Судья: Бабкин С.В. 33-14859/2019
(№2-2435/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного судав составе:
председательствующего: Набок Л.А.,
судей: Пинчук С.В., Шабаевой Е.И.,
с участием прокурора: Гуляевой Е.С.,
при секретаре: Ивановой О.И..
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о.Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 18 сентября 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Сызрани удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань установить срок сноса многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>
Обязать Администрацию городского округа Сызрань принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным жилым домам, расположенным по адресам: Самарская область, г.Сызрань, ул.Новое СПЗ, д.5; Самарская область, г.Сызрань, пер.Опорный, д.14, путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань в установленный срок принять меры по сносу аварийных многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, с последующей ликвидацией свалок и зачисткой территории от строительного мусора».
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Набок Л.А.,судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Сызрани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о понуждении произвести снос аварийных жилых домов с последующей ликвидаций свалок с зачисткой территории от строительного мусора.
Заявленные требования мотивировал тем, что прокуратурой города Сызрани проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Установлено, что на основании заключений Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлениями Администрации г.о.Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирные жилые дома по адресу : <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу.
Из информации Администрации г.о.Сызрань от 04.02.2019 года №01-20/409 следует, что многоквартирные жилые дома по вышеуказанным адресам не снесены, жильцы выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов.
Муниципальной программой «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа Сызрань» на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 30.08.2013 № 2620 предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
09.01.2018 года прокурором г. Сызрани в адрес Главы г.о. Сызрань внесено представление об устранении указанных нарушений жилищного законодательства, по результатам рассмотрения которого данное представление признано обоснованным и удовлетворено, однако действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о. Сызрань не приняты.
По состоянию на 01.02.2019 г. муниципальные контракты на выполнение работ по сносу указанных аварийных домов не заключены.
31.10.2018 г. прокурором г. Сызрани в адрес председателя Думы г.о. Сызрань направлялась информация с предложением рассмотрения вопроса о внесении изменений в бюджет г.о. Сызрань на 2019 финансовый год и плановый период 2020-2021 гг. в части увеличения объема финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань, признанного таковым до 01.01.2012 г. По результатам рассмотрения Думой г.о. Сызрань указанной информации прокурора г.Сызрани объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань на 2019-2021 гг. не увеличен.
Сами по себе аварийные дома являются опасными объектами, нахождение на территории которых может привести к наступлению негативных последствий. Длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа Сызрань по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, прокурор просил:
обязать Администрацию г.о.Сызрань установить срок сноса многоквартирных домов по адресам : г. <адрес>
принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным домам по адресам : г. <адрес>, путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов,
принять меры по сносу аварийных домов, расположенных по адресам : <адрес>, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора.
Судом постановлено указанное выше решение.
Администрация г.о.Сызрань, не согласившись с вынесенным судом решением, подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, исковые требования оставить без удовлетворения.
При этом указали, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений.
Порядок и сроки предъявления требования о сносе дома законодателем не урегулированы, равно как и определение разумного срока, предоставляемого собственникам для сноса аварийного дома. Таким образом, предъявление требования о сносе аварийного дома и определение разумного срока для исполнения такого требования в силу закона отнесены к усмотрению органа, принявшего решение о признании в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. При этом срок, устанавливаемый для сноса дома, должен соответствовать разумности, соблюдая права граждан на сохранность их жизни и здоровья.
Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Нормы законодательства, на которые ссылается истец, распространяют свое действия до окончания расселения жилых домов, признанных аварийными, ветхими и подлежащими сносу, и соответственно после реализации всех предусмотренных процедур применению не подлежат.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В силу требований ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, заслушав заключение прокурора Гуляеву Е.С., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что заключением Межведомственной комиссии №30 от 21.07.2011 г. и в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 11.08.2011 г. №2028 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением Межведомственной комиссии № 26 от 27.06.2011 г. и в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 29.07.2011 г. № 1911 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу : <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с государственной программой «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», утвержденной постановлением <адрес> №684 от 27.11.2013 г., на территории г.о. Сызрань принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа Сызрань» на 2014 - 2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о. Сызрань № 2620 от 30.08.2013 г.
Жилые дома по адресам: г.<адрес>, включены в государственную программу.
Судом установлено, не оспаривалось ответчиком, что жильцы вышеуказанных жилых домов выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов. Однако, многоквартирные жилые дома, расположенные на территории городского округа Сызрань по вышеуказанным адресам, не снесены, что подтверждается информацией Администрации г.о. Сызрань № от 04.02.2019 г.
Вышеуказанной муниципальной программой, в том числе предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
09.01.2018 г. прокурором г. Сызрани в адрес Главы г.о. Сызрань было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом недостаточного принятия органами местного самоуправления г.о. Сызрань мер по сносу домов, признанных аварийными до 01.01.2012 г. По результатам рассмотрения которого данное представление было признано обоснованным и удовлетворено, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о. Сызрань не приняты, объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань, признанного таковым до 01.01.2012 г., на 2019-2021 гг. не увеличен.
Оценив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что длительное бездействие должностных лиц Администрации г.о. Сызрань по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, что является недопустимым.
Поскольку Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов, суд обоснованно обязал Администрацию г.о. Сызрань установить срок сноса многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3, суд обоснованно обязал Администрацию г.о. Сызрань принять меры к ограничению доступа к расселенным вышеуказанным многоквартирным жилым домам путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов.
Также суд обоснованно обязал Администрацию г.о.Сызрань в установленный срок принять меры по сносу вышеуказанных аварийных многоквартирных жилых домов с последующей ликвидацией свалок и зачисткой территории от строительного мусора, поскольку в силу ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" №131-ФЗ от 06.10.2003 года, принятие данных мер относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предъявление требования о сносе аварийного дома и определение разумного срока для исполнения такого требования в силу закона отнесены к усмотрению органа, принявшего решение о признании в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий не влекут отмену решения суда.
В данном случае установлено, что бездействие органа местного самоуправления создает угрозу причинения вреда населению и окружающей среде.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с ответчика постановленным решением по основаниям, которые являлись предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм ГК РФ и ГПК РФ, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст.67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 18 сентября 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Сызрань - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: