УИД № 57RS0027-01-2023-001071-59
Производство № 2-1071/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2023 года г. Орел
Северный районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Щукина М.А.,
при секретаре Волобуевой Е.В.,
с участием представителя истцов Уварова О.В.,
представителя ответчика БУЗ ОО «Городская больница им. С.П.Боткина» Караиванова И.А.,
представителя ответчика ОСФР по Орловской области Чириковой О.Н.,
старшего помощника прокурора Северного района г. Орла Телепнева А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковым заявлениям Борисовой Елены Владимировны, Плешковой Ларисы Михайловны, Варичевой Екатерины Владимировны, Гольцовой Татьяны Юрьевны, Куклевой Марины Вячеславовны, Пантюхиной Ирины Николаевны к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Городская больница имени С.П.Боткина», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании неполученной специальной выплаты, процентов за задержку выплаты и денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Борисова Е.В., Плешков А Л.М., Варичева Е.В., Гольцова Т.Ю., Куклева М.В., Пантюхина И.Н. обратились в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Городская больница имени С.П. Боткина», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании неполученной специальной выплаты, процентов за задержку выплаты и денежной компенсации морального вреда в обоснование заявленных требований указано, что истцы Борисова Е.В., Плешков А Л.М., Варичева Е.В., Гольцова Т.Ю., Куклева М.В. работают в БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина» в детской поликлинике в 3 педиатрическом дошкольно-школьном отделении в должности медицинской сестры. Борисова Е.В. работает в указанной должности с 01.08.1988 г., Плешкова Л.М. – с 22.11.1993 г., Варичева Е.В. – 14.04.2009 г., Гольцова Т.Ю. – с 09.02.1993 г., Куклева М.В. – с 20.01.2005 г. Истец Пантюхина И.Н. с 24.10.2016 г. работает в БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина» в детской поликлинике в 3 педиатрическом дошкольно-школьном отделении в должности врача-педиатра. Отделение ведет большую медико-профилактическую работу среди учащихся. Сотрудники отделения проводят медицинские профилактические осмотры детей и подростков, для предупреждения инфекционных заболеваний осуществляют вакцинопрофилактику инфекционных заболеваний, что входит в базовую программу ОМС. По должности истцы входят в число медицинских работников, имеющих право на получение специально2 социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 г. № 2568. В связи с этим рядом сотрудников, включая истцом, в рамках компетенции подавались коллективные обращения. Согласно письму от 18.04.2023 года Департамента здравоохранения Орловской области, ответственность за формирование реестра несет медицинская организация. Согласно письму от 02.05.2023 года, Департамент здравоохранения Орловской области сообщил, что согласно информации, предоставленной БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина», медицинские сестры не были включены в реестр, поскольку организация работы детской поликлиники № 4 БУЗ ОО «ГБ им.С.П.Боткина» не дает им право на получение специальной социальной выплаты. Согласно письму Минздрава России от 10.05.2023 года, организация оказания населению медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъектов РФ, относится к полномочиям исполнительных органов субъектов РФ в сфере здравоохранения. В свою очередь, письмом от 06.06.2023 года Департамент здравоохранения орловской области сообщил, что ответственность за формирование реестра несет медицинская организация. 31.05.2023 года истцы обратились в БУЗ ОО «ГБ им.С.П.Боткина» с заявлениями, в которых просили включить их в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В ответ БУЗ ОО «ГИ им.С.П.Боткина» сообщило, что учреждением в адрес Департамента здравоохранения Орловской области было направлено обращение с просьбой дать разъяснения по вопросу правомерности включения истцов в вышеуказанный реестр, на что был получен ответ, что Департаментом направлено соответствующее обращение в Министерство здравоохранения РФ. Кроме того, 31.05.2023 года истцами в адрес ОСФР по Орловской области направлялись жалобы, в которых содержалось требование произвести социальную выплаты за период с 01.01.2023 года по 31.05.2023 года. В ответ было сообщено, что сведения для начисления истцам специальной социальной выплаты от БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина» не поступали. До настоящего времени специальная социальная выплата истцам не назначена, каких-либо разъяснений по вопросу правомерности включения в реестр не дано. Истцы полагают, что они имеют право на получение специальной социальной выплаты, в связи с чем они должны быть включены в соответствующий реестр. Кроме того, в связи с тем, что БУЗ ОО «ГБ им.С.П.Боткина» на протяжении более полугода не включало истцов в указанный реестр, то на основании ст.236 ТК РФ с БУЗ ОО «ГБ им.С.П.Боткина» в пользу истцов подлежит взысканию компенсация за задержку соответствующей выплаты, а также денежная компенсация морального вреда. Кроме того, для защиты нарушенных прав истцы прибегли к квалицированной юридической помощи, в связи с чем понесли расходы. По изложенным основаниям Борисова Е.В., Плешков А Л.М., Варичева Е.В., Гольцова Т.Ю., Куклева М.В., Пантюхина И.Н. просят суд признать за ними право на получение специальной социальной выплаты, обязать БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина» включить истцов в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, передать реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области для получения истцами специальной социальной выплаты за период с 01.01.2023 года, обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области произвести истцам специальную социальную выплату за период с 01.01.2023 года на основании сведений (реестра), представленных БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина», за прошедший период, взыскать с БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина» проценты за задержку специальной социальной выплаты в пользу Борисовой Е.В., Плешковой Л.М., Варичевой Е.В., Гольцовой Т.Ю., Куклевой М.В. в размере 1443 рубля в пользу каждой, в пользу Пантюхиной И.Н. – в размере 3219 рубле й, взыскать с БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина» в пользу каждого из истцов денежную компенсацию морального вреда в размере по 10000 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере по 10000 рублей и расходы по оформлению доверенности в размере по 566,7 рублей.
Гражданские дела по искам Борисовой Е.В., Плешковой Л.М., Варичевой Е.В., Гольцовой Т.Ю., Куклевой М.В., Пантюхиной И.Н. судом объединены в одно производство.
В судебное заседание истцы Борисова Е.В., Плешкова Л.М., Варичева Е.В., Гольцова Т.Ю., Куклева М.В., Пантюхина И.Н., надлежаще извещенные о времени и месте его проведения, не явились, свои интересы доверили представлять Уварову О.В.
Представитель истцов по доверенности Уваров О.В. в судебном заседании исковые требования Борисовой Е.В., Плешковой Л.М., Варичевой Е.В., Гольцовой Т.Ю., Куклевой М.В., Пантюхиной И.Н. поддержал.
Представитель ответчика БУЗ ОО «ГБ им. С.П. Боткина» по доверенности Караиванов И.А. возражал против удовлетворения исковых требований. Суду представил письменные возражения на требования истцов, в которых указал, что согласно письму Департамента здравоохранения Орловской области на обрушение БУЗ Орловской области «Городская больница им. СЛ. Боткина» от 24 августа 2023 года № 2324, выплаты устанавливается с учетом выполняемой функции по занимаемой должности. В детской поликлинике №4 работа организована таким образом, что по территориально-участковому принципу работают 1 и 2 педиатрические отделения. Между врачами-педиатрами участковыми и медицинскими сестрами участковыми прикрепленное население в количестве 15500 человек распределено по адресам на 15 участков. Врач-педиатр участковый и медицинская сестра участковая обслуживают и оказывают медицинскую помощь детскому населению своего участка в части обращения по заболеванию, выписке рецепта на льготное питание, лекарственные препараты, диспансерный осмотр, организация вакцинации и её проведение. Из 15500 человек прикрепленного детского населения 11135 человек являются школьниками, учатся в школах №5, 45, 18, 20, 37, 13, 49, которых обслуживают врачи-педиатры 3 педиатрического дошкольно-школьного отделения и медицинские сестры 3 педиатрического дошкольно-школьного отделения. В функциональные обязанности медицинской сестры 3 педиатрического дошкольно-школьного отделения входит проведение профилактических осмотров, проведение вакцинации согласно национальному календарю. Таким образом, несовершеннолетний ребенок от 6 до 17 лет по территориально-участковому принципу обслуживается у врача-педиатра участкового и медицинской сестры участковой и обрушается к ним в случае заболевания, и в то же время этому же несовершеннолетнему ребенку от 6 до 17 лет оказывается профилактическая помощь по месту учебы врачом-педиатром и медицинской сестрой дошкольно-школьного отделения, которая территориально работает в школе. За медицинской сестрой дошкольно-школьногo отделения не закреплен конкретный участок с перечнем адресов, а закреплена школа, в которой учатся дети, входящие в прикрепленное население детской поликлиники №4 (при этом в школу ходят и неприкрепленные к детской поликлинике №4 дети). В связи с этим медицинские сестры дошкольно-школьного отделения детской поликлиники №4 не были включены в реестр для начисления специальных социальных выплат социальным фондом. Требование истцов о взыскании процентов за задержку выплаты является неправомерным, поскольку специальная социальная выплата, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 годаN2 2568, не относятся к оплате труда и не выплачивается работодателем.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области Чирикова О.Н. возражала против удовлетворения исковых требований. В материалы дела представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что полномочия по установлению права медицинского работника на специальную социальную выплаты, исходя из его должности, объема оказания медицинской помощи, делегированы работодателю (медицинской организации). Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, а Отделение осуществляет идентификацию работников, указанных в реестрах, проверку факта их трудоустройства в медицинской организации, в том числе с использованием СНИЛС работника. Медицинская организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получение работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством РФ. Отделение осуществляет только контроль за полнотой и достоверностью сведений, предоставляемых медицинскими организациями. По изложенным основаниям Отделение просит суд отказать в удовлетворении исковых требования в части обязания Отделения произвести специальную социальную выплату.
Представители третьих лиц Департамент здравоохранения Орловской области и Министерства здравоохранения РФ, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Телепнева А.Р., полагавшего, что требования истцов являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, приходит к следующим выводам.
В соответствии с часть3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу пункта 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" на федеральном уровне установлены меры дополнительной социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования".
Из пункта 2 указанного Постановления (в редакции, действовавшей до 18.08.2023 года) следует, что с 1 января 2023 г. устанавливается специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области: а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц; б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта; г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи; д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц; е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи; з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц; и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу; к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи; л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568.
Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Приказом Минздрава России от 10.03.2023 N 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2568 (далее - Разъяснения).
Из указанных разъяснений следует, что должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников", действовавшим до 01.09.2023 года.
Согласно названной Номенклатуре, а так же Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 205н и действующей с 01.09.2023 года, должность врача-педиатра относится к числу должностей специалистов с высшим профессиональным медицинским образованием (врачи), должность медицинской сестры относится к числу должностей специалистов со средним профессиональным (медицинским) (в редакции Приказа Минздрава России от 02.05.2023 N 205н - средним медицинским) образованием (средний медицинский персонал).
Как следует из пункта 4 вышеназванного Разъяснения при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам: указанным в подпунктах "а", "д" и "з" пункта 2 постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций; указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций); указанным в подпунктах "б" и "е" пункта 2 постановления N 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
В судебном заседании установлено, что истцы Борисова Е.В., Плешков А Л.М., Варичева Е.В., Гольцова Т.Ю., Куклева М.В. работают в БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина» в детской поликлинике в 3 педиатрическом дошкольно-школьном отделении в должности медицинской сестры. Борисова Е.В. работает в указанной должности с 01.08.1988 г., Плешкова Л.М. – с 22.11.1993 г., Варичева Е.В. – 14.04.2009 г., Гольцова Т.Ю. – с 09.02.1993 г., Куклева М.В. – с 20.01.2005 г. Истец Пантюхина И.Н. с 24.10.2016 г. работает в БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина» в детской поликлинике в 3 педиатрическом дошкольно-школьном отделении в должности врача-педиатра. Нахождение истцов в соответствующей должности с обозначенных дат подтверждается имеющимися в материалах дела копиями трудовых книжек и справками, выданными БУЗ Орловской области «Бюджетное учреждение здравоохранения орловской области «Городская больница им.С.П.Боткина».
Установлено, что с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 БУЗ Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина» по дату принятия судом настоящего решения при подаче в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области реестра работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, сведения об истцах в указанный реестр не включало.
Ввиду указанных обстоятельств истцами в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации, Департамента здравоохранения Орловской области, а также непосредственно в БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина» направлялись соответствующие обращения.
В ответ на указанные обращения, Департаментом здравоохранения Орловской области было сообщено, что ответственность за формирование реестра получателей специальной социальной выплаты несет медицинская организация.
В письме Минздрава России от 10.05.2023 года № 16-3/3039671-4340 в ответ на обращение Пантюхиной И.Н. сообщено, что организация оказания населению медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъектов РФ, относится к полномочиям исполнительных органов субъектов РФ в сфере охраны здоровья.
В ответ на заявления истцов, направленные в адрес БУЗ Орловской области «ГБ им.С.П.Боткина», Учреждением было сообщено, что в адрес Департамента здравоохранения Орловской области направлено обращение с просьбой дать разъяснения по вопросу правомерности включения в реестр на получение специальных социальных выплат врачей-педиатров и медицинских сестер дошкольно-школьного отделения детской поликлиники № 4 БУЗ Орловской области «Городская больница им.С.П.Боткина», на что был получен ответ, что Департаментом здравоохранения Орловской области направлено обращение с Министерство здравоохранения РФ, и по состоянию на 05.06.2023 года в адрес учреждения не поступало дополнительных письменных разъяснений.
Из материалов дела так же следует, что истцами Борисовой Е.В., Плешковой Л.М., Варичевой Е.В., Куклкевой М.В., Гольцовой Т.Ю., Пантюхиной И.Н. в адрес ОСФР по Орловской области направлялись жалобы от 31.05.2023 года, в которых они просили произвести им специальную социальную выплату за период с 01.01.2023 по 31.05.2023 г.
В ответ на указанные жалобы ОСФР по Орловской области сообщило, что сведения для начисления заявителю специальной социальной выплаты от БУЗ ОО «ГБ им.С.П.Боткина» в Отделение фонда не поступали, и что представление разъяснений по применению Постановления не относится к компетенции Фонда.
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Согласно пунктам 4, 6 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, утвержденного Приказом Минздрава России от 07.03.2018 N 92н, первичная медико-санитарная помощь детям включает: первичную доврачебную медико-санитарную помощь; первичную врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную медико-санитарную помощь.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи детям в целях приближения их к месту жительства (пребывания) или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства (пребывания) или учебы (далее - участок) в определенных организациях с учетом положений статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь детям, делятся на три группы: первая группа - поликлиники, поликлинические отделения при центральных районных больницах и районных больницах, оказывающие первичную медико-санитарную помощь детям; вторая группа - самостоятельные детские поликлиники, поликлинические отделения в составе городских поликлиник, в том числе детских больниц и центральных районных больниц, исполняющих функции межрайонных центров; третья группа - самостоятельные консультативно-диагностические центры для детей, а также консультативно-диагностические центры и детские поликлиники (отделения) в структуре республиканских, краевых, областных, окружных, городских больниц (пункт 10 Положения).
На основании изложенного вышеизложенного, учитывая, что детская поликлиника, сотрудниками которой являются истцы, является медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь детям по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту учебы, исходя из того, что данная поликлиника является структурным подразделением БУЗ ОО «ГБ им.С.П.Боткина», в свою очередь, являющимся медицинским учреждением, входящим в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующим в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, суд приходит к выводу о том, что истец Пантюхина И.Н. относится к категории медицинских работников, указанных в подпункте «б» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, истцы Борисова Е.В., Плешкова Л.М., Варичева Е.В., Куклкева М.В., Гольцова Т.Ю. – к категории медицинских работников, указанных в подпункте «е» пункта 2 названного Постановления.
В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568, выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций.
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра.
В случаях, когда в I квартале 2023 г. специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 г. за период со дня возникновения права на нее (пункт 8 Правил).
Пунктами 9, 10, 11 Правил предусмотрено, что в случае неполучения (несвоевременного получения, получения в неполном размере) специальной социальной выплаты работник вправе подать жалобу в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации или территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе в электронном виде посредством личного кабинета получателя социальных услуг на официальном сайте Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Медицинская организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими организациями, осуществляют территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом СФР от 27.06.2023 N 1216 утвержден Порядок осуществления территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации контроля за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими организациями для получения специальной социальной выплаты отдельными категориями медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования". Порядок устанавливает правила и определяет сроки осуществления территориальными органами Фонда проверок полноты и достоверности сведений, представляемых медицинскими организациями для получения выплаты работниками (пункт 2).
В соответствии с пунктом 5 Порядка проверка медицинских организаций, работникам которых произведена выплата в соответствии с представленными реестрами работников, имеющих право на ее получение (далее - реестр), осуществляется, в частности, в случае поступления жалобы работника медицинской организации в связи с неполучением (несвоевременным получением, получением в неполном размере) выплаты.
Принимая во внимание изложенное, суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истцов Пантюхиной И.Н., Борисовой Е.В., Плешковой Л.М., Варичевой Е.В., Куклкевой М.В., Гольцовой Т.Ю. о признании за ними права на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, обязании БУЗ ОО «городской больницы им. С.П. Боткина» включить их в реестр медицинских работников, имеющих право на получение данной специальной социальной выплаты, со дня его возникновения – 01.01.2023 года, и обязании ОСФР по Орловской области произвести истцам данную специальную социальную выплату на основании представленного реестра за период с 01.01.2023 года.
При разрешении требований истцов о взыскании с БУЗ ОО «ГБ им.С.П.Боткина» процентов за задержку выплаты и денежной компенсации морального вреда судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и статей 382, 391 Трудового кодекса РФ (далее - Кодекс, ТК РФ) дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции. Учитывая это, при принятии искового заявления судье необходимо определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, т.е. из таких отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 ТК РФ), а также подсудно ли дело данному суду.
По своему характеру выплаты социального характера - выплаты, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, которые не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), предусмотренные законодательством, локальными нормативными актами учреждений или коллективным договором, в том числе материальная помощь работнику.
Проанализировав вышеуказанные нормы закона и Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 (ред. от 15.08.2023) «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» суд приходит к выводу, что, поскольку требования о взыскании специальной социальной выплаты не относятся к трудовым правоотношениям, а представляет собой специальную социальную гарантию в системе мер социальной поддержки медицинских работников, то требования о взыскании процентов по невыплате социальных пособий и морального вреда в рамках трудового законодательства удовлетворению не подлежат.
Таким образом, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении: иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда); иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).
Не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком (п.21).
При предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ, статья 41 КАС РФ, статья 46 АПК РФ).
Судом установлено, что в связи с рассмотрением судом данного гражданского дела истцами Борисовой Е.В., Плешковой Л.М., Варичевой Е.В., Гольцовой Т.Ю., Куклевой М.В., Пантюхиной И.Н. были понесены расходы на оплату услуг представителя Уварова О.В., с которым у них были заключены договоры на оказание юридической помощи, по 10000 рублей каждой. Факт оплаты истцами юридических услуг в указанной сумме подтверждается имеющимися в материалах дела расписками представителя Уварова О.В.
С учетом объема проделанной представителем работы, количества судебных заседаний, в которых он участвовал, категории спора и фактических обстоятельств дела, суд находит размер расходов на оплату услуг представителя, понесенных каждым из истцов, в размере 10000 рублей разумным и полагает необходимым взыскать указанную сумму расходов в пользу каждого из истцов с ответчика БУЗ ОО «ГБ им.С.П.Боткина».
При этом оснований для взыскания судебных расходов с ответчика ОСФР по Орловской области не имеется, поскольку не перечисление Фондом специальной социальной выплаты истцами было обусловлено не включением ответчиком БУЗ ОО «ГБ им.С.П.Боткина» истцов в соответствующий реестр.
Судом так же установлено, что истцами Плешковой Л.М., Варичевой Е.В., Борисовой Е.В., Пантюхиной И.Н., Куклевой М.В., Гольцово Т.Ю. были понесены расходы на оформление доверенности представителя в размере 3400 рублей.
Вместе с тем, истцами в материалы дела не был представлен для приобщения оригинал доверенности, при том, что в указанной доверенности перечислены полномочия представителей Уварова О.В., а так же Уваровой Я.О. без указание на то, что данная доверенность выдана указанным лицам в связи с рассмотрением конкретного гражданского дела.
В связи с этим суд не может отнести расходы по оформлению указанной доверенности к издержкам, связанным с рассмотрением данного гражданского дела, в связи с чем оснований для взыскания указанных расходов с ответчика в пользу истцов не имеется.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истцы по искам, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождены от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 333.19, 333.36 НК РФ, ст. 61.1 БК РФ с БУЗ ОО «ГБ им. С.П.Боткина» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 800 рублей (300 рублей по требованию каждого из истцов о признании права на получение специальной социальной выплаты и обязании включить в соответствующий реестр).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Борисовой Елены Владимировны (паспорт серии <данные изъяты>), Плешковой Ларисы Михайловны (паспорт серии <данные изъяты>), Варичевой Екатерины Владимировны (паспорт <данные изъяты>), Гольцовой Татьяны Юрьевны (паспорт серии <данные изъяты>), Куклевой Марины Вячеславовны (паспорт серии <данные изъяты>), Пантюхиной Ирины Николаевны (паспорт серии <данные изъяты>) к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Городская больница им. С.П.Боткина» (ОГРН 1025700848690), Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1025700826744) о признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании неполученной специальной выплаты, процентов за задержку выплаты и денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать за Борисовой Еленой Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Плешковой Ларисой Михайловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Варичевой Екатериной Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гольцовой Татьяной Юрьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Куклевой Мариной Вячеславовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пантюхиной Ириной Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования"
Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Городская больница им. С.П.Боткина» включить Борисову Елену Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Плешкову Ларису Михайловну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Варичеву Екатерину Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гольцову Татьяну Юрьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Куклеву Марину Вячеславовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пантюхину Ирину Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", со дня возникновения права на ее назначение – с 01.01.2023 года, и передать реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области на основании реестра, переданного бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Городская больница им. С.П.Боткина», перечислить Борисовой Елене Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Плешковой Ларисе Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Варичевой Екатерине Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гольцовой Татьяне Юрьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Куклевой Марине Вячеславовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пантюхиной Ирине Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специальную социальную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2568, со дня возникновения права на ее назначение – с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Городская больница им. С.П.Боткина» в пользу Борисовой Елены Владимировны, Плешковой Ларисы Михайловны, Варичевой Екатерины Владимировны, Гольцовой Татьяны Юрьевны, Куклевой Марины Вячеславовны, Пантюхиной Ирины Николаевны расходы на оплату услуг представителя в размере по 10000 (десять тысяч) рублей в пользу каждого.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Городская больница им. С.П.Боткина» в доход бюджета муниципального образования «город Орел» государственную пошлину в размере 1800 (одна тысяча восемьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 декабря 2023 года.
Судья М.А. Щукин