Дело № 12-35/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
25 июля 2019 г. п. Вурнары
Чувашской Республики
Судья Вурнарского районного суда Чувашской Республики – Чувашии КушниковаН.Г.,
рассмотрев жалобу генерального директора АО «Вурнарский мясокомбинат» Аливанова Н.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьмина С.П. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГАливановН.В., как должностное лицо – генеральный директор АО «Вурнарский мясокомбинат» привлечен к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Как следует из указанного постановления, АО «Вурнарский мясокомбинат» (далее – Общество) в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Росстата от 10 августа 2017 г. №529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» федеральное статистическое наблюдение по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2018 г., с достоверными сведениями представлено в Управление 11 марта 2019 г., т.е. с нарушением установленного срока представления 1 февраля после отчетного периода. Сведения о поступивших загрязняющих веществах на очистные сооружения, количестве их уловленных и утилизированных в графах 4-6 отчёта по форме № 2-ТП (воздух), утвержденного приказом Росстата от 8 ноября 2018 г. №661, за 2018 год не указаны. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором АливановымН.В.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица АливановН.В. обратился в суд с жалобой об его отмене по мотивам незаконности и необоснованности.
Указывает, что Федеральное статистическое наблюдение по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2018 год подано на портал pnv-rpn.ruи зарегистрировано за № DBTS7TJQот 19 января 2019 г. Подписанные оригиналы на бумажном носителе предоставлены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике своевременно иофициально зарегистрированы за входящим номером № 1693 от 30 января 2019 г. Между АО «Вурнарский мясокомбинат» и ООО «МВК «Экоцентр» заключен договор № ДПЮЛ-1046 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор обязан по условиям Договора в течение 5 (пяти) рабочих дней по истечении расчетного периода направить Обществу акт выполненных работ (п. 2.1.).Региональный оператор ООО «МВК «Экоцентр» предоставил несвоевременно акт о приеме ТКО за декабрь 2018 г. Требование Общества о предоставлений акта в целях своевременной подачи отчета Региональный оператор проигнорировал. Региональный оператор направил в адрес Общества акт только ДД.ММ.ГГГГ Акт № от ДД.ММ.ГГГГ получен электронно ДД.ММ.ГГГГ Дата получения приемки-акта АО «Вурнарский мясокомбинат» отражена в самом акте. В связи с этим проведена актуализация сведений в отчете по форме 2-ТП (отходы). Федеральное статистическое наблюдение по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (корректировка) за 2018 год подано на портал pnv-rpn.ruи зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанные оригиналы на бумажном носителе предоставлены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике и официально зарегистрированыза входящим номером № 6114 от 13 марта 2019 г. В связи с вышеизложенным, считают, что требования, установленные ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказом Росстата от 10 августа 2017 г. № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» не нарушенными. Между АО «Вурнарский мясокомбинат» и ООО «Эксперт» заключен договор № 51-4 от 01 августа 2014 г. на оказание услуг по экологическому сопровождению предприятия. Ответственными лицами за правильную и своевременную подачу отчета по форме 2-ТП (воздух) являются работники ООО «Эксперт». Федеральное статистическое наблюдение по форме 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2018 год подано на портал pnv-rpn.ruи зарегистрировано за № ДД.ММ.ГГГГ Отчет по форме 2-ТП (воздух) подан АО «Вурнарский мясокомбинат» ДД.ММ.ГГГГ на бумажном носителе. Замечаний по форме и содержанию отчета от Управления Росприроднадзора по ЧР в адрес Общества не поступило, отчет был принят без замечаний. В случае наличия замечаний у Общества в срок до ДД.ММ.ГГГГ имелся срок для их устранения. При этом в отчете информация о количестве выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ достоверная. Считают, что административное правонарушение не несет в себе угрозы причинения существенного вреда общественным правоотношениям, каких-либо неблагоприятных последствий для финансовых или экономических интересов Российской Федерации, умысел в совершении правонарушения отсутствует.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АливановН.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении жалобы без его участия.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьмин С.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судья счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствии неявившихся участников процесса с учетом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан с ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Экологическая информация должна быть полной и достоверной. Достоверной является заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы и другие лица. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Полной считается информация, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.
Своевременной является информация, которая передается пользователю в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (пункт 1).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 3).
Приказом Росстата от 10 августа 2017 г. №529 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещения отходов». Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Срок предоставления отчета по форме №2-ТП (отходы) 1 февраля после отчетного периода.
В соответствии с абз. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица обязаны предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Приказам Росстата от 8 ноября 2018 г. №661 утверждена форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных, по которой будет осуществляться Росприроднадзором.
В графу 4 включаются данные только по тем загрязняющим веществам (всего и по отдельным ингредиентам), которые поступают и подвергаются очистке в газоочистных установках (независимо от фактической работы этих установок).
В графу 5 отчета приводится фактическое количество уловленных (обезвреженных) загрязняющих веществ в отчетном году, кроме веществ, приведенных в п. 15 Указаний.
В графу 6 включается количество уволенных загрязняющих веществ, возвращенных в производство и использованных или реализованных на сторону.
Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзора) по Чувашской Респрублике №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» проведена плановая выездная проверка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Вурнарский мясокомбинат» на предмет соблюдения АО «Вурнарский мясокомбинат» требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
В ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что АО «Вурнарский мясокомбинат» поставлен на учет объект, оказывающий негативного воздействия на окружающую среду, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору – свинокомплекс, расположенный по адресу: <адрес> и получено соответствующее свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ ко<адрес>-П, категория негативного воздействия на окружающую среду –I, категория риска – высокая.
При проведении проверки также установлено, что в ходе хозяйственной деятельности АО «Вурнарский мясокомбинат» образуются отходы: I класса - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойств; IIкласса - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом; IIIкласса - отходы минеральных масел моторных и трансмиссионных, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; IVкласса - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); камеры пневматических шин автомобильных отработанные; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; V класса - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; лом и отходы, содержащие незагрязнённые черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязнённые.Согласно Федеральному статистическому наблюдению по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2018 г. у Общества образовалось 55,215 т отходов, из них передано для утилизации 24,262 т, для обезвреживания 0,056 т и для захоронения 30,897 т отходов. Указанное статистическое наблюдение за 2018 год с достоверными сведениями представлено в Управление ДД.ММ.ГГГГ, тогда как срок представления формы №-тп (отходы) за 2018 год – до ДД.ММ.ГГГГПо данным федерального статистического наблюдения по форме №2-ТП (воздух) «Сведения о поступивших загрязняющих веществах на очистные сооружения. Количестве их уловленных и утилизированных в столбцах 4-6 отчета по форме №2-ТП (воздух) за 2018 г. не отражены.
По факту выявленных указанных нарушений должностным лицом Управления Росприроднадзора составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – генерального директора АО «Вурнарский мясокомбинат» АливановаН.В.
Статья 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие доступность экологической информации.
Объективная сторона правонарушения выражается в несвоевременном сообщении полной и достоверной информации, нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов, либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором АливановымН.В.
Факт нарушения генеральным директором Общества АливановымН.В. требований ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» подтвержден материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральным статистическим наблюдением по форме №-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещения отходов производства и потребления» за 2018 г., Федеральным статистическим наблюдением по форме №2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2018 г., протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно части 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В данном случае АливановымН.В. как генеральным директором АО «Вурнарский мясокомбинат» не были приняты достаточные и исчерпывающие меры контроля при осуществлении деятельности юридического лица по предоставлению федеральных статистических наблюдений по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещения отходов производства и потребления за 2018 г.» и по форме №2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха за 2018 г.». Он при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
При таких данных должностное лицо Росприроднадзора пришло к верному выводу о наличии в действиях генерального директора АО «Вурнарский мясокомбинат»АливановаН.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения генерального директора АО «Вурнарский мясокомбинат» АливановаН.В. к административной ответственности соблюден.
Доводы жалобы о том, что федеральное статистическое наблюдение по форме № 2-ТП (отходы) с достоверными сведениями представлены с нарушением срока ввиду того, что региональный оператор ООО «МВК «Экоцентр» в нарушение условий заключенного договора несвоевременно представил акт о приемке ТКО за декабрь 2018 г., что ответственными лицами за правильную и своевременную подачу отчета по форме №2-ТП (воздух) являются работники ООО «Эксперт», таккак между АО «Вурнарский мясокомбинат» и ООО «Эксперт» заключен договор №-Ч от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по экологическому сопровождению предприятия, не свидетельствуют об отсутствии вины генерального директора АливановаН.В. вменяемого ему правонарушения, поскольку им не были приняты все зависящие от него достаточные меры по контролю за их соблюдением. Ответственным лицом по предоставлению вышеуказанных федеральных статистических наблюдений вопреки заключенному между Обществом и ООО «Эксперт» договору №-Ч является Общество, где АливановН.В. является руководителем.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с разъяснениями, данными в абз. 3 и 5 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Должностное лицо Роспотребнадзора при вынесении постановления не признал совершенное генеральным директором АО «Вурнарский мясокомбинат» АливановымН.В. правонарушение малозначительным, поскольку оно посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на земле, в связи с чем оно несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Правовых оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного генеральным директором АО «Вурнарский мясокомбинат» АливановымН.В. судья не усматривает.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба генерального директора АО «Вурнарский мясокомбинат» подлежит отклонению.
Должностное лицо Росприроднадзора при вынесении постановления полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Действия АливановаН.В. правильно квалифицированы административным органом по ст. 8.5 КоАП РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции статьи и с учетом требований ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьмина С.П. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица –генерального директора Акционерного общества «Вурнарский мясокомбинат» Аливанова Н.В. к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу АливановаН.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей жалобы через Вурнарский районный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.Г. Кушникова