№5-107/2023
УИД 13МS0026-01-2023-001639-67
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 мая 2023г. г. Саранск
Судья Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия И.Н.Фомкина, с участием
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, индивидуального предпринимателя Гончарова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Гончарова Андрея Владимировича <дата> года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, русским языком владеющего, в переводчике не нуждающегося, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ОГРНИП <..>,
установил:
согласно протоколу №194567 от 29 марта 2023г. в отношении индивидуального предпринимателя Гончарова А.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из содержания протокола следует, что 16 марта 2023г. в 11 часов 59 минут было установлено, что индивидуальный предприниматель Гончаров А.В., являющийся владельцем шиномонтажа, расположенного по адресу: г.Саранск, Северо-Восточное шоссе, д.15, при осуществлении предпринимательской деятельности допустил складирование и хранение на открытой почве, на не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветра автомобильных покрышек в количестве 6 штук, бочки с стекающим из нее автомобильным маслом на земельном участке по вышеуказанному адресу, при этом допустил складирование отходов (код ФККО 9 21 110 00 00 0, код ФККО 4 06 110 01 31 3) на почву в отсутствие места (площадки) накопления отходов, тем самым нарушил требования части 3 статьи 11 и 51 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды».
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Гончаров А.В. вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что помещение, о котором говорится в протоколе об административном правонарушении является гаражом, там нет никакого шиномонтажа, он попросил друга предоставить ему гараж для ремонта собственного автомобиля. Во время ремонта к нему подошли сотрудники полиции и стали фотографировать то, что лежит на земле рядом с гаражом, покрышки, бочки. Он к этому мусору отношения не имеет. Гараж по указанному в протоколе адресу находится в аренде у ИП Н., о чем представил копию договора аренды. Сотрудникам полиции он об этом говорил.
В силу требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнение вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и оно не обязано доказывать свою невиновность.
Согласно части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи установлены запреты на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что индивидуальному предпринимателю Гончарову А.В. в вину вменяется нарушение части 3 статьи 11 и 51 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды», так как Гончаров А.В., по мнению УУП ОП №1 УМВД России по го Саранск Б. является владельцем шиномонтажа по адресу: г.Саранск, Северо-Восточное шоссе, д.15 и при осуществлении предпринимательской деятельности допустил складирование и хранение на открытой почве, на не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветра отходов: автомобильных покрышек в количестве 6 штук, бочки со стекающим из нее автомобильным маслом на земельном участке.
При этом должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении не учтено следующее.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Согласно договору аренды, заключенному 25 декабря 2020г. на срок по 30 апреля 2025г. между Межрегиональным территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области и индивидуальным предпринимателем Н., арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты недвижимости по адресу: г.Саранск, Северо-Восточное шоссе, д.15. Согласно пункту 3.3.7 договора арендатор обязуется соблюдать требования органов пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического надзора, нормативно правовые акты, регулирующие порядок осуществления соответствующего вида деятельности. Таким образом, соблюдение требований действующего законодательства при эксплуатации объектов по указанному в протоколе об административном правонарушении адресу возложено на арендатора – ИП Н.
При этом, стороной договора аренды индивидуальный предприниматель Гончаров А.В. не является. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено. Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Гончаров А.В. является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обнаруженные предметы являются отходами производства, утратили потребительские свойства и накоплены за длительный период времени и не используются в производственном цикле. При этом содержимое емкости – бочки – не исследовано, доказательств, что в ней находится автомобильное масло, утратившее эксплуатационные свойства, не представлено.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о том, что в действиях индивидуального предпринимателя Гончарова А.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Гончарова Андрея Владимировича в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья - И.Н.Фомкина