяснениями, данными в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В силу статьи 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со статьями 6,8 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что 18.06.2013 между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области (далее Комитет) и Мешковым В.А. был заключен договор аренды лесного участка № сроком на 49 лет и зарегистрирован 06.09.2013 в установленном порядке.
Согласно акту приема-передачи лесного участка в аренду № Мешков В.А. принял для осуществления рекреационной деятельности лесной участок, расположенный в выделе <адрес>, общей площадью 0,50 га, который является частью земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно постановлению Губернатора Мурманской области от 28.12.2012 №210-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Мурманской области», постановлению Правительства Мурманской области от 21.01.2012 №11-ПП «О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области от 28.12.2012 № 210-ПГ», Комитет реорганизован в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области. В соответствии с частью 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ, Министерство является преемником прав и обязанностей Комитета.
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 18.01.2021 №5-ПП «О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области от 13.01.2021 №1-ПП» Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области переименовано в Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области.
В соответствии с пп.«а» п.10 Договора арендатор имеет право приступить после государственной регистрации настоящего Договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением №5 к настоящему Договору, и предоставления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора.
Подпункт «а» пункт 11 Договора аренды устанавливает обязанность арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проектом освоения лесов и настоящим Договором.
В соответствии с пп.«в» пункта 11 Договора аренды арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Подпунктами «а», «б» пункта 8 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными приказом Минприроды России от 09.11.2020 №908 (далее – Правила), предусмотрено, что лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Пунктом 16 Договора предусмотрено, что по требованию одной из сторон Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке установленном гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 619 Гражданского кодекса РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом другими законами или договором.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области № от 01.06.2020 утверждено положительное заключение по проекту освоения лесов на арендуемый лесной участок Мешковым В.А., затем данный приказ был отменен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области № от 30.11.2020.
14.03.2023 в адрес ответчика направлена претензия № от 13.03.2023 с требованием предоставления проекта освоения лесов в срок до 15.05.2023. По состоянию на 21.07.2023 данная претензия оставлена без удовлетворения.
Подпунктом «о» пункта 8 Правил предусмотрено, что арендатор обязан после прекращения действия договора аренды лесного участка или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 – 81 Лесного кодекса РФ, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование привести лесной участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
Таким образом, Мешковым В.А. не выполнена обязанность по предоставлению проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписываемые действия, суд учитывает необходимый объем действий и полагает возможным установить срок исполнения заявленного требования 3 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход соответствующего бюджета также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Министерства природных ресурсов экологии и рыбного хозяйства Мурманской области к Мешкову В.А. о понуждении разработать и предоставить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы – удовлетворить.
Обязать Мешкова В.А., 20<данные изъяты> в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области проект освоения лесов на арендуемый по договору аренды № от 18.06.2013 лесной участок, расположенный в выделе <адрес>, общей площадью 50 га, который является частью земельного участка с кадастровым номером №.
Взыскать с Мешкова В.А., <данные изъяты> в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.Н. Матвеева