№ 4 - ______ / 2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 июня 2020 года г. Воронеж
Мировой судья судебного участка № 4 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области Филатова Н. И.,
ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении <ФИО1>, <ДАТА> года рождения, место рождения <АДРЕС>
У С Т А Н О В И Л:
в отношении <ФИО1> ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора в области охраны окружающей среды составлен протокол административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении и представленными к нему материалами, нахожу, что данный протокол и другие материалы дела подлежат возвращению в орган составивший протокол по следующим основаниям.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, правильно ли оформлены иные материалы дела, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Санкция ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. КоАП РФ предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде административного ареста или обязательных работ.
в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", изложена аналогичная правовая позиция, согласно которой дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста либо обязательных работ, согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу. При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016г., принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:
- лицо не явилось либо не доставлено в судебное заседание;
- санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;
- фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.
Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось, либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п.4 ч.1 ст.2.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
Поскольку <ФИО1> не явился и доставлен не был, при этом санкция ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает одним из видов административного наказания: административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, кроме того, суд допускает возможность назначения <ФИО1> административного ареста.
На основании вышеизложенного, мировой судья не может приступить к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении <ФИО1>
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде административного ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении с приложенными к нему документами подлежит возвращению в связи с недоставлением в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем назначение административного наказания в виде административного ареста.
Следует отметить, что в случае отсутствия у должностного лица уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, полномочий на применение таких мер обеспечения производства по делу как доставление и административное задержание, в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 27.2 и п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ указанное должностное лицо вправе обратиться за применением таких мер в отделение полиции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
возвратить с приложенными к нему документами протокол № 89 от 08.05.2021 года об административном правонарушении предусмотренном ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ в отношении <ФИО1>, <ДАТА> года рождения, место рождения <АДРЕС> в орган его составивший - Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования.
Мировой судья Н. И. Филатова