Дело <№ скрыт>
УИД: 05RS0<№ скрыт>-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 13 февраля 2024 года
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Рашидова М.А.,
при секретаре – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ахты гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> к администрации СП «сельсовет Рутульский» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> (далее - ТОУ Роспотребнадзора по РД) обратился в суд с данным исковым заявлением, указывая, что в ходе проведения санитарно-гигиенического обследования по поручению ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> от 30.08.2023г. <№ скрыт> Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес скрыт> в <адрес скрыт>» актом санитарно-гигиенического обследования от 30.08,2023 г. установлены нарушения требований законодательства при реализации администрацией СП "Сельсовет Рутульский" <адрес скрыт> Республики Дагестан полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории селения <адрес скрыт>. Так, в нарушение положений п.З Санитарных правил СанПиН 2.1.368421 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" не обустроены контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов по следующим адресам: контейнерная площадка по адресу: <адрес скрыт> по трассе Магарамкент-Рутул (географические координаты: 41.53023, 47.48008) установлен 1 контейнер без организованной контейнерной площадки, а именно без твердого основания, без ограждения, контейнер размещен на проезжей части улицы. На территории <адрес скрыт> нет организованных контейнерных площадок. Реализация предусмотренных п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона <№ скрыт>- ФЗ и п. 4 ст. 8 Закона №89-ФЗ полномочий на территории селения Киче отнесена к компетенции администрации СП «Сельсовет Рутульский». Выявленные нарушения законодательства не обеспечивают защиту гарантированного ст. 42 Конституцией российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона. Просит возложить на администрацию СП «Сельсовет Рутульский» обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда привести в соответствие с СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" контейнерную площадку (контейнеры), расположенную по адресу: <адрес скрыт> (географические координаты: 41.53023, 47.48008); на территории <адрес скрыт> организовать контейнерные площадки в соответствии с территориальной схемой.
Представитель истца и представитель ответчика, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, письменные ходатайства не заявили, в связи с чем суд признает их неявку связанной с причинами неуважительного характера и считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства от 30.06.2004г. <№ скрыт> «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» данный орган является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно п. 7 ч. 4 ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. <№ скрыт>, государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положением ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт>- ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов-складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра - мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 2). Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской федерации, а также на межселенной территорий (п. 3).
Таким образом, реализация предусмотренных п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона <№ скрыт>- ФЗ и п. 4 ст. 8 Закона №89-ФЗ полномочий на территории селения Киче отнесена к компетенции администрации СП «сельсовет Рутульский», к которому относится данное село.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 22 Ф Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28.01.2021г. утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21 (далее по тексту - Санитарные правила).
В соответствии с п. 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее-населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки. Также расстояние от контейнерных площадок и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 Санитарных правил).
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения санитарно-гигиенического обследования по поручению ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> от 30.08.2023г. <№ скрыт> Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес скрыт> в <адрес скрыт>» актом санитарно-гигиенического обследования от 30.08,2023 г. установлены нарушения требований законодательства при реализации администрацией СП "Сельсовет Рутульский" <адрес скрыт> Республики Дагестан полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории селения <адрес скрыт>, о чем составлен акт санитарного обследования.
Актом санитарного обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что контейнерная площадка по адресу: <адрес скрыт> по трассе Магарамкент-Рутул (географические координаты: 41.53023, 47.48008) установлен 1 контейнер без организованной контейнерной площадки, а именно без твердого основания, без ограждения, контейнер размещен на проезжей части улицы. На территории <адрес скрыт> нет организованных контейнерных площадок. Контейнера для сбора твердых отходов не имеет крышку. Вывоз ТБО в летний период года не осуществляется ежедневно. Не проводят промывку и дезинфекцию контейнера. Контейнерная площадка, расположенная по вышеуказанному адресу, не соответствуют требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Какие-либо доводы и доказательства в опровержение доводов иска в соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиком суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрацией СП «сельсовет Рутульский» нарушаются требования действующих санитарных правил.
В связи с этим, иск ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> к администрации СП «сельсовет Рутульский» являются обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24, 51 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.ст.46,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░ ░░░░░> ░ <░░░░░ ░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░:
- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░.░░.░░░░-21 "░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: 41.53023, 47.48008);
- ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.