Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-987/2024 ~ М-234/2024 от 12.02.2024

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                             20 мая 2024 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Канюшевой О.А.,

с участием прокурора Колчиной Е.Е.,

представителя административного истца Кияйкина А.В.,

представителя заинтересованного лица Харуновой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-987/2024 по административному исковому заявлению Симонова Виталия Владимировича об оспаривании в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год» (далее по тексту - Перечень на 2022 год) опубликован и размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» (далее по тексту – Перечень на 2023 год) опубликован и размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год» (далее по тексту – Перечень на 2024 год) опубликован и размещен 03.11.2023 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и 07.11.2023 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Пунктом 8492 в Приложение № 1 к Перечню на 2022 год, пунктом 8364 в Приложение № 1 к Перечню на 2023 год, пунктом 8175 в Приложение № 1 к Перечню на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Симонов В.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что является собственником здания с кадастровым номером , включенного в оспариваемые Перечни. Из сведений, содержащихся в ЕГРН, здание и земельный участок под ним не соответствуют критериям объектов недвижимости в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса РФ. Часть здания, площадью 631,7 кв.м, фактически используется арендатором ООО «ПневмоСтройСервис» для производства изделий из вулканизированной резины и под склад. Осмотр здания для установления фактического использования на момент формирования и утверждения оспариваемых в части Перечней министерством имущественных отношений не проводился. Включение объекта в Перечни нарушает права и законные интересы собственника, поскольку объект не используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.

В судебном заседании представитель административного истца Кияйкин А.В., действующий на основании доверенности, просил заявленные требования с учетом уточнений удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив о допущении в административных исках орфографической ошибки в части указания адреса расположения объекта, верным считать улица Борковская. Рассматриваемое здание было реконструировано до приобретения Симоновым В.В., объект не соответствует техническому паспорту. Проведенная реконструкция не легализована.

Представитель заинтересованного лица администрации г.о.Тольятти Самарской области Харунова Ю.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленные требования удовлетворению не подлежат. Согласно акту осмотра здание используется для оказания бытовых услуг, по экспликации технического паспорта площадь помещений, назначением под баню и торговый зал, превышает 20% от площади здания. Здание соответствует критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, а дело просит рассмотреть по существу в отсутствие представителя. В обосновании позиции административный ответчик указывает, что согласно сведениям, полученным из ЕГРН, в указанные Перечни было включено нежилое здание с кадастровым номером , имеющее наименование «здание автосалона», расположенное на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации здания блока вспомогательных помещений, пункта предпродажной подготовки, здания автосалона». Данные обстоятельства предполагают размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, министерство правомерно включило рассматриваемое здание в Перечни в соответствии с п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Мероприятий по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером в 2021-2022 годах министерством не проводилось, решения об исключении объекта из Перечней, в том числе на 2022-2023 годы, не принимались.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление оставить без удовлетворения, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,

- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),

- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).

Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).

В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 № 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:

сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);

документы технического учета (инвентаризации);

акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.

В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.

В пункт № 8492 Приложения № 1 к Перечню на 2022 год в пункт № 8364 Приложения № 1 к Перечню на 2023 год, пунктом 8175 Приложения № 1 к Перечню на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности административному истцу Симонову В.В., на основании п.4 ст. 378.2 НК РФ.

Согласно аналитической информации, предоставленной ППК Роскадастр от 18.04.2024,

- по состоянию на 22.10.2021, на 08.11.2022, на 03.11.2023 в ЕГРН содержатся сведения о здании с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 1354,5 кв.м, назначение - нежилое, наименование - здание автосалона. Информация об ограничении прав и обременениях в виде аренды/субаренды, соглашения и дополнительные соглашения, а также сведения о помещения в здании ЕГРН отсутствуют.

- по состоянию на 22.10.2021, на 08.11.2022, на 03.11.2023 в ЕГРН содержатся сведения и земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> вид разрешенного использования –для дальнейшей эксплуатации здания блока вспомогательных помещений, пункта предпродажной подготовки, здания автосалона. Земельный участок поставлен по заявлению о постановке на государственный кадастровый учет на основании межевого лана от 14.04.2011.

Согласно содержащемуся в ЕГРН договору аренды части земельного участка № 01/07/3 от 01.07.2023, заключенного между Симоновым В.В. и Алексаняном А.А., последний принял во временное возмездное владение и использование часть земельного участка, площадью 463 кв.м, с кадастровым номером по адресу: <адрес>, для размещения объектов дорожного сервиса, сроком на 10 лет.

Из технической документации, составленной и представленной по запросам суда МП г.о. Тольятти «Инвентаризатор» и ППК Роскадастр, <данные изъяты>» по адресу: <адрес>, общей площадью 1354,5 кв.м, по состоянию на 21.02.2000 по экспликации к плану включало помещения назначением:

- цокольный этаж – коридор, узел управления, склад, вент.камера, подсобное, эл.щитовая, бильярдная, пульт управления, сан.узел, душевая, сауна (площадь 11,5 кв.м), бассейн (площадь 83,8 кв.м), комната отдыха, раздевалка,

- первый этаж - кабинет, подсобное, коридор, сан.узел, туалет, комната гигиены, хранилище, комната охраны, тамбур, торговый зал (площадь 323,8 кв.м), комната кассиров (площадь 93,7 кв.м).

Из анализа технической документации рассматриваемого объекта следует, что в здании имеются помещения торгового назначения общей площадью 417, 5 кв.м (торговый зал площадью 323,8 кв.м, комната кассиров площадью 93,7 кв.м), помещения для оказания бытовых услуг общей площадью 95,3 кв.м (сауна площадью 11,5 кв.м, бассейн площадью 83,8 кв.м).

Таким образом, по данным технического (инвентаризационного) учета в здании с кадастровым номером совокупность площадей, занятых объектами бытового обслуживания и торговли составляет 512,8 кв.м или 37,8% от общей площади здания (1354,5 кв.м).

Наличие в здании помещений с наименованием «кабинет», не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов, так как термины «кабинет» и «офис» не тождественны.

Таким образом, судом установлено, что рассматриваемое здание по сведениям ЕГРН расположено на земельном участке с видом разрешенного использования и фактически используемого с 01.07.2023 в целях торговли и оказания бытовых услуг. По технической документации более 20% общей площади помещений здания предназначено для торговли и предоставления бытовых услуг.

Суд признает голословным довод представителя административного истца о проведении в здании реконструкции/перепланировки, поскольку письменным доказательствам не подтверждено. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что собственник здания при приобретении объекта, проявляя должную осмотрительность, согласился с характеристиками предмета сделки, отраженными в ЕГРН и технической документации.

Административным истцом представлены в материалы дела договор аренды № АН 16/09/5 от 16.09.2022, заключенный между ИП Симонов В.В. и ООО «ПневмоСтройСервис», по которому последний арендует нежилые помещения, общей площадью 631,7 кв.м, по адресу: <адрес>, для целей использования: производства изделий из вулканизированной резины и под склад.

Согласно информации УФНС России по Самарской области по адресу рассматриваемого объекта с кадастровым номером зарегистрирована контрольно-кассовая техника <данные изъяты>. место установки <данные изъяты> <данные изъяты>. место установки «<данные изъяты> ИП Симоновым В.В. место установки <данные изъяты> <данные изъяты> место установки «бухгалтерия», <данные изъяты>

УФНС России по Самарской области на запрос суда, инициированный администрацией г.о. Тольятти, сообщило об отсутствии в составе регистрационного дела ИП Лосинского М.О. договор аренды.

Мероприятия по определению вида фактического использования здания с кадастровым номером на дату утверждения Перечней на 2022-2024 годы административным ответчиком или иными уполномоченными организациями не проводились.

Представленный заинтересованным лицом администрацией г.о. Тольятти акт осмотра от 06.03.2024 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , используемого под офисы <данные изъяты> площадью 701,3 кв.м, <данные изъяты> <данные изъяты> площадью 239,2 кв.м, станция технического обслуживания легковых автомобилей, площадью 265,3 кв.м, судом не принимается в качестве доказательств по делу, поскольку составлен после принятия и формирования оспариваемых в части Перечней на 2022-2024 годы.

С учетом установленных обстоятельств, а именно документов технического учета (инвентаризации) нежилое здание с кадастровым номером площадью помещений более 20% предназначено для использования в целях объектов бытового обслуживания, торговли, и правомерно в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ включено в оспариваемые Перечни на 2022-2024 годы.

Позиция административного истца, изложенная в административном иске, о том, что по сведениям ЕГРН и при отсутствии актов осмотра фактического использования рассматриваемый объект не относится к объектам, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, судом во внимание не принимается, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402 по технической документации, виду разрешенного использования земельного участка данное здание подпадает под критерии, предусмотренные ст. 378.2 НК РФ.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что на момент утверждения и принятия оспариваемых нормативных правовых актов рассматриваемое здание отвечало установленным законодательством условиям, позволяющим отнести его к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость. Несоответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов закону, имеющему большую юридическую силу, судом не установлено. Оснований для удовлетворения заявленных требований судом не усматривается.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

отказать Симонову Виталию Владимировичу в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации в части включения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 31.05.2024.

Судья:                             И.А. Щетинкина

3а-987/2024 ~ М-234/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Симонов В.В.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Конкурсный управляющий Маслов Алексей Юрьевич
Кияйкин А.В.
Администрация г.о.Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
13.02.2024Передача материалов судье
12.02.2024Регистрация административного искового заявления
13.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
13.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее