№ года
УИД: 28RS0№-88
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 декабря 2022 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Багина В.Г.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
представителя ответчика отдела образования администрации <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации <адрес> ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО11 (Власовой) ФИО1 к администрации <адрес>, отделу образования администрации <адрес> о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО11 (Власовой) ФИО1 к администрации <адрес>, отделу образования администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, в обоснование заявленных требований в исковом заявлении, заявлении об уточнении исковых требований указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО11 (Власовой) С.А. об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, в ходе которой установлено, что ФИО11 (Власова) С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.
На основании решения Зейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО11 ФИО5 лишена родительских прав. Согласно справке о рождении формы № от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной отделом ЗАГС администрации <адрес>, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Таким образом, факт отсутствия попечительства со стороны родителей установлен.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на регистрационный учет несовершеннолетних ФИО6, ФИО7» ФИО11 (Власова) С.А. была поставлена на учет на внеочередное предоставление жилья без попечения родителей.
На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над несовершеннолетней Власовой (ФИО11) С.А.» она находилась под опекой ФИО8
На территории <адрес> у Власовой (ФИО11) С.А. отсутствуют в собственности объекты недвижимого имущества.
ФИО11 (Власова) С.А. обратилась с заявлением в прокуратуру <адрес> с просьбой решения вопроса о включении ее в список, ввиду того, что ФИО11 (Власова) С.А., неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства администрации <адрес> с заявлением о включении ее в список, однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 (Власова) С.А. в список не включена.
Кроме того, согласно представленной информации министерством социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, министерство, рассмотрев заявление ФИО11 (Власовой) С.А. и приложенные копии документов, пришло к выводу о том, что отделу образования администрации <адрес> в последующем при направлении в министерство заявления о включении в список ФИО11 (Власовой) С.А., необходимо провести работу по защите имущественных прав ФИО11 (Власовой) С.А., а именно: 1. предоставить документы, подтверждающие невозможность закрепления (сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением) жилого помещения, в котором проживала мать несовершеннолетней до лишения ее родительских прав; 2. в случае, если невозможность закрепления связана с непригодностью для проживания - предоставить документ, что жилое помещение признано таковым в порядке, установленным Положением №; 3. в случае прекращения существования объекта недвижимости необходимо предоставить документы об аннулировании адреса жилого помещения в Федеральной информационной адресной системы; 4. если жилое помещение являлось муниципальной собственностью необходимо предоставить документы по исключению закрепленной квартиры из реестра учета муниципального имущества из состава муниципальной казны либо выписку из ЕГРН о государственной регистрации сделки по отчуждению недвижимого имущества; 5. предоставить в министерство актуализированную выписку из ЕГРН на территории Российской Федерации.
Министерством социальной защиты населения <адрес> разъяснено отделу образования администрации <адрес>, что право повторного обращения в министерство сохраняется. При этом необходимо устранить замечания, выявленные министерством.
<адрес> установлено, что мер со стороны органов опеки и попечительства для включения ФИО11 (Власовой) С.А. в список предпринято не было, нарушения, выявленные министерством, не устранены, повторного обращения с заявлением в целях включения ФИО11 (Власовой) С.А. в министерство направлено не было с момента выявлений нарушений ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным сведениям органа опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, личное дело Власовой (ФИО11) С.А. в органе опеки и попечительств администрации <адрес> отсутствует.
Согласно ответу министерства от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело возращено в адрес начальника отдела образования администрации <адрес> в полном объеме на 19 листах и получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, то есть отделом образования <адрес>.
На момент отказа министерством во включении в список ФИО11 (Власовой) С.А. от ДД.ММ.ГГГГ возраст ФИО11 (Власовой) С.А. составлял 22 года.
Считает, что ненадлежащее исполнение должностными лицами органов опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>, повлекло нарушение прав и законных интересов ФИО11 (Власовой) С.А. на своевременное получение жилого помещения в установленном порядке.
Указанные нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> своих должностных обязанностей, ответственными за данное направление деятельности и не надлежащего ведомственного контроля со стороны руководства отдела образования администрации <адрес>.
На момент рассмотрения дела отделом образования администрации <адрес> устранены замечания, выявленные министерством социальной защиты населения <адрес>, а также направлен пакет документов в министерство социальной защиты населения <адрес> для включения ФИО11 (Власовой) С.А. в список в целях обеспечения её жилым помещением.
Ввиду того, что ФИО11 (Власова) С.А., не имеет юридических познаний, в том числе не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд и поддерживать свои требования в судебном заседании, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов ФИО11 (Власова) С.А.
Просит признать незаконным бездействие отдела образования администрации <адрес> ИНН 2810001778, ОГРН 1032800226062, выразившегося в ненаправлении ответа в соответствии с указанием министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец ФИО11 (Власова) С.А. в судебное заседание не явилась, о времени месте слушания дела уведомлена своевременно надлежащим образом.
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО9 в судебном заседании пояснила, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком, поскольку на неё не возложены функции по подготовке пакетов документов для включения граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.
Представитель ответчика – отдела образования администрации <адрес> ФИО4 в судебном заседании пояснила, что в письме министерства социальной населения <адрес> повторный срок обращения с исправлениями для отдела образования не установлен. Общий срок подачи первоначального заявления о постановке в очередь не нарушен, хотя и нарушен порядок направления заявления о включении, согласно статьи 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» прием заявления о включении в список осуществляется территориальным органом опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее - ООиП) наделённый полномочиями по приему заявлений на имя министра социальной защиты населения <адрес> от законных представителей детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и формированию учетных дел (часть 9 статьи 5 Закона №). В связи с кадровыми изменениями в отделе образования администрации <адрес>, а также нахождения личного дела ФИО11 (Власовой) С.А. за пределами <адрес> срок затянулся. По состоянию на текущую дату документы в министерство социальной защиты <адрес> направленны (ДД.ММ.ГГГГ). В случаи отказа в постановке на учет отделом образования администрации <адрес>, исполняющий функции органа опеки и попечительства будут устранены замечания, выявленные в ходе рассмотрения заявления о включении ФИО11 (Власовой) С.А. и направленны повторно. Просила суд в исковых требованиях отказать.
Представитель третьего лица – министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом,
Выслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор может подать заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам может сам обратиться в суд.
С учетом отсутствия юридических познаний ФИО11 (Власовой) С.А., имеются основания обращения прокурора в защиту прав и законных интересов ФИО11 (Власовой) С.А.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО11 (Власова) С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Решением Зейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО11 ФИО5 лишена родительских прав.
Согласно справке о рождении формы № от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной отделом ЗАГС администрации <адрес>, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на регистрационный учет несовершеннолетних ФИО6, ФИО7» ФИО11 (Власова) С.А. была поставлена на учет на внеочередное предоставление жилья без попечения родителей.
На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над несовершеннолетней Власовой (ФИО11) С.А.» она находилась под опекой ФИО8
На территории <адрес> у Власовой (ФИО11) С.А. отсутствуют в собственности объекты недвижимого имущества.
ФИО11 (Власова) С.А. обратилась с заявлением в прокуратуру <адрес> с просьбой решения вопроса о включении ее в список, ввиду того, что неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства администрации <адрес> с заявлением о включении ее в список, однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в список не включена.
Как следует из информации, предоставленной министерством социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, министерство, рассмотрев заявление ФИО11 (Власовой) С.А. и приложенные копии документов, пришло к выводу о том, что отделу образования администрации <адрес> в последующем при направлении в министерство заявления о включении в список ФИО11 (Власовой) С.А., необходимо провести работу по защите имущественных прав ФИО11 (Власовой) С.А., а именно:
1. предоставить документы, подтверждающие невозможность закрепления (сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением) жилого помещения, в котором проживала мать несовершеннолетней до лишения ее родительских прав;
2. в случае, если невозможность закрепления связана с непригодностью для проживания – предоставить документ, что жилое помещение признано таковым в порядке, установленным Положением №;
3. в случае прекращения существования объекта недвижимости необходимо предоставить документы об аннулировании адреса жилого помещения в Федеральной информационной адресной системы;
4. если жилое помещение являлось муниципальной собственностью необходимо предоставить документы по исключению закрепленной квартиры из реестра учета муниципального имущества из состава муниципальной казны либо выписку из ЕГРН о государственной регистрации сделки по отчуждению недвижимого имущества;
5. предоставить в министерство актуализированную выписку из ЕГРН на территории Российской Федерации.
Отделу образования администрации <адрес> министерством было разъяснено, что право повторного обращения сохраняется. При этом необходимо устранить замечания, выявленные министерством.
Данное письмо получено отделом образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 8008261493382.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что мер со стороны органов опеки и попечительства для включения ФИО11 (Власовой) С.А. в список предпринято не было, нарушения, выявленные министерством, не устранены, повторного обращения с заявлением в целях включения ФИО11 (Власовой) С.А. в министерство направлено не было с момента выявлений нарушений ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям органа опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, личное дело Власовой (ФИО11) С.А. в органе опеки и попечительств администрации <адрес> отсутствует.
Согласно ответу министерства от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело возращено в адрес начальника отдела образования администрации <адрес> в полном объеме на 19 листах и получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, то есть отделом образования <адрес>.
На момент отказа министерством во включении в список ФИО11 (Власовой) С.А. от ДД.ММ.ГГГГ возраст ФИО11 (Власовой) С.А. составлял 22 года.
В соответствии с письмом отдела образования администрации <адрес> № только ДД.ММ.ГГГГ направлен пакет документов для включения ФИО11 (Власовой) С.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, т.е. через 1 год 5 месяцев со дня получения письма от министерства социальной защиты населения <адрес>.
В связи с чем, суд находит обоснованным довод прокурора <адрес> о том, что ненадлежащее исполнение должностными лицами органа опеки и попечительства администрации <адрес> повлекло нарушение прав и законных интересов ФИО11 (Власовой) С.А. на своевременное получение жилого помещения в установленном порядке.
Указанные нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами органа опеки и попечительства администрации <адрес>, своих должностных обязанностей, ответственными за данное направление деятельности и не надлежащего ведомственного контроля со стороны руководства отдела образования администрации <адрес>.
Таким образом, требования прокурора о признании незаконным бездействия отдела образования администрации <адрес> ИНН 2810001778, ОГРН 1032800226062, выразившегося в ненаправлении ответа в соответствии с указанием министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО11 (Власовой) ФИО1 к администрации <адрес>, отделу образования администрации <адрес> о признании незаконным бездействия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие отдела образования администрации <адрес> ИНН 2810001778, ОГРН 1032800226062, выразившееся в ненаправлении ответа в соответствии с указанием министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись В.<адрес>
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья В.<адрес>