Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дербент 09 апреля 2019 года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Гаджиева Д.А., при секретаре судебного заседания Бекшиевой А.М., с участием представителя истца - ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» по доверенности Асланбекова З.А., ответчицы Букаровой И. М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» к Букаровой Иминат Минбалаевне о взыскании задолженности в размере 58 987,54 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» обратилось в суд с иском к Букаровой И.М. о взыскании с нее задолженности за электрическую энергию в сумме 58 987,54 рублей, как с абонента жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>.
В судебном заседании представитель истца - ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» по доверенности Асланбеков З.А. иск поддержал и пояснил, что права и обязанности сторон по договору энергоснабжения электрической энергией определяются Гражданским кодексом РФ, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 (далее по тексту - Основные положения), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее по тексту - Правила).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
В соответствии с ч.1 ст.540 ГК РФ договор энергоснабжения для бытового потребления с гражданином «… считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети» и относится к сделке, совершенной в простой письменной форме.
Согласно п.72 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме.
Ответчик в установленном порядке подключился к электрическим сетям, что подтверждается открытием лицевого счета № 4265143(платежный код № 0501170026931) по его адресу. Указанное означает, что между ПАО «Дагестанская
энергосбытовая компания» и потребителем заключён договор энергоснабжения электрической энергии, согласно которому «Гарантирующий поставщик/сбытовая организация» обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а «Покупатель» обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию в количестве, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В силу ч.5 ст.38 Федерального закона №35 - ФЗ «Об электроэнергетике» в отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями. Дербентское городское отделение ПАО «ДЭСК» обеспечивает передачу электрической энергии своим потребителям на основании договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенного с АО «Сетевая Компания» Дербентские городские электросети. Таким образом, в рамках рассматриваемых отношений Дербентское городское отделения энергосбыта является организацией, продающей электрическую энергию непосредственно потребителю, а Дербентские ГЭС, являются «Сетевой организацией», оказывающей услуги по передаче электроэнергии потребителю через сбытовую организацию. По состоянию на 18.01.2019г. за ответчиком числится задолженность по оплате за потребленную электроэнергию в сумме 58 987,54 рублей, из которых: - 35 983,86 рублей - просроченная задолженность за электроэнергию; - 20 703,57 рублей - пеня за просрочку платежей; - 2 300,11 рублей - услуги отключения. Дербентское городское отделение энергосбыта направило ответчику претензию с требованием произвести расчет за потребленную электроэнергию. Однако, в нарушение ст.539 ГК РФ, должник оплату электроэнергии не произвел, продолжая игнорировать свои обязательства, а потому просит суд иск удовлетворить, взыскать с Букаровой И.М. в пользу ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» задолженность за потребленную электроэнергию в размере 58 987,54 рублей.
В судебном заседании ответчик Букарова И.М. пояснила, что является абонентом, по ее адресу установлен прибор учета электроэнергии, имеется лицевой счет. Действительно в последний раз она производила оплату за электроэнергию в июне 2017 года. Исковые требования в части взыскания с нее основного долга в сумме 35 983,86 рублей в виде просроченной задолженности за электроэнергию и 2 300,11 рублей за услуги отключения признает. С требованием о взыскании с нее неустойки (пени) за просрочку платежей в сумме 20 703,57 рублей согласиться не может, так как, по её мнению, она чрезмерно завышена и является несоразмерной ее материальному положению и просила суд об уменьшении размера неустойки до разумных пределов.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, суд считает требования ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» подлежащими частичному удовлетворению.
Так, судом установлено, что между сторонами заключен договор поставки электроэнергии для обеспечения нужд гр. Букаровой И.М. по адресу: <адрес изъят>.
Согласно счет-извещения и лицевой карты потребителя ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» задолженность абонента Букаровой И.М. за потребленную электроэнергию по адресу: <адрес изъят> по состоянию на 18 января 2019 года составляет 58 987,54 рублей, из которых: - 35 983,86 рублей - просроченная задолженность за электроэнергию; - 20 703,57 рублей - пеня за просрочку платежей; - 2 300,11 рублей - услуги отключения.
Дербентское городское отделение ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» 17.01.2019г. обратилось к ответчику с претензией произвести расчет за потребленную электроэнергию. Однако, ответчик Букарова И.М. оплату электроэнергии не произвела.
В соответствии со ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
В соответствии с ч.1 ст.540 ГК РФ договор энергоснабжения для бытового потребления с гражданином считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети и относится к сделке, совершенной в простой письменной форме.
Согласно п.72 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме.
Таким образом, суд, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» к Букаровой И.М. о взыскании с нее просроченной задолженности за электроэнергию в размере 35 983,86 рублей в виде просроченной задолженности за электроэнергию и 2 300,11 рублей в виде оплаты за услуги отключения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, истцом ставится также вопрос о взыскании с ответчика неустойки (пени) за просрочку платежей в сумме 20 703,57 рублей.
Однако, по мнению суда, сумма заявленной истцом неустойки (пени) с учетом конкретных обстоятельств дела является явно завышенной и несоразмерной последствиям нарушения обязательства.
В соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Определения от 21 декабря 2000 года N 263-О, положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.
Наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
С учетом того, что неустойка по своей сути является способом обеспечения исполнения обязательств должником и не должна служить средством обогащения кредитора, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что просрочка исполнения обязательств причинила ему ущерб, который соответствует истребуемой им сумме неустойки, а также учитывая компенсационную природу неустойки, баланс интересов сторон, суд приходит к выводу, что заявленная истцом к взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения ответчиком принятых на себя
обязательств, в связи с чем, суд считает необходимым применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить общий размер подлежащей взысканию с ответчицы в пользу истца неустойки (пени) до 2 000 рублей.
Таким образом, с Букаровой И.М. в пользу ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» по состоянию на 18 января 2019 года подлежат взысканию денежные средства в виде задолженности за потребленную электроэнергию в размере 35 983 руб. 86 коп.; 2000 руб. в виде неустойки (пени) за просрочку платежей; 2 300 рублей 11 коп. в виде оплаты за услуги отключения, а всего 38 918 руб. 90 коп.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика Букаровой И.М. в бюджет городского округа «город Дербент» подлежит взысканию и сумма государственной пошлины в размере 1 408 руб. 52 коп., уплата которой истцу ранее, определением Дербентского городского суда была отсрочена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в пользу ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» денежные средства в виде задолженности за потребленную электроэнергию в размере 35 983 руб. 86 коп.; 2000 руб. в виде неустойки (пени) за просрочку платежей; 2 300 рублей 11 коп. в виде оплаты за услуги отключения, а всего 40 283 (сорок тысяч двести восемьдесят три) рубля, 97 коп.
В остальной части иска ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» отказать.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в бюджет городского округа «город Дербент» государственную пошлину в размере 1 408 (одна тысяча четыреста восемь) руб., 52 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня его принятия.
СУДЬЯ Д.А. Гаджиев