Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1663/2019 ~ М-1248/2019 от 14.08.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 сентября 2019 года                                г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи    Родиной Т.А.,

при секретаре     Матвеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1663/2019 по административному исковому заявлению Гладковой Е.В., Янкина В.А., Янкина Д.В. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,

с участием представителя административных истцов по доверенности Жулидовой Ю.Л.,

у с т а н о в и л:

Гладкова Е.В., Янкин В.А., Янкин Д.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просили восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость: нежилого помещения с кадастровым номером рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 1 037 343 рубля 87 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером - в размере 4 085 110 рублей 96 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером - в размере 1 196 488 рублей 91 копейка; нежилого помещения с кадастровым номером - в размере 3 843 415 рублей 54 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером - в размере 9 155 891 рубль 56 копеек.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Жулидова Ю.Л. поддержала требования в полном объёме по основаниям, изложенным в административном иске.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти, ООО "Консалтинговый центр "ЭКСПЕРТ" не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, Управление Росреестра по Самарской области – письменный отзыв.

Выслушав пояснения представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административными истцами требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат:

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 68,7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 271,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 73,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 207,4 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 631,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанных нежилых помещений определена в соответствии с Постановлением правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 2 033 228 рублей 71 копейка;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 09 августа 2013 года в размере 8 013 165 рублей 03 копейки;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 2 005 852 рубля 30 копеек;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 5 691 022 рубля 82 копейки;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 17 317 283 рубля 02 копейки.

    В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

В силу статьи 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административные истцы уплачивают налог на имущество, исходя из их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Кадастровая стоимость затрагивает права административных истцов, владеющих объектами недвижимости на праве собственности, как плательщиков налога на имущество.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений и считая свои права нарушенными, 14 августа 2019 года, с пропуском срока, административные истцы обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.

В обоснование заявленных требований административные истцы представили отчеты об оценке рыночной стоимости от 24.07.2019 года, от 24.07.2019 года и от 24.07.2019 года, выполненные оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговый центр «ЭКСПЕРТ» ФИО1

Указанными отчетами рыночная стоимость объектов недвижимости определена:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 1 037 343 рубля 87 копеек;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 09 августа 2013 года в размере 4 085 110 рублей 96 копеек;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 1 196 488 рублей 91 копейка;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 3 843 415 рублей 54 копейки;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 9 155 891 рубль 56 копеек.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 15 апреля 2012 года, на 09 августа 2013 года, на 17 августа 2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых помещений.

Для расчета стоимости нежилого помещения оценщик применил метод сравнения продаж в рамках сравнительного и метод капитализации по расчетным моделям в рамках доходного подхода. От применения затратного подхода оценщик мотивированно отказался.

Согласовав результаты, полученные в результате двух подходов, оценщик определил итоговую величину рыночной стоимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 1 037 343 рубля 87 копеек;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 09 августа 2013 года в размере 4 085 110 рублей 96 копеек;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 1 196 488 рублей 91 копейка;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 3 843 415 рублей 54 копейки;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 9 155 891 рубль 56 копеек.

Выводы, сделанные в отчетах об оценке, подтвердил в судебном заседании свидетель Берчак С.И. и указал, что существенное расхождение между кадастровой стоимостью нежилых помещений и их рыночной стоимостью связано с тем, что кадастровая стоимость является сильно завышенной, выполненной без учета анализа рынка г. Тольятти, в котором рынок неактивен, недвижимость плохо продается, стоимость продаж невысокая.

Давая оценку представленным отчетам, суд отмечает, что приведённые в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчеты содержат определение рыночной стоимости нежилых помещений на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенного в рамках выбранного оценщиком подхода. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетами об оценке рыночная стоимость нежилых помещений является достоверной.

Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года, на 09 августа 2013 года, на 17 августа 2013 года, на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости установленной отчетами об оценке.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 14 августа 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Гладковой Е.В., Янкина В.А., Янкина Д.В. удовлетворить.

Восстановить Гладковой Е.В., Янкину В.А., Янкину Д.В. пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 68,7 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 1 037 343 рубля 87 копеек.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 271,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 09 августа 2013 года в размере 4 085 110 рублей 96 копеек.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 73,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 1 196 488 рублей 91 копейка.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 207,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 3 843 415 рублей 54 копейки.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 631,1 кв. м., расположенного по адресу: Самарская <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 9 155 891 рубль 56 копеек.

Датой обращения административных истцов в суд считать 14 августа 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                        Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2019 года.

3а-1663/2019 ~ М-1248/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гладкова Е.В.
Янкин Д.В.
Янкин В.А.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация городского округа Тольятти Самарской области
ООО "Консалтинговый центр "ЭКСПЕРТ"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.08.2019Регистрация административного искового заявления
15.08.2019Передача материалов судье
16.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Судебное заседание
30.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее