Судья: Ежов И.М. ело № 33а-102/2020 (33а-15293/2019)
УИД: 63RS0029-02-2019-007344-76
Дело № 2а-8429/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 января 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Лазаревой М.А., Тукмакова П.А.,
при помощнике – Латыповой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Белякова Г.Л. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 сентября 2019 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Белякова Г.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России №2 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Белякову Г.Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015г. в размере 20 028 руб. и пени в размере 38, 72 руб., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность не погашена. Выданный судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика. На момент подачи административного иска задолженность по транспортному налогу за 2015г. не оплачена.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 сентября 2019 г. административное исковое заявление МИФНС России №2 по Самарской области удовлетворено. С Белякова Г.Л. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015г. в размере 20 028 руб., пени по транспортному налогу на сумму задолженности в размере 38,72 руб., всего 22 066,72 руб., а также в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 802 руб.
В апелляционной жалобе Беляков Г.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неверный расчет недоимки по транспортному налогу за 2015г.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, МИФНС России №2 по Самарской области представила возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии Беляков Г.Л. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель МИФНС России №2 по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в её отсутствии.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что административному ответчику начислен транспортный налог за 2015г. в размере 44 661 руб., в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения: транспортных средств: <данные изъяты>, г/н №; <данные изъяты>, г/н №; <данные изъяты>, г/н №, <данные изъяты>, г/н №.
В адрес Белякова Г.Л. направлено налоговое уведомление №79382409 от 29 сентября 2016 г. со сроком уплаты до 01 декабря 2016 г. (л.д.20).
В связи с поступлением сведений о снятии 30 августа 2014 г. с учета транспортного средства <данные изъяты>, г/н№, с регистрационного учета, МИФНС России №2 по Самарской области произведен перерасчет транспортного налога за 2015г. по налоговому уведомлению №79382409 от 29 сентября 2016 г. в рамках ОКТМО.
В адрес Белякова Г.Л. (с учетом перерасчета) направлено налоговое уведомление №85156477 от 18 апреля 2017 г. об уплате транспортного налога за 2015г. в сумме 20 028 руб. со сроком уплаты до 13 июня 2018 г. (л.д.11).
В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом в адрес Белякова Г.Л. направлено требование об уплате налога №47958 по состоянию на 22 июня 2018 г., которым предложено в срок до 10 августа 2018 г. оплатить недоимку по налогу, а также начисленные пени в размере 38, 72 руб.
Поскольку, данное требование оставлено без исполнения, то 23 ноября 2018г. мировым судьей судебного участка №102 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Белякова Г.Л. недоимки и пени по транспортному налогу за 2015г. в размере 20 066, 72 руб. и государственной пошлины.
Определением того же мирового судьи от 01 марта 2019 г. данный судебный приказ отменен.
03 сентября 2019 г. МИФНС России №2 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции согласившись с предложенным административным истцом расчетом задолженности по транспортному налогу за 2015г. и установив что, недоимка по указанным налогам административным ответчиком не уплачена, срок принудительного взыскания обязательных платежей и санкций налоговым органом соблюден, суд пришел к выводу о взыскании с административного ответчика недоимки и пени в заявленном налоговым органом размере.
Вместе с тем, согласно представленным в суд апелляционной инстанции чек-ордерам Сбербанка России от 30 ноября 2016г. и от 27 июня 2017г. Беляковым Г.Л. произведена уплата транспортного налога за 2015г. за автомобиль <данные изъяты>, г/н № в сумме 4 934 руб. и за <данные изъяты> г/н № в сумме 1 496 руб.
Из письменных возражений МИФНС России №2 по Самарской области следует, что указанные денежные средства в размере 4 934 руб. и 1 496 руб. поступили на счет налогового органа и зачтены в счет уплаты транспортного налога за 2016г. (л.д.51).
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что налоговым органом указанные суммы зачислены в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2016г. неправомерно, поскольку согласно индексам документов, указанных в чек-ордерах от 30 ноября 2016г. и от 27 июня 2017г. (№18206320166007555461) оплата произведена по налоговому уведомлению №85156477 от 18 апреля 2017г. об уплате транспортного налога за 2015г.(л.д. 39-40).
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога за 2015г. в отношении транспортных средств <данные изъяты> г/н № и <данные изъяты>, г/н № исполнена ответчиком своевременно и в полном объеме.
При этом, согласно чек-ордерам данная обязанность исполнена Беляковым Г.Л. до обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском, в связи с чем основания для её взыскания по требованию МИФНС России №2 по Самарской области отсутствуют.
Кроме того, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда считает также необходимым изменить решение суда первой инстанции в части размера транспортного налога в отношении транспортного средства <данные изъяты>, г/н №, подлежащего взысканию с Белякова Г.Л.
Так, согласно заявленным налоговым органом требованиям, сумма транспортного налога за транспортное средство <данные изъяты> г/н № составляет 13 598 руб. (из расчета, где значениям соответствуют налоговая база/ставка налога/период нахождения в собственности по отношению к году: 209,20*65*12/12).
Из налогового уведомления №85156477 от 18 апреля 2017г. следует, что сумма транспортного налога в отношении данного объекта исчислена по количеству месяцев владения в 2015г. (12 месяцев).
Однако согласно представленным в суд сведениям об имуществе налогоплательщика, транспортное средство <данные изъяты>, г/н № зарегистрировано за Беляковым Г.Л. 31 января 2015 г. (л.д. 6).
Таким образом, транспортный налог на данное транспортное средство может быть начислен только за 11 месяцев.
С учетом того, что налоговое уведомление №85156477 от 18 апреля 2017г. содержит расчет названного налога за 12 месяцев, что не является правомерным, заявленная ко взысканию общая сумма недоимки и пени по транспортному налогу за названный спорный период подлежит уменьшению на сумму, излишне начисленной недоимки по автомобилю <данные изъяты>, г/н № (13 598 руб. – 1 133, рублей = 12 465 руб.).
Таким образом, с Белякова Г.Л. подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2015г. в размере 12 465 руб., пени по данному виду налога в размере 19,80 руб. (12465х7,25%/365х8)
С учетом положений статей 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 499 рублей.
Доводы Белякова Г.Л., приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что имеется определение суда об отказе от исковых требований административным истцом по тем же основаниям и по тому же предмету, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном административном исковом заявлении предъявлены требования по уплате транспортного налога за 2015г. на основании нового налогового уведомления с учетом перерасчета.
Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 сентября 2019г. изменить, изложив резолютивную часть следующим образом:
«Требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области – удовлетворить частично.
Взыскать с Белякова Г.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу государства задолженность по транспортному налогу за 2015г. в размере 12 465 рублей, пени по транспортному налогу на сумму задолженности в размере 19,80 рублей, всего взыскать – 12 484, 80 рублей.
Взыскать с Белякова Г.Л., в доход местного бюджета городского округа Тольятти Самарской области государственную пошлину в размере 499 рублей.»
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –
Копия верна. Судья -