Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3015/2023 ~ М-2639/2023 от 17.10.2023

Дело № 2-3015/2023

УИД: 55RS0026-01-2023-003025-23

                             

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

             

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Знаменщикова В.В., при секретаре судебного заседания Терлеевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 07 декабря 2023 гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Администрация ОМР Омской области обратилась в суд названным с заявлением указав, что согласно выписке из ЕГРН 15.06.2022 осуществлена постановка на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - разведочно-эксплуатационная скважина 38-0313, глубиной 128, кадастровый номер 55:20:010501:2330, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, п. Андреевский. Права на указанный объект отсутствуют. С момента постановки на учет указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, прошло более года. О права на объект никто не заявил. Для организации надлежащего обслуживания и эксплуатации разведочно-эксплуатационной скважины в соответствии с существующими правилами эксплуатации необходимо возникновение права муниципальной собственности.

На основании изложенного заявитель просил признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом Омской области на бесхозяйный объект недвижимости: вид объекта недвижимости - сооружение, назначение: сооружение коммунального хозяйства, наименование разведочно-эксплутационная скважина 38-0313, глубиной 128, кадастровый номер 55:20:010501:2330, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, п. Андреевский.

Представитель администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, администрации Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, МУП "СКБУ", АО "Омскоблводопровод", ООО «Коммуналсервис», МУП Водоканал Омского муниципального района Омской области, АСУСО «Пушкинский дом-интернат» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.

Представитель заинтересованного лица АСУСО "Пушкинский ДИ" Темерев В.Ю. действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указывает, что учреждение эксплуатирует и поддерживает в работоспособном состоянии указанную скважину. Правоустанавливающие документы отсутствуют, на балансе учреждения не числится, какие-либо договоры о передаче скважины не заключались. Неоднократно обращались в администрацию Андреевского сельского поселения ОМР Омской области для определения титульного собственника разведочно-эксплуатационной скважины. Признание судом муниципальной собственности не повлечет каких-либо негативных последствий для водоснабжения объектов учреждения. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, для принятия вещи в собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.

Недвижимое имущество, права на которое не зарегистрированы в ЕГРП, не может быть признано бесхозяйным, если оно находится в фактическом владении лица, осуществляющего правомочия собственника, и существуют правопритязания на это имущество.

Порядок принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 931 от 10.12.2015, вступившим в законную силу с 01.01.2017.

Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 9 Правил принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Согласно части 2 статьи 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, представленной ППК «Роскадастр» по Омской области 24.10.2023 в отношении объекта недвижимости - разведочно-эксплуатационная скважина 38-0313, глубиной 128 м, кадастровый номер 55:20:010501:2330, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, п. Андреевский в Единый государственный реестр недвижимости 15.06.2022 года внесена запись о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Из информации, представленной в ответе Министерства имущественных отношений Омской области 31.10.2023, департамента имущественных отношений Администрации города Омска 30.10.2023 и ТУ Росимущества в Омской области 25.10.2023, указанный объект недвижимости отсутствует в собственности Омской области, не значится в реестре муниципальной собственности г. Омска и реестре федерального имущества.

По информации, представленной бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от 23.10.2023 в учетно-технической документации учреждения не значится объекты недвижимости: разведочно-эксплуатационная скважина 38-0313, глубиной 128, кадастровый номер 55:20:010501:2330, расположенная по адресу: Омская область, Омский район, п. Андреевский.

В ответе от 17.05.2022 Администрация ОМР и от 07.07.2021 Администрация Андреевского с/п ОМР сообщили об отсутствии данной разведочно-эксплуатационной скважины в реестре муниципальной собственности.

Архивные сведения в отношении названного объекта недвижимости также отсутствуют.

МУП "Водоканал ОМР", ООО "Коммуналсервис", МУП "СКБУ Омского района Омской области", АО "Омскоблводопровод" возражений по существу заявленных требований не представили, эксплуатацию указанного объекта не осуществляют.

АСУСО «Пушкинский дом-интернат» в отзыве от 08.11.2023 сообщило, что поддерживает в работоспособном состоянии спорный объект для водоснабжения объектов социального обслуживания и населения п. Андреевский Омского района Омской области. Он не имеет собственника и расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Судом установлено, что спорный объект недвижимости не имеет собственника, принят на учет в установленном порядке, истек годичный срок со дня постановки на учет бесхозяйного объекта.

В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).

В свою очередь, пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ определено, что к числу целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, относятся: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположены сельские поселения, относится, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1, часть 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).

Спорная разведочно-эксплуатационная скважина относится к имуществу, предназначенному для решения вопросов местного значения, отсутствие собственника скважины влечет деградацию социально значимого объекта, служащего для целей водоснабжения.

В рамках рассматриваемого дела отсутствуют правопритязания третьих лиц на спорный объект.

В названной связи требования заявления подлежат удовлетворению

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать право муниципальной собственности - Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект недвижимости: вид объекта недвижимости - сооружение, назначение: сооружение коммунального хозяйства, наименование разведочно-эксплуатационная скважина 38-0313, глубиной 128 м., кадастровый номер 55:20:010501:2330, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, п. Андреевский.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                    В.В. Знаменщиков

Решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2023 года.

2-3015/2023 ~ М-2639/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация Омского муниципального района Омской области
Другие
Демартамент имущественных отношений администрации города Омска
МУП "СКБУ"
ООО "Коммуналсервис"
Управлние Росреестра по Омской области
ООО "Коммуналсервис" в лице конкурсного управляющего Гапонова Максима Владимировича
Министерство имущественных отношений Омской области
АСУ ОО Пушкинский дом-интернат
администраиция Андреевского с/п Омского муниципального района Омской области
МУП Водоканал Омского муниципального района Омской области
ТУФА Росимущества по Омской области
АО "Омскоблводопровод"
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Знаменщиков Владимир Владимирович
Дело на сайте суда
omskiycourt--oms.sudrf.ru
17.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2023Передача материалов судье
18.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2023Подготовка дела (собеседование)
07.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2024Дело оформлено
02.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее