Дело <№>
УИД <№>
Р Е Ш Е Н И Е
г.Котельнич 23 августа 2021 года
Судья Котельничского районного суда Кировской области Попов А.В.,
при секретаре Ветошкиной Е.С.,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Стариковой Н.Н., действующей на основании доверенности,
главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Котельничском районе БББ.,
рассмотрев жалобу председателя сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Искра» (далее по тексту СПК-колхоз «Искра») Гущина С.С. на постановление по делу об административном правонарушении <№> от <дд.мм.гггг> в отношении СПК-колхоз «Искра», ОГРН 1024300827000, ИНН 4313000060, юридический адрес: <адрес>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением по делу об административном правонарушении <№> от <дд.мм.гггг>, вынесенным начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе – главным государственным санитарным врачом по Арбажскому, Даровскому, Котельничскому, Орловскому, Свечинскому, Шабалинскому районам Кировской области юридическое лицо – СПК-колхоз «Искра» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, председатель СПК-колхоз «Искра» Гущин С.С. подал жалобу, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении <№> от <дд.мм.гггг> отменить, применив положения ст.2.9 КоАП РФ, ввиду малозначительности совершенного правонарушения СПК-колхоз «Искра». В обоснование жалобы указывает, что отредактированные программы производственного контроля качества и безопасности воды на артезианские скважины в <адрес> <дд.мм.гггг> переданы для согласования в Территориальный отдел Роспотребнадзора. Заявление об установлении санитарно-защитной зоны для промплощадок <№> будет подано после разработки проектов и получения на них экспертных и санитарно-эпидемиологических заключений. Согласно перечню документов предоставленного разработчиком проектов ООО «АРМ - сервис» ведется сбор документов, разработанный «Проект санитарно-защитной зоны для коровника на 500 голов беспривязного содержания с молочно - доильным блоком, расположенный по адресу: <адрес>, здание <№> - утвержден, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением от <дд.мм.гггг>.. «Проект предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для СПК колхоз «Искра» - разработанный в <дд.мм.гггг>, «Проект нормативов предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для промплощадки СПК колхоз «Искра, д.Клепиковы - разработанный в <дд.мм.гггг>, «проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ОНВ СПК колхоз «Искра» - разработанный в <дд.мм.гггг>, - имеют санитарно-эпидемиологические заключения. На момент проверки в складе <№> СПК колхоз «Искра» находилось семена зерна, данный склад используется для протравливания семенного материала перед посадкой. После окончания протравливания семенного материала склад обрабатывается, проветривается. Упакованные агрохимикаты в полиэтиленовых мешках (аммиачная селитра) временно находилась на асфальтированной площадке до момента подкормки многолетних трав. В настоящее время агрохимикаты использованы, территория прибрана. На территории ЗСК СПК колхоз «Искра», у здания весовой ЗСК покрышки использовались в качестве временного ограждения для внутрихозяйственного автотранспорта. В настоящее время данные покрышки убраны. Согласно приказу <№> от <дд.мм.гггг> назначено ответственное лицо за взятие отбора проб воды на исследование воды в прядке производственного контроля из разводящей сети СПК колхоз «Искра» на микробиологические и органолептические показатели. В <дд.мм.гггг> планируется заключение договоров подряда для устранения недостатков по отделке бытовых помещений. <дд.мм.гггг> программа производственного контроля за условиями труда работающих СПК колхоз «Искра» приведена в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям труда. Измерения неионизирующего излучения и ЭМП в РММ, и бригаде монтажников проводятся, что подтверждается протоколом <№> от <дд.мм.гггг>. Замеры неионизирующего излучения и ЭМП в тракторной бригаде <№> не проводились по причине отсутствия профессии электрогазосварщика на указанном участке. Согласно журналу выдачи направлений на предварительный медицинский осмотр работникам У., Б., ШШ. - <дд.мм.гггг> выдано направление для прохождения медицинского осмотра. Часть работников находится в декретном отпуске. ВВВ. – с <дд.мм.гггг> находится на больничном. У ЕЕ. согласно карте <№> специальной оценки условий труда нет обязательных требований в прохождении медосмотра. ЧЧ.(водитель), ПППП.(тракторист), ЛЛЛЛ.(водитель) – согласно приказу МЗРФ <№>-н от <дд.мм.гггг> прохождение медосмотра 1 раз в 2 года. Ж. (животновод) – не истек срок медицинского осмотра 1 раз в год. ТТТ. (сторож колбасного цеха) - согласно карте <№> специальной оценки условий труда нет обязательных требований о прохождении медосмотра. ТТ. (электрогазосварщик) - согласно п.4.2.1 приказа МЗРФ <№>-н от <дд.мм.гггг> прохождение медосмотра происходит 1 раз в 2 года, срок медицинского осмотра не истек. <дд.мм.гггг> оформлена заявка в КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ» о получении информации о вакцинации работников указанных в постановлении, в случае отсутствия прививок данные работники будут провакцинированы. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ <№> от <дд.мм.гггг> «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил» СП <дд.мм.гггг>-08 «Организация иммунопрофилатсгики инфекционных болезней» п.4.3, п.4.5 – личная медицинская книжка не является обязательной учетной формой для внесения профпрививок в соответствии с национальным календарем. В соответствии с п.4.3 СП 3.3.2367-08 «Организации иммунопрофилактики инфекционных болезней» - ведение учета поставленных работникам организаций прививок является обязательством лечебно-профилактической организации, а не обязанностью работодателя. Зооветработники, лица занятые предубойным содержанием скота, убоем, снятием шкур и разделкой туш, хранением, транспортировкой и первичной обработкой сырья животного происхождения - согласившиеся на прививку против сибирской язвы привиты, от 29 работников имеется письменный отказ. СПК колхоз «Искра» было подано заявление на оказание услуг по гигиенической подготовке и аттестации работников от <дд.мм.гггг> в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Котельничском районе, данное заявление было отклонено по причине проверки кооператива государственными органами. В настоящее время 39 работников указанных в постановлении проходят дистанционно гигиеническую подготовку и аттестацию.
В судебном заседании представитель СПК-колхоз «Искра» Старикова Н.Н. доводы жалобы поддержала, просила постановление по делу от <дд.мм.гггг> отменить, применив положения ст.2.9 КоАП РФ, прекратить дело ввиду малозначительности совершенного правонарушения, также пояснила, что допущенные нарушения существенным образом на охраняемые правоотношения не повлияли, не повлекли причинение существенного вреда.
В судебном заседании должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе БББ. возражала против удовлетворения жалобы, также пояснила, что в ходе проверки были выявлены нарушения, которые были зафиксированы, документы, приложенные к жалобе, не были предоставлены в ходе проверки, выявленные нарушения создают опасность санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и не могут быть признаны малозначительными.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно тексту обжалуемого постановления <дд.мм.гггг> в 10 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки в отношении СПК колхоз «Искра» установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, выразившееся в нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов и невыполнении санитарно-гигиенических мероприятий, допущенные СПК колхоз «Искра», а именно:
1) Представлены программы производственного контроля качества и безопасности воды на артезианские скважины: <№> (<адрес>), <№> (<адрес>), <№> (д.<адрес>), <№>, 61440(<адрес>), <№> (<адрес>) разработанные и согласованные в установленном порядке в 2020году, корректировка программ производственного контроля на соответствие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)» (далее по тексту СанПиН 2.1.3684-21), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и согласование программ производственного контроля в установленном порядке не проведено, что является нарушением ч.2.ст.32. Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Закон № 52-ФЗ);
2) При проведении анализа журнала регистрации решений СЗЗ Управления Роспотребнадзора по <адрес> установлено, что СПК колхоз «Искра» с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для промплощадок № <№> СПК колхоз «Искра» по адресу <адрес> в Управление Роспотребнадзора по Кировской области не обращался, разработанный «Проект санитарно-защитной зоны для коровника на 500 голов беспривязного содержания с молочно-доильным блоком Сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Искра», расположенного по адресу: <адрес> здание <№> (часть земельного участка 43:13:000000:210 с номером 43:13:000000:210/зу1)» в установленном порядке не утвержден, СЗЗ для строящегося коровника на 500 голов беспривязного содержания с молочно-доильным блоком Сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Искра», расположенного по адресу <адрес>, здание <№> (часть земельного участка 43:13:000000:210 с номером 43:13:000000:210/зу1) не установлена, что является нарушением п.2.1., п.2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", ст.ст.11, 39 Закона № 52-ФЗ;
3) «Проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для Сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоз «Искра» (разработан <дд.мм.гггг>), «Проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для промплощадки Сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза «Искра», расположенной по адресу: <адрес> (разработан в <дд.мм.гггг>), «Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ОНВ Сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза «Искра» (разработан в <дд.мм.гггг>), при проведении анализа реестра, выданных санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, размещенного на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Кировской области установлено, что санитарно-эпидемиологические заключения на данные проекты отсутствуют, что является нарушением ч.3 ст.20, ст.39 Закона № 52-ФЗ.
4) Допускается протравливание семян зерновых культур и хранение протравленных семян зерновых культур непосредственно в складе <№>СПК колхоза «Искра» для хранения зерна, что является нарушением п.282., п.283, п.284 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», ст.ст.11, 24, 25, 39 Закона № 52-ФЗ;
5) Допускается хранение агрохимикатов, а именно аммиачной селитры непосредственно на грунте на открытом пространстве, т. е не обеспечено хранение агрохимикатов в отдельных, выделенных для этих целей, помещениях и емкостях, что подтверждается фотоматериалами и является нарушением п.269 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», ст.ст.11, 39 Закона № 52-ФЗ.
6) На территории ЗСК СПК колхоз «Искра» имеет место складирование и хранение отходов 4 класса опасности – покрышек пневматических шин с металлическим кордом непосредственно у здания весовой ЗСК, что подтверждается фотоматериалами и является нарушением п.216. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)» (далее по тексту СанПиН 2.1.3684-21), ст.ст.11, 39 Закона № 52-ФЗ;
7) Представлены протоколы исследования воды в порядке производственного контроля из разводящей сети СПК колхоз «Искра» на микробилогические и органолептические показатели от 02.06.2021 года, кратность исследования воды на микробилогические и органолептические показатели из разводящей сети СПК колхоз «Искра» не соответствует требованиям п.77 раздела 5 СанПиН 2.1.3684-21, ст.ст.11, 32, 39 Закона №52-ФЗ;
8) Отделка бытовых помещений производственных объектов СПК колхоз «Искра» не соответствует требованиям действующих санитарных правил, а именно в санитарных узлах административного здания СПК колхоз «Искра» на 1-ом и 2-ом этажах по адресу <адрес>, имеются дефекты отделки стен – местами стерлась краска, местами на стенах отпал штукатурный слой, Кардаковская МТФ – отделка санитарно-бытовых помещений имеет дефекты, отделка помещений не имеет покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, Зайцевская МТФ – имеются дефекты отделки
пола в санузле, что не позволяет проводить качественно ежедневную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств и является нарушением п.8.13 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», ст.11, 24, 25, 39 Закона № 52-ФЗ;
9) В программе производственного контроля за условиями труда работающих в СПК колхоз «Искра» отсутствует информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами (перечень технологических процессов при которых используются канцерогенные вещества (с указанием их наименования); количество лиц, непосредственно контактирующих с данным веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин) с указанием профессий), а именно в программе ПК в графе «Производственный фактор» указано аэрозоли преимущественно фиброгенного действия без конкретизации, в программе ПК в графе «Точка отбора проб» (наименование рабочего места)» указаны не все рабочие места, имеющие контакт с канцерогенными факторами, так отсутствует информация о точках отбора на рабочих местах в зерносушильном складе, стоянке сельхозтехники, автогараже, автозаправочной станции, что является нарушением п.4.35. СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", ст.ст.11, 39 Закона № 52-ФЗ;
10) Контроль параметров микроклимата в точках, определенных программой производственного контроля, проводится реже, чем 1 раз в год, в 2020году не проводились замеры микроклимата в СТФ, деловом дворе, что не соответствует п.2.7. СП2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», ст.ст.11, 39 Закона № 52-ФЗ;
11) Производственный контроль за биологическим фактором на деловом дворе с периодичностью 1 раз в год не проводится, что является нарушением п.2.8. СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», ст.ст.11, 39 Закона №52-ФЗ;
12) Не все рабочие места, указанные в программе охвачены производственным контролем, а именно не проводятся измерения неионизирующего излучения и ЭМП в РММ, на тракторном стане № 3 и бригаде монтажников с периодичностью 1 раз в год. Не проведены замеры ЭМП от ПЭВМ и инфразвук в колбасном цехе с периодичностью 1 раз в год и т.д., что является нарушением п.2.8. СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», ст.ст.11,. 39 Закона №52-ФЗ;
13) У 19 сотрудников отсутствует отметка о прохождении медицинского осмотра, либо с даты последнего медицинского осмотра прошло более 1 года- ББ. - свиновод, ДДДД. - животновод, ВВВ. - ветеринарный фельдшер, ЕЕ. - главный агроном, У. - животновод, ККККК., ЧЧ.- водители, Е., Б. - животноводы, ПППП.- тракторист, Ж. - животновод, ТТ. - электрогазосварщик, Н., ШШ. - животноводы, ТТТ. - сторож колбасного цеха, АА. - животновод, ЛЛЛЛ. - водитель, что не соответствует п.1 ст. 34 Закона № 52-ФЗ, СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» раздел 7;
14) У 26 сотрудников отсутствуют сведения о всех профилактических прививках: ГГ. - оператор комплекса, ТТ. - электрогазосварщик. ЗЗЗЗ. - животновод, О. - оператор комплекса, П. - животновод, ННННН. – оператор молокохранилища, М. - оператор машинного доения, ЩЩЩ. -оператор машинного доения, Д. - животновод, Н. - оператор машинного доения, Ю. оператор машинного доения, Ц. - животновод, ЛЛЛ, - животновод, КК. - электрогазосварщик, ЗЗЗ. - оператор животноводческого комплекса, Я.- оператор по осеменению, ТТТТ.- животновод, ЩЩЩЩ.- животновод, ШШШШ.- оператор комплекса, ЖЖЖ.- животновод, животноводов – Ч., ССС., МММ., РР., ГГГГГ., А. - оператор машинного доения, что не соответствует п.2 ст.17 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст.35 Закона №52-ФЗ;
15) Не привиты против дифтерии и столбняка 64 человека: животноводы- ПП., ЖЖЖ., Х., ССС., МММ., РР., ГГГГГ., А., Ч., Ш., ТТТТ., ЩЩЩЩ., ПППППП., Д., Ц., ЛЛЛ,, ИИ., П., ППППП., ГГГГ., ДДДД., ДДД., З., НННН., Р., РРРРР., ЩЩЩЩЩ., ШШШ.; операторы животноводческого комплекса - ШШШШ., ЗЗ., ГГ.; оператор по осеменению -Я.; операторы машинного доения - ЩЩЩ., М., Н., Ю., ААА., ГГГ., Э., ЖЖЖЖ., ККККК., ЛЛЛЛЛ., НН., С., Т.ШШШШШ.; тракторист- ПППП.; водители- ЛЛЛЛ., Л.; ветфельдшер- БББББ., электрогазосварщики - КК., ТТ.; сторож колбасного цеха - ТТТ., оператор молокохранилища - ННННН.; оператор комплекса - О., ветеринарный врач - ААААА., свиновод ББ., лаборант ЕЕЕ., племучетчик - И., слесарь - ММ., начальники участков - РРР., СССС.;
16) Не привиты против кори 37 сотрудников: животноводы- ИИ., В., П., Д., ТТТТ., ЩЩЩЩ., ЖЖЖ., Х., МММ., РР., ГГГГГ., Р.;электрогазосварщики – КК.,ТТ.; оператор комплекса - О., оператор молокохранилища - ННННН.; главный ветеринарный врач - К., операторы машинного доения - ЩЩЩ., М., Н., ППП., ККК., А., ККККК., НН.; оператор молокохранилища - Ю.; зоотехник - МММММ., оператор по осеменению - Я., слесари - РРРР., ММ.; оператор животноводческого комплекса - ММММ.; оператор молокопровода - Щ., что не соответствует п.2 ст.17 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст.35 Закона №52-ФЗ;
17) Не представлена информация о выполнении прививок против сибирской язвы (зооветработники; лица, занятые предубойным содержанием скота, убоем, снятием шкур и разделкой туш, сбор, хранение, транспортировка и первичная обработка сырья животного происхождения; при выполнении с/х работ, строительных и др. работ, о вакцинации против бешенства (ветеринарные работники, лица выполняющие работы по содержанию животных);
18) У 35 работников СПК колхоз «Искра» отсутствует отметка о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации: ветеринарный врач - ББББ., операторы машинного доения: ЖЖ., ККК., А., ППП., М., ННН., Г., ААА., ББ., ГГГ., ВВ., Е., КККК., НН., ШШШШШ., С.; животноводы - ШШ.ПППППП., ППППП., ДДДД., ЛЛ., ЩЩ.; слесарь- РРРР.; сторож колбасного цеха - ТТТ.; электрогазосварщик- ТТ., операторы молокохранилища - Ф., АААА.; тракторист - ПППП.; ветеринарные врачи – ААААА., ИИИИ.; зоотехник - ДД., главный агроном - ЕЕ., лаборант - ЕЕЕ.; начальник участка - СССС., что не соответствует ст.36 Закона №52-ФЗ.
Диспозиция ч.1 ст.6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно п.1 ст.2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.11 Закона № 52-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п.3 ст.20 Закона № 52-ФЗ нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Согласно ст.24 Закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ст.25 Закона № 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно ст.32 Закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Согласно с п.2 ст.32 Закона № 52-ФЗ производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п.п.1, 5 ст.34 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно ст.35 Закона № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно ст.36 Закона № 52-ФЗ гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются: в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных организациях; при получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования посредством включения в образовательные программы разделов о гигиенических знаниях; при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Согласно п.3 ст.39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.2 ст.17 Федерального закона от 17.09.1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат регистрации в медицинских документах и сертификатах профилактических прививок. Порядок регистрации профилактических прививок, поствакцинальных осложнений, оформления отказа от профилактических прививок, а также формы медицинских документов и сертификата профилактических прививок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74 утверждены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее по тексту СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и П класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с п.2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно- защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п.1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Согласно п.77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Согласно п.216 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 года № 40 утверждены СП 2.2.3670-20 «Санитарно-гигиенические требования к условиям труда» (далее СП 2.2.3670-20).
Согласно п.4.35 СП 2.2.3670-20 информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами (перечень технологических процессов при которых используются канцерогенные вещества (с указанием их наименования); количество лиц, непосредственно контактирующих с данным веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин) с указанием профессий), должна быть указана в программе производственного контроля.
Согласно п.282 СП 2.2.3670-20 помещения протравливания, упаковки и хранения протравленных семян (центры протравливания, заводы) оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией и (или) местными аспирационными устройствами на рабочих местах.
Согласно п.283 СП 2.2.3670-20 протравливание семян путем ручного перелопачивания и перемешивания запрещается.
Согласно п.284 СП 2.2.3670-20 для хранения протравленных семян должны предусматриваться специальные помещения. Не допускается хранение протравленных семян насыпью на полу
и площадках.
Согласно п.2.7 СП 2.2.3670-20 номенклатура, объем и периодичность контроля за соблюдением гигиенических нормативов по уровням микроклимата, освещенности, шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, ультразвука, электромагнитного излучения, лазерного излучения, ультрафиолетового излучения, тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах устанавливается хозяйствующими субъектами с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания в случаях, если указанные факторы идентифицированы на рабочих местах в ходе проведения специальной оценки условий труда и/или ранее проведенного производственного лабораторного контроля, а их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам, а также после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда. Контроль параметров микроклимата должен осуществляться не реже 1 раза в год.
Согласно п.2.8 СП 2.2.3670-20 производственный контроль за биологическим фактором при использовании биологических агентов в производственных процессах осуществляется хозяйствующими субъектами в зависимости от классов чистоты помещений, определенных гигиеническими нормативами, но не реже 1 раза в год.
Согласно п.8.13 СП 2.2.3670-20 полы, стены и оборудование гардеробных, умывальных, душевых, туалетов, кабин для личной гигиены женщин, ручных и ножных ванн должны иметь покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств.
Согласно п.269 СП 2.2.3670-20 хранение пестицидов и агрохимикатов обеспечивается в отдельных, выделенных для этих целей, помещениях и емкостях.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 года № 65 утверждены СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (далее СП 3.1/3.2.3146-13).
Разделом 7 СП 3.1/3.2.3146-13 установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). В случае ухудшения эпидемиологической обстановки по инфекционным болезням, возникновения угрозы распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения, в том числе связанной с формированием эпидемических очагов с групповой заболеваемостью, внеочередные медицинские осмотры проводятся на основании предписаний органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации. Работники, не прошедшие обязательный медицинский осмотр, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, а также при наличии медицинских противопоказаний не допускаются руководителем юридического лица и индивидуальным предпринимателем к исполнению ими трудовых обязанностей. Ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр, возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности работник может быть признан временно или постоянно непригодным к выполнению отдельных видов работ по состоянию здоровья. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету в медицинских организациях, осуществляющих медицинское обслуживание работников, а также в органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в установленном порядке. В случае выявления у работника при проведении предварительного или периодического медицинских осмотров острого инфекционного заболевания данный работник не допускается к работе до выздоровления. Основанием для допуска к работе служит справка врача о выздоровлении, выданная в соответствии с действующими методическими документами в зависимости от перенесенного заболевания. В случае выявления у работника хронического инфекционного заболевания или носительства возбудителя инфекционного заболевания вопрос об отстранении от работы решается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что программа производственного контроля качества и безопасности воды на артезианских скважинах, скорректированная с учетом изменений законодательства, представлена на согласование 15.07.2021 года, то есть после проведения проверки, тем самым пункт 1 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) вменен обоснованно.
Санитарно-защитные зоны в отношении промплощадок №№ 1-6 и коровника на 500 голов не установлены, санитарно-эпидемиологические заключения не получены, у СПК «Искра» имеется только на строящийся коровник, то есть пункт 2 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) вменен обоснованно.
У СПК колхоза «Искра» имеются санитарно-эпидемиологические заключения по «проектам нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» для промплощадок №№ 1-6, то есть пункт 3 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) подлежит исключению из обжалуемого постановления, при этом доводы БББ. что при проверке указанные документы не были представлены работниками колхоза, не влияют на данное решение суда, поскольку данные санитарно-эпидемиологические заключения были выданы <дд.мм.гггг> и <дд.мм.гггг> самим проверяющим органом.
СПК колхоз «Искра» допущено протравливание семян зерновых культур и их хранение в складе № 3, то есть в помещении, не оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией и местными аспирационными устройствами на рабочих местах, то есть пункт 4 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) вменен обоснованно.
СПК колхоз «Искра» допустил хранение агрохимикатов (аммиачной селитры) на открытом пространстве, на грунте, а не в отдельно выделенных для этих целей помещениях и емкостях, то есть пункт 5 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) вменен обоснованно.
СПК колхоз «Искра» допустил складирование и хранение отходов 4 класса опасности – покрышек пневматических шин с металлическим кордом у здания весовой ЗСК, а не в специально оборудованных местах накопления отходов, при этом доводы о том, что покрышки использовались для ограждения движения транспорта не принимаются судом во внимание, поскольку фактически ограждения из отработанных покрышек означает их складирование и хранение не в специально оборудованных местах, то есть пункт 6 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) вменен обоснованно.
Не соблюдается кратность исследования воды из разводящей сети СПК колхоз «Искра» на микробиологические и органолептические показатели, с чем согласилась в судебном заседании представитель Старикова Н.Н., то есть пункт 7 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) вменен обоснованно.
В отделке бытовых помещений и санитарных узлов зданий СПК колхоз «Искра» имеются дефекты, не позволяющие проводить качественную ежедневную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств, факт данных нарушений в судебном заседании представителем юридического лица не оспаривался, согласно тексту жалобы запланирован ремонт помещений, в связи пункт 8 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) вменен обоснованно.
Согласно тексту обжалуемого постановления программа производственного контроля за условиями труда работающих в СПК колхозе «Искра» отсутствует информация о наличии факторов производственной среды, обладающих канцерогенными свойствами, количестве лиц, контактирующих с данными веществами и занятых в соответствующих технологических процессах, однако к жалобе приложена измененная программа производственного контроля, утвержденная <дд.мм.гггг>, то есть до проведения проверки, тем самым пункт 9 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) подлежит исключению из обжалуемого постановления.
Не производится контроль параметров микроклимата в СТФ, деловом дворе, не проводится производственный контроль за биологическиим фактором на деловом дворе, что подтвердила представитель юридического лица Старикова Н.Н. в судебном заседании, то есть пункт 10 и пункт 11 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) вменены обоснованно.
Согласно тексту обжалуемого постановления не все места, указанные в программе охвачены производственным контролем, однако согласно представленным документам <дд.мм.гггг> измерения неионизирующего излучения в РММ, в бригаде монтажников проведены, измерения на тракторном стане № 3 не проводятся из-за отсутствия должности электрогазосварщика, при этом доводы представителя Роспотребнадзора БББ. о том, что работы по сварке могут проводиться на тракторном стане № 3, имеющимися в деле материалами не подтверждены, тем самым пункт 12 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) подлежит исключению из обжалуемого постановления.
Согласно тексту обжалуемого постановления в ЛМК у 19 сотрудников отсутствуют сведения о прохождении медицинского осмотра, либо с даты последнего медосмотра прошло более одного года, однако согласно представленным в суд материалам лица, не прошедшие своевременно медосмотр, находятся в отпусках по уходу за ребенком либо на больничном (ВВВ.), либо срок предыдущего медосмотра не истек, а животноводы У., Б. и ШШ. направлены для прохождения ежегодного медосмотра, то есть пункт 13 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) подлежит исключению из обжалуемого постановления.
Согласно тексту обжалуемого постановления в ЛМК 26 сотрудников отсутствуют сведения о профилактических прививках, однако норма ст.6.3 ч.1 КоАП РФ является «бланкетной», указанные в постановлении правовые нормы п.2 ст.17 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст.35 Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не содержат требований к хозяйствующим субъектам о необходимости ведения учета профилактических прививок в ЛМК, то есть пункт 14 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) подлежит исключению из обжалуемого постановления.
Согласно тексту обжалуемого постановления не привиты против дифтерии и столбняка 64 человека, против кори 37 человек, при этом прививки от указанных заболеваний включены в национальный календарь прививок, утвержденный приказом Минздрава России № 125н от 21.03.2014 года(Приложение № 1 и приложение № 2), тот факт, что работникам предприятия предлагалось сделать данные прививки, материалами дела не подтвержден, то есть пункт 15 и пункт 16 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) вменены обоснованно.
Согласно тексту обжалуемого постановления не представлена информация о выполнении прививок против сибирской язвы у работников СПК колхоза «Искра», однако согласно представленным в суд материалам лица подлежащие вакцинации либо привиты, либо написали письменный отказ от медицинского вмешательства, то есть пункт 17 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) подлежит исключению из обжалуемого постановления.
Согласно тексту обжалуемого постановления у 35 работников колхоза отсутствует отметка о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, что подтвердилось в судебном заседании, доводы представителя юридического лица Стариковой Н.Н. о том, что <дд.мм.гггг> была направлена заявка на оказание услуг по гигиенической подготовке и аттестации работников, суд не принимает во внимание, поскольку данные действия были выполнены после проведения проверки, то есть пункт 18 обжалуемого постановления(нумерация согласно тексту данного решения) вменен обоснованно.
Таким образом, нарушения, указанные в пунктах 3, 9, 12, 13, 14, 17 подлежат исключению в полном объеме из предъявленного обвинения, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Остальные нарушения подтверждаются исследованными материалами дела и были установлены в ходе проверки, при этом фактически не отрицаются представителем юридического лица, привлекаемого к ответственности.
Вина юридического лица СПК-колхоз «Искра» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, с учетом исключения части вменяемых нарушений подтверждается распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 24.05.2021 года № 0577, протоколом об административном правонарушении № 150 от 09.07.2021 года, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 29.06.2021 года № 0577-3, экспертным заключением № 03-214-2021-ГЗ, фототаблицей.
Частью 1 ст.2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как установлено в судебном заседании <дд.мм.гггг> в 10 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки в отношении СПК колхоз «Искра» выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов и невыполнении санитарно-гигиенических мероприятий, допущенные СПК колхоз «Искра».
Таким образом, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Федяева И.Н. обоснованно признала с учетом изменения объема предъявленного обвинения в действиях юридического лица СПК-колхоз «Искра» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, то есть нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При этом в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 25.02.2014 года № 4-П, материальный (экономический) статус привлекаемого к ответственности юридического лица, либо добровольное устранение негативных последствий правонарушения не могут служить основанием для признания его малозначительным.
Таким образом, учитывая, что выявленные нарушения создают существенную угрозу охраняемым законом правоотношениям, относятся к нарушениям, посягающим на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, учитывая количество выявленных нарушений, исходя из характера и обстоятельств совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ, поскольку данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, суд считает обоснованным назначение юридическому лицу СПК колхоз «Искра» наказания в виде административного штрафа.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 года № 11-П санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В данном случае назначение административного штрафа даже в минимальном размере в соответствии с санкцией статьи (10000 рублей) является соразмерным обстоятельствам совершения правонарушения. Таким образом, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Федяева И.Н. обоснованно пришла к выводу об отсутствии оснований для применения ст.ст.3.4, 4.1.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения.
При рассмотрении административного материала в отношении юридического лица – СПК-колхоз «Искра» начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Федяевой И.Н. не было допущено нарушений, касающихся процедуры рассмотрения административного материала, в постановлении приведен анализ доказательств, которые были исследованы, при этом в принятом решении с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения, смягчающих и отягчающих обстоятельств, назначено минимально возможное наказание в пределах санкции ч.1 ст.6.3 КоАП РФ. Учитывая, что юридическому лицу было назначено минимальное наказание в виде штрафа, несмотря на то, что часть нарушений по результатам рассмотрения жалобы была исключена из обжалуемого постановления, оснований для снижения размера назначенного наказания не имеется.
При таких обстоятельствах постановление <№> от <дд.мм.гггг> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – СПК колхоз «Искра» подлежит частичному изменению, а жалоба частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу председателя СПК-колхоз «Искра» Гущина С.С. удовлетворить частично.
Исключить из постановления начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Котельничском районе Федяевой И.Н. <№> от <дд.мм.гггг> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – СПК колхоз «Искра» нарушения, указанные в пунктах 3, 9, 12, 13, 14, 17(нумерация согласно тексту данного решения) постановления <№> от <дд.мм.гггг>.
В остальной части постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Котельничском районе Федяевой И.Н. <№> от <дд.мм.гггг> оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии с подачей жалобы через Котельничский районный суд Кировской области.
Судья Котельничского районного суда
Кировской области А.В. Попов