Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3265/2022 ~ М-2710/2022 от 07.07.2022

57RS0023-01-2022-003836-11

№2- 3265/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при ведении протокола помощником судьи Рохлиной А.А.,

помощнике судьи Конкиной Н.Н.,

с участием представителя истца старшего помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Михайловой М.А.,

представителя ответчика Мельникова И.А. – Мерцалова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Бельскому С.П., Мельникову И.А. о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском к Бельскому С.П., Мельникову И.А. о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований указав, что с 15.09.2019 г. в общей долевой собственности (по <данные изъяты> доли) у Бельского С.П. и Мельникова И.А. находится гидротехническое сооружение, кадастровый номер объекта капитального строительства №*** расположенное по адресу: <...>, <...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01.04.2022. Гидротехническое сооружение расположено на земельном участке с кадастровым №***, предоставленном в пользование собственникам ГТС на основании договора аренды от 03.08.2015 г. № 15.

По информации Приокского управления Ростехнадзора от 31.03.2022 №230-899 установлено, что в нарушение обязательных требований ст. 7, 9, 17 Федерального закона № 117-ФЗ до настоящего времени у собственников гидротехнического сооружения отсутствуют предусмотренные законом разрешительные, проектные, а также правоустанавливающие документы, удостоверяющие права эксплуатирующей организации в отношении указанной ГТС. Так, декларация безопасности гидротехнического сооружения не разработана по вышеуказанному ГТС, предшествующее этому обследование гидротехнического сооружения уполномоченными лицами, имеющими профильное образование в области безопасности ГТС, расчет вероятностного вреда, его согласование собственником не обеспечены; отсутствуют правила эксплуатации ГТС, согласованные с Ростехнадзором.

Просит суд обязать Бельского С.П., Мельникова И.А., в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность принадлежащего им на праве общей долевой собственности гидротехнического сооружения (плотины) с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: <...>», путем разработки правил эксплуатации указанного гидротехнического сооружения и их согласования с Приокским управлением Ростехнадзора; произведения расчета вероятностного вреда жизни, который может быть причинен здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и его согласования с Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области; проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения квалифицированными аттестованными в области безопасной эксплуатации ГТС работниками, а также составления декларации безопасности ГТС и ее представления в Приокское Управление Ростехнадзора.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Михайлова М.А. поддержала исковые требования по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Мельникова И.А. – Мерцалов С.С. не возражал против удовлетворения исковых требований, просил суд увеличить срок исполнения судебного решения.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, изучив письменные материалы гражданского дела, выслушав присутствующих, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Основные требования безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС установлены Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 №117-ФЗ.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 117-Ф, к гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод.

Безопасность гидротехнических сооружений определяет свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения предусматривает разработку и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В ст.8 Федерального закона № 117-ФЗ указано, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В силу ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации,, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации и т.д.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Статьей 9 Федерального закона № П7-ФЗ предусмотрена обязанность владельцев ГТС обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении. Исходя из положений Федерального закона № 117-ФЗ сведения в регистр вносятся на основании декларации безопасности, которая в силу ст.8 настоящего Федерального закона является одним из общих требований обеспечения безопасности ГТС.

В соответствии с п. 4 Положения о декларировании гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 №1892, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ, обеспечивают проведение регулярных обследований этого ГТС. Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что декларация безопасности должна содержать:

а) общую информацию, включающую данные о гидротехническом сооружении, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектной документацией, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения, предписаниями органа государственного надзора и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сведения о величине финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации;

б) анализ и оценку безопасности гидротехнического сооружения, включая определение возможных источников опасности;

в) сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к
локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и
территорий в случае аварии гидротехнического сооружения;

г) порядок информирования населения, органа государственного надзора,
территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления о возможных и возникших на гидротехническом сооружении аварийных ситуациях;

д) оценку уровня безопасности гидротехнических сооружений, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;

е) порядок осуществления мероприятий по консервации или ликвидации (в случае утраты или отсутствия проектной документации) гидротехнического сооружения (при консервации или ликвидации гидротехнических сооружений).

К декларации безопасности прилагаются: сведения о гидротехническом сооружении, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений; акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией; расчет вероятного вреда, который может быть причинен аварией на ГТС (п.6)

Критерием необходимости декларирования безопасности ГТС выступают сведения для определения величины финансового обеспечения ответственности вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятностный вред.

В силу ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ, п.3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред.

В ст. 17 Федерального закона № 117-ФЗ указано, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются: непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью; нарушение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений.

Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1606 утверждено Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения, в соответствии с п. 2 которого эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации, утвержденными собственником этого сооружения и (или) эксплуатирующей организацией и согласованными с органом государственного надзора.

В судебном заседании установлено, что с 15.09.2019 г. в общей долевой собственности (по <данные изъяты> доли) у Бельского С.П. и Мельникова И.А. находится гидротехническое сооружение, кадастровый номер объекта капитального строительства №***, расположенное по адресу: <...>, база <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01.04.2022.

Гидротехническое сооружение расположено на земельном участке с кадастровым №***, предоставленном в пользование собственникам ГТС на основании договора аренды от 03.08.2015 г. № 15.

По информации Приокского управления Ростехнадзора от 31.03.2022 №230-899 установлено, что в нарушение обязательных требований ст. 7, 9, 17 Федерального закона № 117-ФЗ до настоящего времени у собственников гидротехнического сооружения отсутствуют предусмотренные законом разрешительные, проектные, а также правоустанавливающие документы, удостоверяющие права эксплуатирующей организации в отношении указанной ГТС.

Так, декларация безопасности гидротехнического сооружения не разработана по вышеуказанному ГТС, предшествующее этому обследование гидротехнического сооружения уполномоченными лицами, имеющими профильное образование в области безопасности ГТС, расчет вероятностного вреда, его согласование собственником не обеспечены; отсутствуют правила эксплуатации ГТС, согласованные с Ростехнадзором.

Об отсутствии согласования расчета вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС свидетельствуют также данные, представленные Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 01.04.2022 за исх.№5-2-3-485.

В свою очередь, названные меры, установленные Федеральным законом № 117-ФЗ, не могут быть реализованы по причине бездействия собственника указанного гидротехнического сооружения, который допускает его эксплуатацию в отсутствие декларации безопасности, составление которой и направлено на обеспечение требований Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В отсутствие декларации безопасности ГТС сведения о гидротехническом сооружении соответственно не могут быть внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений. К тому же, при неготовности гидротехнического сооружения и отсутствии контроля за его состоянием возникает потенциальная опасность затопления, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и возможности причинение вреда жизни, здоровью физических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Фактически техническое обслуживание, эксплуатационный контроль за состоянием ГТС, находящегося в собственности ответчика, не осуществляются, систематический мониторинг за показателями состояния гидротехнического сооружения, оценка безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, состояния прилегающих территорий не обеспечиваются, доказательств иного суду не представлено.

Комплексные мероприятия по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС не разработаны и не реализуются.

Сложившейся ситуации способствует непринятие ответчиками мер по определению эксплуатирующей организации и службы эксплуатации ГТС в отношении вышеуказанных плотин, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, на которые могут быть возложены обязанности по соблюдению требований безопасности при их эксплуатации.

Непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС при длительных неудовлетворительных условиях эксплуатации без разрешительной и проектной документации, при отсутствии контроля за их безопасностью, создает реальную угрозу его обрушения, возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу экологической безопасности, причинения ущерба гражданам, объектам жизнеобеспечения населения.

В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд в этом же решении устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, пояснений истца и ответчика в судебном заседании, суд полагает возможным установить срок исполнения судебного решения в течение 10 месяцев с момента его вступления в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Бельскому С.П.П., Мельникову И.А. о понуждении к совершению действий – удовлетворить.

Обязать Бельского С.П. (паспорт №*** №***), Мельникова И.А. (паспорт №*** №***), в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность принадлежащего им на праве общей долевой собственности гидротехнического сооружения (плотины) с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: <...>», путем разработки правил эксплуатации указанного гидротехнического сооружения и их согласования с Приокским управлением Ростехнадзора; произведения расчета вероятностного вреда жизни, который может быть причинен здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и его согласования с Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области; проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения квалифицированными аттестованными в области безопасной эксплуатации ГТС работниками, а также составления декларации безопасности ГТС и ее представления в Приокское Управление Ростехнадзора.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 31 августа 2022 г.

Председательствующий              Ю.С.Самойлова

2-3265/2022 ~ М-2710/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орловский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Мельников Игорь Анатольевич
Бельский Сергей Петрович
Другие
Приокское управление Ростехнадзора
Мерцалов Сергей Сергеевич
Департамент контрольной и надзорной деятельности Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Самойлова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
07.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2022Передача материалов судье
11.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.08.2022Предварительное судебное заседание
03.08.2022Предварительное судебное заседание
24.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2022Дело оформлено
12.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее