Дело №2-265/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Акъяр 23 мая 2023 года
Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Подынь З.Н., при секретаре Атанове И.И., с участием истца Кусакиной Н.А., представителей истца Синебуховой А.А., Быстрицкого Б.Б., представителя ответчика Рахматуллина Т.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кусакиной Н.А. к ГАУЗ РБ Республиканский санаторий для детей с родителями «Сакмар» об установлении надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения,
УСТАНОВИЛ:
Кусакина Н.А. обратилась в суд исковым заявлением к ГАУЗ РБ Санаторий для детей с родителями «Сакмар» об установлении надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, мотивировав свои требования тем, что с 22 июля 2005 года работает в ГАУЗ РБ Республиканский Санаторий для детей с родителями «Сакмар» в должности медицинской сестры. 26 октября 2015г. она была переведена в лечебное отделение на должность медицинской сестры палатной. В январе 2022 года она обратилась в Республиканскую организацию Башкортостана Профсоюза здравоохранения РФ, и получила ответ, датированный 19 января 2022 года согласно которому она обнаружила, что в течение всего времени с 2005 по 2010 года работы ей не доплачивают заработную плату, а именно за непрерывный стаж в медицинской деятельности. Из ответа ей стало известно, что с 22 июля 2005 года она была лишена надбавки в размере 30 % от оклада за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, что, по мнению истца, является незаконным. В связи с чем работодатель обязан установить ей ежемесячную доплату за стаж работы с 22 июля 2005 года в размере 30%, произвести перерасчет заработной платы и выплатить недополученную заработную плату. Перед обращением в суд, истец полагала о возможности прийти к соглашению с работодателем в досудебном порядке, однако ее претензии остались не удовлетворенными. В результате неправомерных действий работодателя она испытала существенные переживания, отягощенные несправедливым отношением к ней руководства как к сотруднику, добросовестно выполнявшему свои должностные обязанности. Указанный конфликт с работодателем лишил ее моральных сил, что привело к ухудшению ее общего самочувствия. По вине работодателя истец оказалась в ситуации, при которой испытала материальные трудности. Размер компенсации причиненного ей морального вреда с учетом изложенных обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, истец оценивает в размере 50 000 руб., который просит взыскать в ее пользу. Просит восстановить предусмотренный ст. 292 ТК РФ срок обращения в суд за разрешением настоящего индивидуального трудового спора.
Истец Кусакина Н.А. и ее представители Синебухова А.А., Быстрицкий Б.Б. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, обосновав по доводам, изложенным в иске……
Кусакина Н.А. суду пояснила, что она ранее работала медицинской сестрой в детском саду, где получала 30 % за непрерывный стаж в учреждениях здравоохранения. После увольнения сразу начала работать в санаторий «Сакмар» с 22 июля 2005г. Руководителем предприятия на тот момент являлась Т.М.М. Расчетные листки по заработной плате при ее трудоустройстве не выдавались в проть до смены руководства, то есть до 2014 года. После того как она отработала три года по ее заявлению в 2008 году ей была назначена доплата в размере 20% за непрерывный стаж в медицинской деятельности, затем еще через два года доплата составила в сумме 30 %. В последующем лишь после обращения в январе 2022 года в Республиканскую организацию Башкортостана Профсоюза работников здравоохранения ей стало известно, что начиная с ее трудоустройства то есть с 22 июля 2005 года она имела право на установление ей надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 30% от оклада. То есть с июля 2005 года по 2010 год она незаконно была лишена надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 30% от оклада. После чего она обратилась в прокуратуру Хайбуллинского района и Государственную инспекцию труда. Не обращалась в суд, так как надеялась, что работодатель в добровольном порядке решит возникший спор.
Представитель ответчика ГАУЗ РБ Республиканский санаторий для детей с родителями «Сакмар» в лице директора Рахматуллина Т.Р. исковые требования истца не признал, просил применить срок исковой давности и отказать в удовлетворении иска. Суду пояснил, что с 2014 года является главврачом ГАУЗ РБ РСДР «Сакмар». По найденным в бухгалтерии документам ему известно, что надбавка за выслугу лет была назначена истцу в 2008 году, после того как она проработала в их учреждении три года в размере 20% от оклада, с августа 2010 года Кусакиной Н.А. была назначена доплата в размере 30% от оклада. В последующем в связи с изменением положений об оплате труда работников здравоохранения ей была назначена доплата в размере 15% от заработной платы, что закреплено в дополнительном соглашении к трудовому договору. Кусакиной Н.А. было известно о всех начисленных надбавках к заработной плате, поскольку она была ознакомлена с трудовым договором, дополнительными соглашениями к трудовому договору, в письменном виде извещалась о составных частях заработной платы.
Третье лицо представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела, отзыв на исковое заявление не направил и не просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель прокуратуры Хайбуллинского района РБ не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав истца и ее представителей, представителя ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 15 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 22 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные данным кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст. 57 Трудового Кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно ст. 129 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч. 2 ст. 135 Трудового Кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 22 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд и обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 13 мая 1992г. №508 «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения» на средний и младший медицинский персонал распространены действующие надбавки за продолжительность непрерывной работы (до 30% к должностным окладам). В силу пункта 5 данного Указа определение размера надбавки осуществляется Министерством здравоохранения РФ, Министерством труда и занятости населения РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.
Во исполнение вышеприведённого положения Постановлением Министерства труда и занятости населения РФ от 8 июня 1992г. №17 «О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения» среднему и младшему медицинскому персоналу учреждений здравоохранения установлена надбавка за продолжительность непрерывной работы, которая не может превышать 30% должностного оклада (пункт 1.4).
До 1 декабря 2008 года действовало Положение об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения от 15 октября 1999г. №377, которое применялось при определении заработной платы работников учреждений здравоохранения системы Министерства здравоохранения РФ, к которым относились лечебно-профилактические, санаторно-курортные и другие учреждения, включенные в «Номенклатуру учреждений здравоохранения», утверждаемую Минздравом России.
Номенклатура учреждений здравоохранения была утверждена Приказом Минздравсоцразвития от 7 октября 2005г. №627, действующим в период работы истицы в ГУЗ Республиканский санаторий для детей с родителями «Сакмар», и предусматривала только государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013г. №529н, вступившим в силу 18 октября 2013г., признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития от 7 октября 2005г. №627 и утверждена номенклатура медицинских организаций, предусматривающая медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Указанное Положение об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения от 15 октября 1999г. №377, предусматривало установление надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения (пункт 6.1) всем работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, кроме работников, получающих надбавку по основаниям, предусмотренным в подпунктах 6.1.1 – 6.1.3 Положения, в размере 20% оклада (ставки) за первые три года и 10 % за последующие два года непрерывной работы, но не больше 30% процентов оклада (пункт 6.1.4).
Пункт 6.2 указанного Положения устанавливал порядок исчисления стажа непрерывной работы, дающего право на получение надбавок, и предусматривал, что в стаж работы не засчитывался и прерывал его: время работы в учреждениях, организациях и предприятиях, не предусмотренных номенклатурой учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, за исключением учреждений, организаций и предприятий, упомянутых в настоящем разделе Положения (пункт 6.2.4).
Положение об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения от 15 октября 1999г. №377, утратило силу с 1 декабря 2008 года на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28 октября 2008г. №598н в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008г. №583.Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008г. №583 ввело с 1 декабря 2008г. новые системы оплаты труда для работников федеральных, бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов.
В пункте 9 указанного Постановления указано, что федеральным государственным органам по согласованию с Минздравсоцразвитием РФ необходимо утвердить условия оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников (включая размеры окладов (тарифных ставок), а также порядок и условия выплат компенсационного характера и порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера), вводимых с 1 декабря 2008г.
Положениями ст. 144 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы регулирования оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан урегулированы Законом Республики Башкортостан от 25 февраля 2009 года № 97-з «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан».
Так, системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан включают минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера, а также размеры повышающих коэффициентов к окладам и иные выплаты стимулирующего характера (статья 2 вышеназванного закона).
Из содержания приведенных норм следует, что стимулирующие выплаты, предусмотренные коллективными договорами, включены в систему оплаты труда являются составной частью заработной платы работников государственных учреждений.
Кроме того, в целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года № 311 утверждено «Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» (в редакции действовавшей в период спорных отношений).
Пунктом 2 названного постановления установлено, что выплата заработной платы работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления осуществляется в пределах средств бюджета Республики Башкортостан, предусматриваемых Министерству здравоохранения Республики Башкортостан согласно ведомственной структуре расходов бюджета Республики Башкортостан на соответствующий год, средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан и средств от приносящей доход деятельности.
Порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера предусмотрен в разделе 4 Положения. В соответствии с пунктом 4.2 которого решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимается учреждениями самостоятельно в пределах средств фонда оплаты труда.
Пунктом 4.2.2. Положения, надбавку за выслугу лет в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую (фармацевтическую) деятельность, рекомендовано устанавливать всем работникам учреждений здравоохранения в следующих размерах: от 3 до 5 лет - 10%; свыше 5 лет - 15%.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 22 июля 2005 года ГУЗ Республиканский санаторий для детей с родителями «Сакмар» заключил к Кусакиной Н.А. трудовой договор №39, согласно которого работодатель предоставил Кусакиной Н.А. работу медицинской сестры, установлен 8-ми часовой рабочий день, 40 рабочих часов в неделю, с должностным окладом в размере <данные изъяты>
На основании указанного договора был издан приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на работу Кусакину Н.П. в должности медсестры постовой с испытательным сроком на три месяца.
Истец в настоящее время продолжает работать в ГАУЗ РБ Республиканский санаторий для детей с родителями «Сакмар».
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения тарифной комиссии ГУЗ РСДР «Сакмар» Кусакиной Н.П. была установлена надбавка за три года непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 20% от оклада.
Приказом №-р от ДД.ММ.ГГГГг. на основании решения тарифной комиссии за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения Кусакиной Н.П. установлена ежемесячная надбавка к окладу в размере 30% за первые пять лет работы.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключено Дополнительное соглашение № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГг. согласно которому Кусакиной Н.П. установлена надбавка за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 30%.
ДД.ММ.ГГГГ между Кусакиной Н.П. и ГАУЗ РБ РСДР «Сакмар» заключено Дополнительное соглашение № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГг. согласно которому, Кусакиной Н.П. на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 13.08.2015г. № «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан», в раздел IV трудового договора внесены изменения в должностной оклад (тарифная ставка) в размере <данные изъяты>., также установлена надбавка за стаж работы свыше пяти лет в размере 15% от должностного оклада (1 453,50 руб.).
Согласно коллективному договору на 2018-2021г. согласованного Председателем Республиканской организации Башкортостана Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации от 16.04.2018г. надбавка за выслугу лет свыше пяти лет установлена 15% к окладу.
ДД.ММ.ГГГГ между истицей и ответчиком заключено Дополнительное соглашение № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГг. согласно которому должностной оклад Кусакиной Н.П. установлен в размере 10 078 руб., надбавка за выслугу лет 15% от должностного оклада в размере 1 511,70 руб., сельские 25% в размере 2 519,5 руб.
Истец Кусакина Н.П. ознакомлена под роспись с Положением об оплате труда работников и не отрицала в ходе судебного разбирательства, лишь пояснив, что подписи она ставила не знакомившись с документами.
Из представленных расчетных документов следует, что действительно Кусакиной Н.П. с момента трудоустройства то есть с 22 июля 2005 года до 22 июля 2008 года работодателем надбавка к окладу за продолжительный непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения не устанавливалась. С 22 июля 2008 года начислялась надбавка к окладу в размере 20%, с 22 июля 2010 года за выслугу лет надбавка начислялась в размере 30% к окладу, что не оспаривалось в судебном заседании самой истицей, которая пояснила, что обращалась с соответствующими заявлениями в бухгалтерию работодателя. После 30 декабря 2015 года по дополнительному соглашению № к трудовому договору Кусакиной Н.П. надбавка за выслугу лет составляет 15% от должностного оклада.
Ответчиком в суде заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд по указанным выше требованиям и применении последствий пропуска срока.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 Трудового Кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 ст. 392 Трудового Кодекса Российской Федерации, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 392 Трудового Кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 Трудового Кодекса Российской Федерации).
В абзаце пятом пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Сроки выплаты заработной платы установлены ст. 136 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть шестая статьи 136 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Из пояснений истицы, установлено, что заработная плата ей выплачивалась ежемесячно, задержек в выплате начисленной заработной платы за спорные периоды времени не было. В июле 2008 года и 2010 года она лично обращалась с заявлением о назначении ей надбавки за непрерывный стаж (выслугу лет). Ей было известно о решении тарифной комиссии, что с 22 июля 2008 года ей назначена надбавка в размере 20%, а с 22 июля 2010 года надбавка составила 30% от оклада.
В своем иске истец просит восстановить срок на обращение с иском в суд, ссылаясь на уважительные причины пропуска, однако доказательств в обоснование своих доводов не представила. Пояснив лишь, что расчетные листки не получала, поэтому не знала о структуре своей заработной платы. На ее расспросы при трудоустройстве работодатель ей объяснял причину невыплаты надбавки за выслугу лет, и она не сомневалась в правильности начислений, но когда узнала, что другой работник получала надбавку за выслугу лет, то обратилась в Республиканскую организацию Башкортостана Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, и получив ответ на обращение в январе 2022 года стала вновь обращаться к работодателю по данному вопросу.
Доводы истца о том, что расчетных листков за 2005-2010 годы она не получала, сам по себе о наличии уважительных причин для пропуска срока не свидетельствуют, и не исключают возможность своевременного обнаружения недоначисленной заработной платы, так как истец получая ежемесячно выплаты располагала о размере ее заработной платы, таким образом при получении заработной платы за указанный период истцу могло быть известно о нарушении ее права. Кроме того, сама истец в судебном заседании пояснила, что ей в 2008 году было известно, что она не получает надбавку за непрерывный стаж, так как она обращалась к работодателю с заявлением об установлении ей надбавки за три года непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, после чего ей была установлена надбавка в размере 20% от должностного оклада, еще через два года – в июле 2010 года ей по ее заявлению установили надбавку за стаж в 30%.
В период с 22 июля 2005г. по 14 марта 2023г. истец находилась на рабочем месте, за тяжелобольными членами семьи уход не осуществляла, не находилась длительное время на листе нетрудоспособности, получала ежемесячную заработную плату.
В суд с настоящим иском Кусакина Н.А. обратилась 14 марта 2023г. Учитывая, что о предполагаемом нарушении своих прав истец должна была знать каждый месяц при получении заработной платы в соответствии со ст. 136 Трудового Кодекса Российской Федерации, истец пропустила установленный ст. 392 Трудового Кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. Доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено.
Руководствуясь ст. 194-198 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30.05.2023░.