Дело № 12-61/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
с. Корткерос | 8 ноября 2023 года |
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Кочанов Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чуркина Алексея Владимировича на постановление мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от 28 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении № 5-790/2023,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от 28 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении № 5-790/2023 Чуркин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб. за то, что он, являясь главным врачом ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ», допустил осуществление медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований в части отсутствия врача – детского хирурга для выполнения разрешённых лицензией на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях работ (услуг) по детской хирургии.
Не соглашаясь с данным постановлением, Чуркин А.В. обратился в Корткеросский районный суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании лицо, привлечённое к административной ответственности, - Чуркин А.В., законный представитель потерпевшей ФИО2, потерпевшая ФИО3, при условии надлежащего извещения, в судебное заседание не явились, отводов составу суда не заявили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, иных ходатайств и заявлений по существу дела также не представили.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.2, 25.3 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлечённого к административной ответственности, и потерпевшей стороны.
Помощник прокурора Корткеросского района Буторина К.Р. с доводами жалобы не согласна, считает постановление законным и обоснованным.
Выслушав помощника прокурора Корткеросского района Буторину К.Р., исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему:
Согласно п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса в вышестоящий суд.
В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов суд обязан проверять законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объёме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного данной статьёй, является порядок государственного управления, а объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных данной лицензией.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее – Положение о лицензировании), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
В пункте 5 Положения о лицензировании определено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности является, в том числе наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг).
Согласно пункту 7 указанного Положения, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами «а», «б» и «г» пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Частями 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 10 ст. 19.2 Закона о лицензировании предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.
Из материалов дела усматривается, что ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии Л041-01176-11/00367693 от 12.02.2020, в соответствии с которой Учреждение имеет разрешение, в том числе на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по детской хирургии.
Прокуратурой Корткеросского района совместно с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны здоровья граждан и лицензионных требований при оказании медицинской помощи несовершеннолетней ФИО3, порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. По результатам данной проверки установлено грубое нарушение ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.10.2012 № 562н, что отражено в соответствующем заключении специалистов № 67 от 20.07.2023.
04.08.2023 прокурором Корткеросского района Бархатовым А.Е. в отношении главного врача ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» Чуркина А.В. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела мировой судья обоснованно пришёл к выводу, что действия главного врача ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» Чуркина А.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, в связи с тем, что он, являясь руководителем организации здравоохранения, допустил грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренных п. 5 Положения о лицензировании, связанное с отсутствием в ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» детского врача-хирурга, что повлекло возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.
Данный вывод основан на имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательствах и правильном применении закона.
Факт совершения главным врачом ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» Чуркиным А.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, не оспаривается автором жалобы и подтверждается собранными по делу доказательствами: - постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, - заключением № 67 от 20.07.2023, - должностной инструкцией главного врача ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ», которые оценены мировым судьёй в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Суд не установил обстоятельств, объективно свидетельствующих невозможность соблюдения главным врачом ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» Чуркиным А.В. исполнения требований лицензирования медицинской деятельности Учреждения.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности нельзя признать состоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, составляет девяносто календарных дней.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Допущенные Чуркиным А.В. нарушения лицензионных требований являются длящимися и выявлены по результатам проверки, проведённой в период с 10 по 20 июля 2023 года прокуратурой Корткеросского района совместно с должностными лицами территориального отдела Росздравнадзора по Республике Коми, сведения о которых поступили прокурору Корткеросскому району, уполномоченному на возбуждение дела об административном правонарушении по настоящему делу, 25.07.2023.
Установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и исчисляемый с указанной даты срок давности привлечения к административной ответственности не истёк на момент вынесения мировым судьёй 28.09.2023 постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности.
Таким образом, порядок и срок давности привлечения Чуркина А.В. к административной ответственности вопреки доводам жалобы соблюдены.
Процессуальный порядок привлечения главного врача ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» Чуркина А.В. к административной ответственности соблюдён. Каких-либо нарушений требований закона, допущенных при вынесении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, либо проведении иных процессуальных действий в ходе производства по делу, не установлено.
Таким образом, Чуркин А.В. обоснованно привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления, жалоба не содержит, суд второй инстанции не установил.
Квалификация действий Чуркина А.В. по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ является правильной.
Минимальное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб., предусмотренное санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, назначено Чуркину А.В., как должностному лицу – главному врачу ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ», в соответствии с требованиями статей 4.1, 4.2 КоАП РФ, то есть с учётом характера совершённого административного правонарушения, личности виновного, отсутствия обстоятельств, смягчающих административную ответственность и наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
На основании изложенного, суд находит постановление мирового судьи законным и обоснованным. Каких-либо существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления, прокурором и судом первой инстанции при производстве по делу допущено не было.
С учётом обстоятельств совершённого оснований для освобождения Чуркина А.В. от административной ответственности не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от 28 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении № 5-790/2023 в отношении Чуркина Алексея Владимировича по ст. 19.20 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Чуркина А.В. – без удовлетворения.
Судья - Л.А. Кочанов
Копия верна - Л.А. Кочанов