Судья: Семенов М.П. Дело № 33а-6232/2022
Дело № 2а-61/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07.06. 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Ромадановой И.А., Горькова Д.В.,
при помощнике судьи Пашкевич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 14 по Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 17.03.2022.
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., возражения административного ответчика Малолеткова А.А. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №14 по Самарской области (далее по тексту, МИФНС России №14 по Самарской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Малолеткову А.А. о взыскании обязательных платежей, указав, что административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ. Налоговым органом произведён расчёт:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчётные периоды, начиная с 01.07.2017 прочие начисления за 2017 год в размере 15925 руб. 00 коп.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчётные периоды с 01.07.2017, прочие начисления за 2017 год в размере 446 руб. 25 коп.
Ответчиком не исполнены обязательства по направленному административным истцом требованию от 02.04.2021 № на общую сумму 20926 руб. 28 коп.
21.09.2021 определением и.о. мирового судьи судебного участка № Исаклинского судебного района Самарской области отменён судебный приказ, вынесенный 31.08.2021 по административному делу № о взыскании с Малолеткова А.А. суммы налога по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2017 год и пени за период с 05.10.2017 по 01.04.2021, в связи с поступившими возражениями Малолеткова А.А. по поводу исполнения судебного приказа.
Административный истец просит взыскать с Малолеткова А.А. задолженность по недоимке в размере 20926 руб. 25 коп. по требованию № от 01.04.2021, из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2017 г. в размере 15925 руб. 00 коп ОКТМО 36616416; пени за период с 05.10.2017 по 01.04.2021 в размере 4430 руб. 86 коп. ОКТМО 36616416,
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2017 г. в размере 446 руб. 25 коп. ОКТМО 36616416; пени за период с 05.10.2017 по 01.04.2021 в размере - 124 руб. 17 коп., ОКТМО 36616416.
Решением Исаклинского районного суда Самарской области от 17.03.2022 в требованиях МИФНС России № 14 по Самарской области отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, требования удовлетворить, ссылается на то что установленные законом сроки налоговой инспекции соблюдены.
В заседании судебной коллегии Малолетков А.А возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
МИФНС №14 по Самарской области просили рассмотреть дело без их участия.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - индивидуальные предприниматели.
Как установлено ч. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно ч. 4 ст. 432 НК РФ физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.
В соответствии с нормами, установленными ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщиков страховых взносов уплачиваются одновременно с уплатой взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страхового взноса определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 61 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Судом установлено, что административный ответчик поставлен на учёт в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя 25 апреля 2012 года и до 5 сентября 2017 г. являлся плательщиком страховых взносов.
Малолетков А.А. ДД.ММ.ГГГГ снят с учёта в налоговом органе в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства на основании государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности.
Административному истцу стало известно о неисполнении административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов 05.10.2017. Однако, требование об уплате страховых взносов № было направлено в адрес ответчика только 02.04.2021, то есть за пределами срока, установленного ч. 1, 3 ст. 70 НК РФ.
Вместе с тем, из сообщения от 09.04.2019 налогового органа имеются сведения о переплате Малолетковым А.А. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда за периоды до 01.01.2017 в сумме 2238, 90 руб., однако данные суммы не зачтены и не возвращены (л.д.47).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, они законны и обоснованны.
Согласно правовой позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2020 года N 2315-О, налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Кроме того, положениями статей 70 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены сроки направления требований.
В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, судам предписано учитывать, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая приведенные правовые позиции, возможность взыскания в судебном порядке задолженности зависит от соблюдения всех последовательно установленных сроков обращения в суд, которые, в свою очередь, зависят от соблюдения налоговым органом срока направления требования об уплате задолженности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20.04.2017 года № 790-О нарушение налоговым органом сроков, не влечен изменения порядка их исчисления на принятие мер по взысканию налога, пени, штрафа в принудительном порядке, исчисляемой исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Административному истцу стало известно о неисполнении административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов 05.10.2017. Однако, требование об уплате страховых взносов № было направлено в адрес ответчика только 02.04.2021, то есть за пределами срока, установленного ч. 1, 3 ст. 70 НК РФ (более 3 лет).
При таких обстоятельствах, суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований налогового органа.
Довод апелляционной жалобы, что налоговым органом соблюден шести месячный срок для обращения в суд после отмены судебного приказа (с 21.09.2021 по 19.01.2022) в данном случае не имеет правового значения, поскольку уважительных причин пропуска срока для направления требований и соблюдении ст. 70 Налогового Кодекса Российской Федерации административным истцом не предоставлено.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Судебная коллегия считает, что суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Искалинского районного суда Самарской области от 17 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 14 по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –