Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1218/2023 ~ М-569/2023 от 28.03.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2023 года Самарский областной суд в составе:            

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При секретаре судебного заседания Карвась В.Д.,

С участием прокурора Коробовой А.С.,

Представителя административного истца Першиной Е.В.,

представителя Думы городского округа Самара Кузнецова П.А.,

Представителя Департамента градостроительства г.о.Самара Калининой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1218/2023 по административному исковому заявлению Вахрамова Олега Геннадиевича к Думе городского округа Самара об оспаривании в части Генерального плана г.о.Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы г.о.Самара от 29 апреля 2022 года № 182, об оспаривании в части Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 в редакции решения Думы г.о.Самара от 27 декабря 2022 года № 265,

У С Т А Н О В ИЛ:

    Вахрамов О.Г. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Думе городского округа Самара об оспаривании в части нормативных правовых актов с последующим уточнением, просил суд признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции Решения Думы г.о. Самары от 29 апреля 2022 года № 182 «О внесении изменений в решение Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самары» приложения № 2 в части функциональной зоны (существующей зоны) – «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами» на земельном участке с кадастровым номером ; признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 в редакции решения Думы г.о. Самары от 27 декабря 2022 года № 265 «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования городского округа Самара» приложение № 2 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне – «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами» Ж-3.

    Требования мотивированы тем, что Вахрамов О.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), площадью 2 406,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Кировский район, ул.Стара Загора, д.249А. Земельный участок приобретен административным истцом на основании договора купли-продажи от 14 сентября 2021 года и на момент приобретения находился в территориальной (функциональной зоне) Ж-4. Также является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства 7-ми этажного административного здания, трансформаторной подстанции, площадью 3 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок приобретен административным истцом на основании договора купли-продажи от 06 октября 2022 года. После внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.о.Самара земельные участки стали относиться к зоне Ж-3, что повлекло исключение из основных видов разрешенного использования «Многоэтажная жилая (высотная) застройка» и отнесение данного вида к условно-разрешенным видам разрешенного использования. При принятии оспариваемых нормативных правовых актов, административным ответчиком не соблюден обязательный порядок, связанный с внесением изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.о.Самара., в частности не проводились публичные слушания в части изменения зоны в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу. Изменения были приняты безосновательно, в отсутствие каких-либо объективных причин и целей, данные изменения не соответствуют идеи развития комфортной городской среды.

Определением Самарского областного суда от 25 мая 2023 года прекращено производство по административному делу № 3а-1218/2023 в части административных исковых требований относительно земельного участка с кадастровым номером , в связи с принятием судом отказа административного истца от указанных требований.

    В судебном заседании представитель административного истца Першина Е.В. поддержала уточненные административные исковые требования по вышеизложенным основаниям.

    Представитель Думы городского округа Самары Кузнецов П.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что согласно действующей редакции Генерального плана спорный земельный участок расположен в функциональной зоне «зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный)». В первоначальной редакции Генерального плана, земельный участок располагался в функциональной зоне «территории многоэтажной застройки 5-9 этажей». Решением Думы городского округа Самара от 27 декабря 2022 года № 265, Правила застройки приведены в соответствие Генеральному плану в редакции решения Думы г.о.Самара от 29 апреля 2022 года № 182, в результате чего для спорного земельного участка установлена территориальная зона Ж-3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами). При принятии решения от 27 декабря 2022 года № 265 требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Думы городского округа Самара на принятие оспариваемого решения, форму и вид акта, процедуру его принятия, правила введения оспариваемого решения в действие соблюдены. Публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки не проводились в соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ, постановлением Правительства Самарской области от 20 мая 2022 года № 351. Фактическое землепользование не исключает необходимости соблюдения принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом. Действующим законодательством не предусмотрено установление функциональной либо территориальной зоны исходы только из фактического использования (вида разрешенного использования) конкретного земельного участка. Учитывая, что территориальная зона Ж-3, в которой расположен спорный земельный участок, соответствует предусмотренной Генеральным планом функциональной зоне «зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей), включая мансардный)», Правила соответствуют требованиям градостроительного законодательства. Вид разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» является условно разрешенным в зоне Ж-3, что позволяет реализовать права собственника на строительство высотных домов при условии разработки документации по планировке территории и обоснования возможности обеспечения новой застройки социальными объектами. Решение Думы от 29 апреля 2022 года № 182 принято уполномоченным органом в надлежащей форме и в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке. Соблюдение процедуры принятия указанного решения подтверждено вступившим в законную силу решением Самарского областного суда от 17 ноября 2022 года по делу № 3а-1212/2022. Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Генеральный план в предыдущих редакциях содержал ряд зон многоэтажной жилой застройки, в которых находились кварталы и микрорайоны существующей среднеэтажной жилой застройки (панельный фонд). Данное обстоятельство вызывало критику со стороны населения, так как могло создать условия для реализации проектов «точечной застройки», не обеспеченной социальными объектами, в уже существующей плотной жилой застройке микрорайонов и кварталов. На момент подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план использовались сведения из Единого государственного реестра недвижимости за январь-март 2022 года. По данным сведениям земельный участок с кадастровым номером имел вид разрешенного использования «фактически занимаемый объектами коммунального обслуживания». Данный вид является основным для территориальной зоны Ж-3. Кроме того, решение Думы от 29 апреля 2022 года № 182 принято в целях приведения Генерального плана в соответствие с требованиями к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 9 января 2018 года № 10, в части уточнения наименований функциональных зон. Наименование функциональной зоны «территории многоэтажной застройки 5-9 этажей» не соответствует требованиям указанного приказа Минэкономразвития России. В этой связи данная функциональная зона была поименована как «зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный)». Отнесение территории, на которой расположен земельный участок административного истца, к функциональной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами, не противоречит вышестоящему законодательству.

    Представители Департамента градостроительства г.о. Самары по доверенности Калинина А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддерживая позицию административного ответчика.

    Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).

Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ, генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решения, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

    Согласно статье 22 Устава городского округа Самары, утверждённого решением Думы городского округа Самары от 10 июля 2006 года № 294, Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа Самара.

    В рамках предоставленных полномочий Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самары.

    Указанный нормативный правовой акт был принят с соблюдением процедуры его принятия, опубликован в издании "Самарская Газета", N 59(3852), 03.04.2008 (карты и схемы), "Самарская Газета", N 64(3857), 10.04.2008, и по процедуре его принятия административным истцом не оспаривается.

    Решением Думы городского округа Самары от 29 апреля 2022 года № 182 Приложение к Решению Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самары» (в редакциях от 7 февраля 2012 года № 181, от 6 сентября 2012 года № 252, от 25 июля 2013 года № 350, от 24 апреля 2014 года № 421, от 20 сентября 2016 года № 124, от 6 декабря 2018 года № 368, от 25 апреля 2019 года № 413, от 27 июня 2019 № 440, от 31 октября 2019 года № 461, от 5 декабря 2019 года № 477, от 27 февраля 2020 года № 496, от 30 апреля 2020 года № 519, от 28 мая 2020 года № 535, от 10 сентября 2020 года № 571, от 3 декабря 2020 года № 30, от 28 января 2021 года № 48, от 11 февраля 2021 года № 54, от 25 марта 2021 года № 66, от 27 мая 2021 года № 92, от 19 августа 2021 года № 105, от 13 декабря 2021 года № 152, от 17 февраля 2022 года № 164), изложено в новой редакции согласно Приложению.

    Решение Думы городского округа Самары от 29 апреля 2022 года № 182 официально опубликовано в издании "Самарская Газета", N 96(7109), 05.05.2022 года.

Согласно части 11 статьи 24 ГрК РФ, при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 4 ст. 5.1 ГрК РФ, процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале общественных обсуждений;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

    Процедура подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самары проведена в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самары от 15 мая 2020 года № 362 «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа Самары, утвержденный Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539», опубликованным в издании «Самарская газета» № 95 (6532) от 16.05.2020 года.

    Постановлением Администрации г.о. Самары от 30 июля 2021 года № 538 «О создании согласительной комиссии по согласованию проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара» утверждено Положение о согласительной комиссии и ее составе.

    Согласно протоколу от 27 сентября 2021 года № 1, согласительная комиссия приняла решение о согласовании проекта внесения изменения в Генеральный план городского округа Самары.

    Проект внесения изменения в Генеральный план опубликован в издании «Самарская газета» от 23 ноября 2021 года № 255(6980).

    В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара от 10 ноября 2021 года № 821, опубликованным в «Самарской газете» 13 ноября 2021 года № 247(6972), в период с 13 ноября 2021 года по 16 декабря 2021 года проведены публичные слушания по проекту внесения изменения в Генеральный план городского округа Самары. Приложением к постановлению является оповещение о начале общественных обсуждений; разъяснены место и порядок размещения проекта и информационных материалов к нему для ознакомления жителей, порядок (дата и время) проведения экспозиции проекта и проведения консультаций, срок внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, номера контактных телефонов. Данная информация размещена также на официальном сайте администрации.

     Заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменения в Генеральный план опубликовано в издании «Самарская газета» 16 декабря 2021 года № 275 (7000). Заключение было уточнено в целях устранения допущенных по техническим причинам неточностей и уточнение опубликовано в «Самарской газете» 29 декабря 2021 года № 285(7010). Из заключения следует, что в общественных обсуждениях принимали участие 1820 человек.

    По итогам общественных слушаний принято решение о признании их состоявшимися и направлении Главой городского округа Самары проекта внесения изменений в Генеральный план для рассмотрения Думой.

     На основании постановления администрации г.о. Самара от 30.03.2022 № 197 «О направлении в Думу городского округа Самара проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 589», проект внесения изменений в Генеральный план представлен в Думу городского округа Самара на утверждение.

    Дума городского округа Самары рассмотрела проект внесения изменений 29 апреля 2022 года и приняла единогласно решение № 182.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 ГрК РФ, в редакции закона действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

    С учетом указанных положений законодательства, у суда не имеется оснований полагать, что на общественные обсуждения о внесении оспариваемых изменений в Генеральный план не выносился вопрос об изменении функциональной зоны в месте расположения в районе городского округа Самара земельного участка, указанного административным истцом. Территорией, в пределах которой проводились общественные обсуждения, являлся городской округ Самара. Необходимая и достаточная информация о проведении общественных обсуждений и публичных слушаний по проекту внесения изменений в нормативный правовой акт была заблаговременно доведена до жителей городского округа в печатном издании, на официальном сайте Администрации г.о.Самара. Процедура проведения общественных обсуждений и публичных слушаний носила открытый характер.

Кроме того, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта была проверена судом в рамках рассмотрения административного дела № 3а-1212/2022, принято решение 17 ноября 2022 года, вступившее в законную силу на основании апелляционного определения Четвертого апелляционного суда от 14 марта 2023 года, об отказе в удовлетворении заявленных требований Красненко В.Н., Ушаковой Т.М. о признании недействующими в части нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования.

     Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре.

    Решением Думы городского округа Самары 27 декабря 2022 № 265 внесены изменения в Постановление Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённые постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61».

    Указанное Решение Думы опубликовано в издании «Самарская газета» N 296(7309), 29 декабря 2022 года.

    Принятию данного нормативного правового акта предшествовало издание Администрацией городского округа Самара постановления от 8 августа 2022 года № 594 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61», опубликованного в «Самарской газете» 9 августа 2022 года № 174(7187) и размещено на официальном сайте Администрации.

Департаментом градостроительства дано положительное заключение по результатам проверки проекта о внесении изменений в Правила застройки на соответствие требованиям технических регламентов и Генеральному плану.

    26 декабря 2022 года проект решения поступил от Главы городского округа Самара в Думу городского округа Самара на утверждение.

    Согласно протоколу 43-го заседания Думы городского округа Самара от 27 декабря 2022 года, заседание Думы являлось правомочным, при принятии оспариваемого решения присутствовало 32 депутата, за принятие оспариваемого решения проголосовало 32 депутата (единогласно).

В силу п.2 ст.41 Устава городского округа Самара, решение Думы от 27 декабря 2022 года № 265 подписано Главой г.о.Самара и опубликовано в газете «Самарская газета» 29 декабря 2022 года № 296(7309).

Публичные слушания по указанному проекту не проводились.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в 2022 и 2023 годах при осуществлении градостроительной деятельности устанавливаются следующие особенности: срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

На основании п.1 постановления Правительства Самарской области от 20 мая 2022 года № 351 «Об установлении случаев утверждения проектов правил землепользования и застройки, внесения изменений в правил землепользования и застройки без проведения общественных обсуждений или публичных слияний», установлено, что в случае несоответствия правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, возникшего в результате внесения в такие генеральные планы изменений, утверждение проектов правил землепользования и застройки, внесения изменений в правила землепользования и застройки в 2022 году осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Таким образом, суд полагает, что принятие решения Думы городского округа Самара 27 декабря 2022 года № 265, направленное на приведение Правил землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом, без проведения публичных слушаний соответствует нормам действующего законодательства и не влечет за собой нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Суд полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением процедуры их принятия и порядка опубликования.

    Из материалов административного дела следует, что Вахрамов О.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 406 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул.Стара-Загора, д.249а. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 14 декабря 2016 года.

    В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе информационного обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара земельный участок с кадастровым номером , в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 года № 182 располагается в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный), по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 27 декабря 2022 года № 265 земельный участок находится в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3).

    В первоначальной редакции Правил застройки и землепользования в городе Самаре указанная территория находилась в зоне Ж-4, относилась к «территории многоэтажной застройки 5-9 этажей», согласно Генеральному плану.

Изменение зоны «территории многоэтажной застройки 5-9 этажей» на «зону застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный)» в отношении спорного земельного участка, внесенное в Генеральный план городского округа Самары Решением Думы г.о. Самары от 29 апреля 2022 года № 182, обусловлено необходимостью приведения функциональной зоны в соответствие с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09 января 2018 года № 10 «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 года № 793 раздел XIV.1)». Решение принято в целях приведения Генерального плана в соответствие с Требованиями к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в части уточнения наименования функциональных зон.

    Внесение изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре обусловлено необходимостью приведения зонирования в отношении спорного земельного участка в соответствие с Генеральным планом городского округа Самара.

    Поскольку Генеральным планом городского округа Самары функциональное назначение зоны установлено как «зона застройки среднеэтажными жилыми домами», то внесение изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, определяющее для земельного участка зону застройки среднеэтажными жилыми домами Ж-3, не противоречит ГрК РФ.

Кроме того, вид разрешённого использования земельного участка: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) является условно разрешённым в зоне Ж-3, что не лишает административного истца права использовать земельный участок в соответствии с его видом разрешенного использования.

    Генеральный план как документ долгосрочного планирования (часть 11 статьи 9 ГрК РФ) определяет назначение территорий, исходя из планов развития городского округа в целом, и может не соответствовать ее фактическому использованию и допускать ее потенциальное изменение.

Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования.

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса).

     В силу части 1 статьи 34 ГрК РФ при установлении границ территориальных зон сложившаяся планировка и существующее землепользование учитываются наряду с остальными факторами, в частности функциональными зонами и параметрами их планируемого развития, определенными генеральным планом соответствующего муниципального образования.

    В соответствии со статьями 30 ГрК РФ, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, вид разрешенного использования земельного участка определяется посредством процедуры градостроительного зонирования - установления правилами землепользования и застройки градостроительных регламентов для территориальных зон.

     В этой связи доводы представителя административного истца о том, что при утверждении оспариваемых нормативных правовых актов не был учтен вид разрешенного использования земельного участка административного истца, не могут быть приняты во внимание.

    Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца, в связи с этим суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

    Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Вахрамова Олега Геннадиевича к Думе городского округа Самара об оспаривании приложения № 2 Генерального плана г.о.Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы г.о.Самара от 29 апреля 2022 года № 182 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к функциональной зоне (существующей зоне) - Зона застройки среднеэтажными жилыми домами и об оспаривании приложения № 2 Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 в редакции решения Думы г.о.Самара от 27 декабря 2022 года № 265, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне - Зона застройки среднеэтажными жилыми домами Ж-3 отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2023.

Судья:                                 М.А.Панкова

3а-1218/2023 ~ М-569/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Самарской области
Вахрамов О.Г.
Ответчики
Дума городского округа Самара
Другие
Глава г.о. Самара
Департамент градостроительства городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация административного искового заявления
29.03.2023Передача материалов судье
29.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Подготовка дела (собеседование)
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.09.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.10.2023Судебное заседание
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее