Копия
Дело №12- 94/2020 г.
РЕШЕНИЕ
22 декабря 2020 года р.п. Шилово Рязанская область
Судья Шиловского районного суда Рязанской области Левина Е.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Небольсина Алексея Анатольевича на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Главным государственным санитарным врачом по Шиловскому, Спасскому, Сапожковскому, Путятинскому районам – начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в Шиловском районе ФИО2 о признании администрации муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Глава администрации муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Небольсин А.А. обратился в Шиловский районный суд Рязанской области с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Главным государственным санитарным врачом по Шиловскому, Спасскому, Сапожковскому, Путятинскому районам – начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в Шиловском районе ФИО2 о признании администрации муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей. Данное постановление он просит отменить и прекратить производство по делу.
Законный представитель администрации МО – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Небольсин А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении ФИО2 пояснила, что на основании плана проверок в отношении администрации МО – Санское сельское поселение была проведена проверка и ФИО4 составлен Акт проверки. На основании акта был составлен протокол об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации было вынесено постановление и назначено наказание в виде штрафа. Глава администрации Небольсин А.А. присутствовал при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО4, в судебном заседании пояснила, что в отношении администрации МО – Санское сельское поселение проводилась проверка на нарушение санитарных правил, площадок по скоплению мусора. Проехали по местам и увидели, что контейнерные площадки не обустроены, на кладбищах отсутствуют площадки мусоросборников и сами мусоросборники. При проведении проверки присутствовал Небольсин А.А. При измерении освещенности в кабинете бухгалтерии присутствовала специалист администрации, при этом документов на представление интересов администрации у нее не было.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении обязано оценить доказательства.
Статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административном ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении обязано оценить доказательства.
В соответствии со ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
По делу установлено, что согласно выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок, размещенного на сайте Управления Роспотребнадзора по Рязанской области, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Рязанской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ старшим специалистом 1 разряда ТО Управления Роспотребнадзора по Рязанской области в Шиловском районе ФИО4 и помощником санитарного врача ФФБУЗ «ЦГиЭ в Рязанской области в Шиловском районе» ФИО6 была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица – администрации МО – Санское сельское поселения Шиловского муниципального района Рязанской области. В ходе проведения проверки установлено, что контейнерные площадки – места накопления ТБО не обустроены (отсутствует водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод), что является нарушением ст. 21 ч. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; гл. 2 п. 2.1 СанПин 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований». Контейнеры для сбора мусора не приобретены в достаточном количестве согласно реестру мест накопления, на день обследования приобретено 3 контейнера. Сбор ТКО осуществляется на утвержденных реестром местах накопления в огороженные шифером ящики в пакетированном виде. Не проведены мероприятия по благоустройству на кладбищах сельского поселения: отсутствуют благоустроенные площадки для мусоросборников, сами мусоросборники, что является нарушением СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» п.6.6, 6.7. Согласно проведенных лабораторных исследований освещенности на рабочем месте в бухгалтерии, проведенных испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, освещенность на рабочем месте не соответствует нормативным требованиям (при норме 300 ЛК, фактически освещенность составила 156 ЛК), что является нарушением СанПин 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах». ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт проверки.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – администрации муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области старшим специалистом 1 разряда ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в Шиловском районе ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Шиловскому, Спасскому, Сапожковскому, Путятинскому районам – начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в Шиловском районе ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В качестве доказательств были приняты во внимание: распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №; поручение №; выездной лист замеров освещенности от ДД.ММ.ГГГГ; акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ; протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
В основу постановления по делу об административном правонарушении о привлечении администрации МО – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района <адрес> к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, положены лабораторные исследования освещенности на рабочем месте в бухгалтерии.
Согласно Протокола лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для проведения исследования- поручение ТОУ РПН по РО в Шиловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентирован статьей 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений приведенной статьи закона, соответствующее изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, о чем составляется протокол с соблюдением требований данной статьи и подписывается участвовавшими при изъятии лицами.
По смыслу вышеуказанных норм права установленный порядок отбора проб и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что в рассматриваемом случае, замер освещенности осуществлялся без соблюдения процедуры, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, без участия понятых либо применения видеозаписи.
В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ, об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.
В материалах дела, указанного протокола, составленного в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ, не имеется.
Кроме этого, представитель администрации МО – Санское сельское поселение не присутствовал при замере освещенности. Согласно выездного листа замеров освещенности от ДД.ММ.ГГГГ, при замере присутствовала специалист администрации ФИО7 Однако документов, подтверждающих, что ФИО7 является законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеется. Что является процессуальным нарушением.
Помимо этого, по смыслу нормативных положений, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности. Правила оформления названного документа указаны в частях 2, 5 статьи 28.2 КоАП РФ. В частности, согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из разъяснений п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
При этом, в протоколе об административном правонарушении № 49 от 05.10.2020 года, не указано место совершения административного правонарушения, что свидетельствует о неполном отражении события административного правонарушения, что является существенным недостатком протокола.
Кроме того, на основании ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно описательно- мотивировочной части данного постановления, которое было вручено лицу, привлекаемому к административной ответственности, не в полной мере указаны обстоятельства правонарушения, в том числе не дана оценка доказательствам. В соответствии со ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ст. 25.4 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о разъяснении законному представителю положений статьи 25.1, 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений статьи 51 Конституции Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что законный представитель юридического лица не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту.
Следовательно, при принятии постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления допущены существенные нарушения указанных выше норм Кодекса, в связи с чем принятое постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В этой связи, учитывая, что допущенные при рассмотрении дела существенные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело и учитывая, что срок давности привлечения лица к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы судом не истек, суд полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
При этом суд указывает, что при наличии существенных процессуальных нарушений, послуживших причиной отмены обжалуемого постановления, суд не оценивает его законность с позиции фактических обстоятельств дела и относящихся к ним доводов жалобы, в связи с чем все доводы, приведенные в жалобе необходимо учесть должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении и дать им надлежащую оценку при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Главным государственным санитарным врачом по Шиловскому, Спасскому, Сапожковскому, Путятинскому районам – начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в Шиловском районе ФИО2 о признании администрации муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в Шиловском районе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии через Шиловский районный суд Рязанской области.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>