Дело № копия
РЕШЕНИЕ
г. Назарово 8 июня 2022 г.
Судья Назаровского городского суда Красноярского края Фроленко Л.Н.,
с участием: начальника Западного отдела Енисейского управления Ростехнадзора Наумкина В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школ № 1» г. Назарово Красноярского края (далее - МБОУ СОШ № 1) Якутовой Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 154 в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края Бурляевой К.Ю. от 31 января 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении МБОУ СОШ № 1,
УСТАНОВИЛ:
31.01.2022 мировым судьей судебного участка № 154 в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края вынесено постановление, согласно которому МБОУ «СОШ № 1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, за то, что МБОУ «СОШ № 1» по адресу: Красноярский край, г. Назарово, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 85А, зд.1,2 и ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 95, пом. 5 в срок до 01.11.2021 не исполнило законное предписание Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 15/186-Э от 18.12.2019, пункты 1, 2:
1. Не защищены от механических повреждений открыто проложенные провода, кабеля (освещение спортивного зала), в нарушение п. 2.1.47 Правил устройства электроустановок (все действующие разделы ПУЭ-6 и ПУЭ-7, утверждены приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 г. № 204);
2. По территории школы проходит воздушная линия до 1кВ с неизолированными проводами, в нарушение п. 2.4.95 Правил устройства электроустановок (все действующие разделы ПУЭ-6 и ПУЭ-7, утверждены приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 г. № 204).
Директор МБОУ СОШ № 1 Якутова Н.А. обратилась в Назаровский городской суд Красноярского края с жалобой на указанное постановление, в которой просит обжалуемое постановление отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения и недоказанности обстоятельств. Требования мотивированы тем, что мировым судьей не учтены в полном объеме причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность муниципального образовательного учреждения, в т.ч. Устава, ФЗ «О Некоммерческих организациях» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об образовании», согласно которым учредителем МБОУ СОШ № 1 и собственником ее имущества является администрация г. Назарово, которая осуществляет финансовое обеспечение, обеспечивает содержание зданий и сооружений школы, школа является бюджетным образовательным учреждением, не оказывающим платные образовательные услуги, использующим бюджетные средства в соответствии с утвержденным учредителем планом финансово-хозяйственной деятельности, исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов, вносит главному распорядителю бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи. Создание безопасных условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях и обеспечение содержания их зданий и сооружений относится к вопросам местного значения муниципального городского округа. Возможность исполнить предписание зависит от финансового обеспечения, выделенного учредителем. Мировым судьей не учтено, что руководитель СОШ № 1 неоднократно в течение ряда лет вносила предложения по изменению бюджетной росписи для устранения выявленных Ростехнадзором нарушений, указанных в пунктах 1,2 предписания № 15/186-Э от 18.12.2019 в июле 2020 г., а также 2 года направляла документы на выделение бюджетных ассигнований руководителю управления образования г. Назарово, полномочному распределять финансовые потоки, выделяемые для муниципальных образовательных учреждений. Ответы на ее обращения о выделении средств для исполнения предписания направлялись руководителем управления образования только в 2021 г., о невозможности изыскать средства для исполнения предписания. В решении мирового судьи не указано об исследовании подтверждающих данное обстоятельство документов и нет их оценки, данное обстоятельство учтено не было, как и то, что на просьбы руководителя школы денежные средства не выделялись. Считает, что производство по делу подлежит прекращению на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ. Администрация г. Назарово должна была обеспечить выделение необходимых средств на устранение нарушений. Ответ и.о. главы г. Назарово от 31.01.2021 был неверно истолкован мировым судьей, в той части, что школе якобы выделялись денежные средства для исполнения предписаний Ростехнадзора в 2020 и 2021 г.г. В ответе на ее запрос руководитель Управления образования 03.02.2022 разъясняет, что в письме от 31.01.2021 говорится о том, что денежные средства на исполнение предписаний не выделялись. Изыскать собственные резервы школа не могла, что подтверждается справкой о кредиторской задолженности, школа не оказывает платные образовательные услуги и у нее отсутствует возможность осуществлять приносящую доход деятельность (нет возможности сдавать имущество в аренду и спонсорская помощь не поступала). Таким образом, школа не имела возможности исполнить предписание по независящим от нее обстоятельствам, все необходимые меры для исполнения предписания были приняты руководителем школы. Также указывает на то, что предписание № 15/138-Э от 30.08.2018 и предписание № 15/186-Э от 18.12.2019 содержит одни и те же пункты нарушений, 23.01.2020 мировым судьей МБОУ СОШ № 1 привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РПФ за неисполнение предписания № 15/138-Э от 30.08.2018, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, т.к. школа дважды привлекается к ответственности за одни и те же нарушения. Постановление мирового судьи необоснованно.
В судебное заседание 08.06.2022 Якутова Н.А. не явилась, извещена надлежаще, направила ходатайство о рассмотрение дела в ее отсутствие, указав, что на жалобе настаивает. При таких обстоятельствах, учитывая также, что в ранее состоявшихся судебных заседаниях по жалобе Якутова Н.А. принимала участие, давала пояснение, участвовала в исследовании материалов дела, знакома с материалами дела, судья считает возможным закончить рассмотрение жалобы в отсутствие Якутовой Н.А.
В судебном заседании 04.05.2022 и 06.06.2022 законный представитель МБОУ СОШ № 1 Якутова Н.А. на жалобе настаивала по основаниям, в ней изложенным. Ссылаясь на то, что она неоднократно обращалась в 2019 – 2021 годах в управление образования с просьбами выделить деньги для исполнения предписания, Управление образование затем уже вносило заявки на включение запрошенных ею средств в бюджет, являясь распорядителем бюджетных средств, в выделении денег ей отказывали, ссылаясь на отсутствие средств. Весной 2022 года деньги были выделены, заключены соответствующие контракты, ведутся работы по устранению нарушений, до начала учебного года нарушения будут устранены. С ходатайством об отсрочке исполнения предписания не обращалась, т.к. деньги не выделяли и не было возможности определить срок исполнения предписания.
Начальник Западного территориального отдела Енисейского управления Ростехндзора Наумкин В.С. в судебном заседании пояснил, что с жалобой не согласен, считает вынесенное мировым судьей постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, процессуальных нарушений допущено не было. С ходатайствами об отсрочке исполнения предписания руководитель школы не обращалась, также не обращалась с запросами о выделении денежных средств непосредственно к учредителю, полагает, что школой не были приняты все необходимые меры для исполнения предписания, что представляло угрозу жизни и здоровья людей. Исходя из ответа и.о. главы г. Назарово от 31.01.2022 – деньги школе выделялись для устранения нарушений.
Допрошенная 06.06.2022 в качестве свидетеля начальник Управления образования администрации г. Назарово Г. пояснила, что директор МБОУ СОШ № 1 Якутова Н.А. ежегодно обращалась с письмами о необходимости выделения средств на исполнение предписаний, указывая необходимые суммы, управление образования закладывало все эти средства в проект бюджета на следующий год, но они не утверждались Советом депутатов, т.к. администрация г. Назарово и краевой бюджет не имеют возможности их выделить. Краевой бюджет до 2022 г. не выделял средства на исполнение предписаний Ростехнадзора. В текущем году СОШ № 1 средства, необходимые для исполнения предписания, были выделены, ведутся работы по устранению нарушений. Также пояснила, что в письменном ответе на запрос мирового судьи от 31.01.2022 (л.д. 146), подписанным и.о. главы города Курилович С.И. указано о том, что при формировании проекта бюджета в период с 18.12.2019 по 01.01.2022 Управление образования направляло информацию о выделении средств на исполнение предписаний надзорных органов, в т.ч. Ростехнадзора и для МБОУ СОШ № 1, с указанием необходимых для этого сумм, но эти деньги выделены не были, а не о том, что указанные в ответе суммы выделялись школе.
Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, исследовав предоставленные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч 1.ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа, в т.ч. на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что 18.12.2019 государственным инспектором Западного территориального отдела Енисейского управления Ростехнадзора в адрес МБОУ СОШ № 1 было выдано предписание № 15/186-Э устранить выявленные нарушения требований нормативно-правовых актов: не защищены от механических повреждений открыто проложенные провода, кабели: освещение спортивного зала (п. 1), по территории школы проходит воздушная линия до 1 кВ с неизолированными проводами (п. 2), со сроком устранения нарушений – 01.11.2021. Директор СОШ № 1 Якутова Н.А. предписание получила 18.12.2019.
С 07.12.2021 по 08.12.2021 государственным инспектором Западного территориального отдела Енисейского управления Ростехнадзора Гребом А.А. на основании решения и.о. заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора Ивченко А.В. от 23.11.2021 № Р-360-1157 была проведена внеплановая выездная проверка в связи с истечением 01.11.2021 срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 18.12.2019 № 15/186-Э. В результате которой было установлено невыполнение пунктов 1 и 2 данного предписания. Нарушений порядка проведения проверки, нарушений прав проверяемого лица при проведении данной проверки и оформлении ее результатов не установлено.
16.12.2021 в отношении МБОУ СОШ № 1 начальником Западного территориального отдела Енисейского управления Ростехндзора Наумкиным В.С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, согласно которому МБОУ СОШ № 1 вменялось неисполнение законного предписания Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №15/186-Э от 18.12.2019, пункты №1, №2:
Не защищены от механических повреждений открыто проложенные провода, кабеля (освещение спортивного зала), нарушение п. 2.1.47 Правил устройства электроустановок (все действующие разделы ПУЭ-6 и ПУЭ-7, утверждены приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 г., №204).
По территории школы проходит воздушная линия до 1кВ с неизолированными проводами, нарушение п. 2.4.95 Правил устройства электроустановок (все действующие разделы ПУЭ-6 и ПУЭ-7, утверждены приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 г., №204).
Как следует из материалов дела, 23.01.2020 МБОУ СОШ № 1 дважды привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ: 1) за неисполнение в срок до 10.12.2019 пунктов 11, 17, 18, 20 предписания № 15/241-Э от 04.12.2017 и 2) за неисполнение в срок до 10.12.2019 пунктов 1,2 предписания № 15/138-Э от 30.08.2018 (не защищены от механических повреждений открыто проложенные провода, кабели, задействованные при освещении спортзала; по территории школы проходит воздушная линия до 1 кВ с неизолированными проводами). При этом оснований полагать, что при наличии указанных постановлений о привлечении к ответственности от 23.01.2020, МБОУ СОШ № 1 31.01.2022 дважды привлечено к ответственности за одно и то же нарушение (как на то указано в жалобе), не имеется, т.к., исходя из содержания постановлений, предписание от 04.12.2017 № 15/241-Э было выдано на устранение иных нарушений, чем указаны в предписании № 15/186-Э от 18.12.2019; предписание № 15/138-Э от 30.08.2018 содержит требование об устранении тех же нарушений, что отражены в предписании № 15/186-Э от 18.12.2018, но срок для их устранения был предоставлен до 10.12.2019, и предписание № 15/186-Э от 18.12.2019 было выдано в связи с неисполнением предписания № 15/186-Э от 18.12.2018, срок исполнения новым предписанием установлен до 01.11.2021, т.о., неисполнение предписания № 15/186-Э от 18.12.2019 образует самостоятельный, новый состав правонарушения.
Как следует из представленных материалов, директор МБОУ СОШ № 1 Якутова Н.А. письменно обращалась:
- 05.06.2020 к руководителю Управления образования администрации г. Назарово с информацией о том, что 07.03.2018 руководителем управления образования был согласован план исполнения предписания Ростехнадзора № 15/241-Э со сроком исполнения до 10.12.2019, в т.ч. защита от механических повреждений открыто проложенных проводов и кабелей, задействованных в освещении спортзала, замене неизолированных проводов воздушной линии, проходящей по территории школы, которые не исполнены до настоящего времени;
- 05.06.2020 к руководителю Управления образования администрации г. Назарово с заявкой о включении в муниципальный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 годы расходов на исполнение предписаний, в т.ч. предписания Ростехнадзора от 04.12.2017 № 15/241-Э, в раках которого - в т.ч. на защиту от механических повреждений открыто проложенных проводов и кабелей, задействованных в освещении спортзала, замену неизолированных проводов воздушной линии, проходящей по территории школы, с указанием размера необходимых денежных средств;
- 07.07.2020 к заместителю главы г. Назарово – руководителю финансового управления Удович С.А. с заявкой о предоставлении бюджетных инвестиций МБОУ СОШ № 1 для исполнения предписаний, в т.ч. предписания Ростехнадзора от 04.12.2017 № 15/241-Э, в рамках которого - в т.ч. на защиту от механических повреждений открыто проложенных проводов и кабелей, задействованных в освещении спортзала, замену неизолированных проводов воздушной линии, проходящей по территории школы, с указанием размера необходимых денежных средств;
- 01.06.2021 к руководителю Управления образования администрации г. Назарово с ходатайством о выделении денежных средств на исполнение предписания от 04.12.2017 № 15/241-Э (на обеспечение защиты от механических повреждений открыто проложенных проводов, кабелей, задействованных на освещении спортзала замену неизолированных проводов воздушной линии, проходящей по территории школы); на данное ходатайство 30.06.2021 был дан ответ руководителем Управления образования Гавриловой С.В., согласно которому в связи со сложной финансовой ситуацией выделение дополнительных бюджетных ассигнований в 2021 г. на устранение предписаний Ростехнадзора не представляется возможным, т.к. Управлению образования администрации г. Назарово бюджетные ассигнования (средства местного бюджета) доведены на 2021 г. решением Назаровского городского совета депутатов от 09.12.2020 № 27-205 в объеме, который не позволяет исполнить предписания. Информация о финансовых средствах по исполнению мероприятий по предписаниям Ростехнадзора, в т.ч. № 15/816-Э от 18.12.2019, будет учтена при формировании проекта бюджета на 2022 г.;
- 03.06.2021 к руководителю Управления образования администрации г. Назарово с ходатайством включить при формировании бюджета на вторую половину 2021 г. и плановый период 2022-2023 годов расходы на исполнение предписаний надзорных органов, в т.ч. предписания Ростехнадзора № 15/241-Э от 04.12.2017 г. (в т.ч. на мероприятия по защите от механических повреждений открыто проложенных проводов, кабелей, задействованных в освещении спортзала, и замену неизолированных проводов воздушной линии, проходящих по территории школы); на которое 30.06.2021 ей был дан ответ руководителем Управления образования Гавриловой С.В., о том, что из-за неблагоприятных экономических условий в расходной части бюджета предусмотрены только текущие расходы по содержанию муниципальных организаций, в связи с чем в 2021 г. изыскать средства на исполнение предписаний не представляется возможным.;
- 14.07.2021 к руководителю Управления образования администрации г. Назарово – направлена информация о размерах средств, которые требуются для устранения предписаний надзорных органов;
- из сообщения и.о. главы г. Назарово от 31.01.2022 Куриловича С.И. (исполнителем указана Гаврилова С.В.) следует, что Управление образования администрации г. Назарово при формировании бюджета с 18.12.2019 по 01.01.2022 направляло информацию о выделении средств на устранение нарушений по предписаниям Ростехнадзора по МБОУ СОШ № 1, но в настоящее время выделить бюджетные средства на исполнение предписаний надзорных органов не представляется возможным;
- из сообщения руководителя Управления образования г. Назарово Гавриловой С.В. от 03.02.2022 следует, что в сообщении администрации г. Назарово от 31.01.2022 говорится о предоставлении Управлением образования в Финансовое управление администрации г. Назарово на момент формирования проекта бюджета города информации о расходах, необходимых для выполнения предписаний надзорных органов, но бюджетные ассигнования в 2019 – 2021 и 2022 г. на выполнение предписаний не выделялись;
- из письма руководителя управления образования г. Назарово от 01.06.2022 следует, что МБОУ СОШ № 1 неоднократно обращалось в Управление образования с ходатайствами о выделении денежных средств на устранение предписаний, но в 2019 – 2021 годах бюджетные ассигнования доводятся в объеме, который не позволяет исполнить предписания;
- из представленных Управлением образования г. Назарово документов следует, что в проектах муниципальных программ «Развитие образования г. Назарово на 2021 и на 2022» Управлением образования закладывались расходы по МБОУ СОШ № 1 на ремонт освещения спортзала, прокладку провода СИП на пристройку.
В представленных ходатайствах Якутовой Н.А. неверно указаны дата и номер предписания Управления Ростехнадзора, на исполнение которого директор МБОУ СОШ № 1 просит выделить школе бюджетные средства (от 04.12.2017 № 15/241-Э вместо правильного №15/186-Э от 18.12.2019), но при этом в ходатайствах отражено, что денежные средства необходимы для устранения именно тех нарушений, которые указаны в предписании №15/186-Э от 18.12.2019: на защиту от механических повреждений открыто проложенных проводов, кабелей, задействованных на освещении спортивного зала; на замену неизолированных проводов воздушной линии до 1кВ, которая проходит по территории школы. Из представленных материалов также следует, что предписание Ростехнадзора от 04.12.2017 № 15/241-Э было выдано на устранение иных нарушений, чем указаны в предписании № 15/186-Э от 18.12.2019. При таких обстоятельствах не вызывает сомнений, что в представленных ходатайствах содержится просьба о выделении средств бюджета на исполнение предписания №15/186-Э от 18.12.2019.
Таким образом, из представленных документов следует, что директор МБОУ СОШ № 1 Якутова Н.А. после вынесения предписания Енисейского управления Ростехнадзора №15/186-Э от 18.12.2019, в течение 2020 и 2021 г. неоднократно обращалась к руководителю Управления образования администрации г. Назарово и один раз обращалась к заместителю главы г. Назарово – руководителю финансового управления администрации г. Назарово с ходатайствами о выделении бюджетных средств на исполнение предписания, но денежные средства выделены не были. Факт выделения денежных средств МБОУ СОШ № 1 в 2020 -2021 годах (475,89 тыс. руб. и 215,08 тыс. руб. соответственно) на исполнение предписаний Ростехнадзора, как на то указано в обжалуемом постановлении, при рассмотрении жалобы подтверждения не нашел, напротив, как следует из ответов от 31.01.2022 и.о. главы г. Назарово и от 03.02.2022 руководителя Управления образования Гавриловой С.В., из показаний в судебном заседании Якутовой Н.А. и Гавриловой С.В., денежные средства на исполнение предписаний Ростехнадзора в 2019 – 2021 годах не выделялись из бюджета. Платные образовательные услуги школа не оказывает, имущество в аренду не сдает.
Управление образования г. Назарово является структурным подразделением администрации г. Назарово и главным распорядителем бюджетных средств, направленных на цели муниципальных образовательных учреждения г. Назарово, доводит информацию при составлении проекта бюджета о средствах, необходимых для осуществления деятельности данных учреждений.
МБОУ СОШ № 1 является бюджетным образовательным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование г. Назарово, функции и полномочия учредителя и собственника осуществляет администрация г. Назарово, имущество школы находится в муниципальной собственности (п. 1.7 Устава).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества ( п. 6 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 3.8 Устава).
В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах, полагаю, что директором школы были приняты все зависящие от нее меры по исполнению предписания № 15/186-Э от 18.12.2019, она неоднократно обращалась в администрацию г. Назарово (в т.ч. в Управление образования и к заместителю главы города) с ходатайствами о выделении необходимых для исполнения предписания средств, но никаких бюджетных ассигнований на исполнение предписания по 01.11.2021 выделено не было, в связи с чем полагаю, что на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 154 в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 31.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении МБОУ СОШ № 1 – отменить, производство по делу прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение суда вступает в силу немедленно. Решение и постановление мирового судьи могут быть пересмотрены путем подачи жалобы в порядке надзора в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в соответствии со ст. 30.12, 30.14 КоАП РФ.
Судья подпись Л.Н. Фроленко
Копия верна.
Судья Л.Н. Фроленко