Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1885/2024 (33а-15595/2023;) от 25.12.2023

Судья: Иванова А.И.                 адм. дело № 33а-1885/2023

УИД: 63RS0039-01-2023-004750-70 (33а-15596/2023)

№ 2а-5601/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 февраля 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Мыльниковой Н.В., Пудовкиной Е.С.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 24 октября 2023 г.,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения представителя административного ответчика Министерства строительства Самарской области ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения административного истца ФИО6 на апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО6 обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ между Савченко Н.И. и <данные изъяты> заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, предметом которого является заключение договора долевого участия в строительстве однокомнатной квартиры общей площадью 31,43 кв.м, расположенной на 5 этаже по адресу: <адрес> исполнение договора истцом произведена оплата в размере <данные изъяты> рублей. Оставшаяся сумма не была оплачена, так как в отношении руководителя <данные изъяты>» было возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ. В рамках уголовного дела Савченко Н.И. признана потерпевшей. Строящийся объект признан проблемным, уплаченные денежные средства не возвращены. Савченко Н.И. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Уведомлением от 09 июня 2023 г. Министерство отказало во включении в реестр ввиду заключения предварительного договора купли-продажи, который не отвечает требованиям Закона № 214-ФЗ. С данным решением истец не согласна, поскольку фактически она вступила в правоотношения по участию в долевом строительстве жилого дома, в рамках рассмотрения уголовного дела подтвержден факт привлечения ее денежных средств для строительства жилого дома.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец Савченко Н.И. просила суд признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 09 июня 2023 г. об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, обязать Министерство повторно рассмотреть заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 24 октября 2023 г. административное исковое заявление Савченко Н.И. к Министерству строительства Самарской области удовлетворено. Суд признал незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 09 июня 2023 г. о возврате без рассмотрения заявления о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Обязал Министерство строительства Самарской области рассмотреть заявление Савченко Н.И. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства (л.д. 133-138).

В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 140-141).

В заседании судебной коллегии представитель административного ответчика Министерства строительства Самарской области ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Савченко Н.И. просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).

На территории Самарской области уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков является Министерство строительства Самарской области (статья 2 Закона Самарской области от 16 марта 2007 г. № 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Савченко Н.И. и <данные изъяты>» заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, предметом которого является заключение договора долевого участия в строительстве однокомнатной квартиры общей площадью 31,43 кв.м, расположенной на 5 этаже по адресу: <адрес> (л.д. 7).

На основании данного договора истец внесла в кассу <данные изъяты> денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Свои обязательства по заключению договора долевого участия <данные изъяты> не исполнило, в отношении его руководителя ФИО5 было возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ, в рамках которого Савченко Н.И. признана потерпевшей.

Приговором Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 признан виновным по части 4 статьи 159 УК РФ. Также приговором с ФИО5 взыскано в пользу Савченко Н.И. в счет возмещения материального вреда <данные изъяты> рублей (л.д. 12-15).

05 мая 2023 г. административный истец обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства (л.д. 24-27).

Письмом от 09 июня 2023 г. Министерство вернуло заявителю документы без рассмотрения, указав, что формирование реестра происходит согласно Порядку в целях оказания мер государственной поддержки в соответствии с Законом Самарской области от 08 июля 2019 г. №84-ГД. Данный Закон не распространяется на отношения, связанные с заключенным с <данные изъяты> предварительным договором от ДД.ММ.ГГГГ Деятельность <данные изъяты>» не связана с привлечением средств участников долевого строительства в рамках Закона от 30 декабря 2014 г. №214-ФЗ и права граждан, заключивших гражданско-правовые сделки с данным лицом, не подлежат защите и восстановлению в рамках данного закона, а также регионального закона, в соответствии с которым оказываются меры поддержки пострадавшим участникам долевого строительства. Также указано, что восстановление прав заявителя должно осуществляться ФИО5 путем возмещения убытков, возникших в результате совершенного им преступления (л.д. 9).

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, изучив материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Министерства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Так, в целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства и Правила выплаты денежной компенсации таким гражданам.

В силу пункта 2.1 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства для включения в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены (далее - Реестр), пострадавший участник долевого строительства подает в уполномоченный орган заявление по форме, установленной приложением 1 к настоящему Порядку, с приложением к данному заявлению документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Согласно пункту 2.5 Порядка уполномоченный орган на основании поступившего заявления и документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, в тридцатидневный срок принимает решение об отказе или включении заявителя в Реестр, о чем уведомляет заявителя с указанием причин отказа или очередности.

Основаниями для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр являются: несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков; недостоверность представленных пострадавшим участником долевого строительства сведений и документов; несоответствие поданного заявления утвержденной настоящим Порядком форме; непредставление документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка; в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности завершения строительства или многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трех и более блоков, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавшего участника долевого строительства, не был исключен и (или) не включался в перечень проблемных объектов, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 г. № 329.

Согласно части 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08 июля 2019 г. № 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области" пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:

1) наличие договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения, заключенного с недобросовестным застройщиком, нерасторгнутого, а также не признанного ничтожным, за исключением случаев, когда у гражданина право требования на получение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве установлено в соответствии с положениями Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

2) наличие оплаты гражданином, претендующим на получение мер государственной поддержки, по договору участия в долевом строительстве и (или) договору уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве в денежной форме или посредством зачета прав требований, связанных с наличием задолженности перед ним по иным заключенным им договорам участия в долевом строительстве, оплаченным денежными средствами;

3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;

4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);

5) гражданин не является и (или) не являлся учредителем, участником и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членом коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членом его коллегиального исполнительного органа, и (или) главным бухгалтером (бухгалтером) недобросовестного застройщика, а также не имеет и (или) не имел близкого родства с такими лицами;

6) неполучение гражданином мер государственной поддержки как пострадавшим участником долевого строительства;

7) отсутствие у гражданина договора участия в долевом строительстве проблемного объекта, по которому наблюдательным советом публично-правовой компании "Фонд развития территорий" принято решение о финансировании завершения его строительства или выплате возмещения.

В силу пункта 2.8.1 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства в случае поступления заявления о включении в Реестр лица, получившего ранее меру государственной поддержки, оказываемую пострадавшим участникам долевого строительства, в том числе до вступления в силу Закона о поддержке обманутых дольщиков, соответствующее заявление подлежит оставлению без рассмотрения, о чем заявитель уведомляется уполномоченным органом с указанием причин в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления в системе АИС ДД.

Из анализа указанных положений закона следует, что заявление лица о включении в реестр подлежит оставлению без рассмотрения, только в случае, если указанному лицу ранее уже были оказаны меры государственной поддержки, оказываемые пострадавшим участникам долевого строительства, иных оснований для оставления заявления без рассмотрения, указанный Порядок не содержит.

В письме от 09 июня 2023 г. Министерство вернуло заявителю документы без рассмотрения, указав, что формирование реестра происходит согласно Порядку в целях оказания мер государственной поддержки в соответствии с Законом Самарской области от 08 июля 2019 г. №84-ГД. Данный Закон не распространяется на отношения, связанные с заключенным с <данные изъяты>» предварительным договором от ДД.ММ.ГГГГ Деятельность <данные изъяты> не связана с привлечением средств участников долевого строительства в рамках Закона от 30 декабря 2014 г. №214-ФЗ и права граждан, заключивших гражданско-правовые сделки с данным лицом, не подлежат защите и восстановлению в рамках данного закона, а также регионального закона, в соответствии с которым оказываются меры поддержки пострадавшим участникам долевого строительства. Также указано, что восстановление прав заявителя должно осуществляться ФИО5 путем возмещения убытков, возникших в результате совершенного им преступления (л.д. 9).

Таким образом, оспариваемое решение Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о возврате документов административного истца без рассмотрения по изложенным в нем основаниям, вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, поскольку Савченко Н.И. не является лицом, которому ранее уже была оказана мера государственной поддержки, оказываемая пострадавшим участникам долевого строительства.

Доводы апелляционной жалобы Министерства о том, что <данные изъяты> по смыслу части 2 статьи 3 Закона Самарской области от 8 июля 2019 г. № 84-ГД не является недобросовестным застройщиком и объект по адресу: <адрес> Партсъезда не признан проблемным, а также что защиту своего права Савченко Н.И. может реализовать в рамках уголовного дела, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку не влекут за собой отмены судебного акта.

Перечисленные в решении Министерства от ДД.ММ.ГГГГ , а также в апелляционной жалобе основания в подтверждение законности оспариваемого решения административного ответчика не содержат установленного пунктом 2.8.1 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, основания позволяющего принять решение о возврате документов административного истца без рассмотрения.

При этом судебная коллегия отмечает, что довод апелляционной жалобы о том, что объект по адресу: <адрес> Партсъезда не признан проблемным не являлся основанием для возврата документов административного истца без рассмотрения.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд первой инстанции обоснованно возложил на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление истца о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 24 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2024 г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1885/2024 (33а-15595/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Савченко Н.И.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.12.2023Передача дела судье
06.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее